Ивнянское благочиние

Статья «Да будут все едино» (от 13 февраля 2016 г.)

В первые века Христианства жил в Египетской пустыне подвижник – авва Агафон. Он ушёл из мира, чтобы в молитвенном одиночестве стяжать Духа Святого. Так делали тогда многие истинные монахи. Но даже среди подобных ему пустынножителей авва Агафон выделался особенным смиренномудрием: никогда не кичился своими трудами, не обижался, если слышал в свой адрес клевету, и всегда был готов услужить ближнему. Добрая молва о нём дошла до близлежащих городов, и вот однажды монахи одного из городских монастырей решили лично взглянуть на подвижника и убедиться в его смирении. Придя к авве Агафону, они стали искушать его: «Отче, в городе говорят, что ты вспыльчив и гневлив сверх меры…» — «Так, братия, грешен я в этом», — поникнув головой, отвечал Агафон. «А ещё говорят, — продолжали молодые монахи, — что ты блудник и не можешь равнодушно пройти мимо женщины». – «Увы, и это правда!» — ещё ниже склонил главу старец. «Мы слыхали также, что ты еретик», — продолжали братия. И тут авва Агафон, выпрямившись во весь рост, гневно сверкнул глазами: «Ложь! Я не еретик!»

Оробевшие монахи просили у старца прощения за свою злую выходку, но на прощанье, не удержавшись, задали ещё один вопрос: «Скажи нам, авва, почему ты с готовностью принял грехи, в которых был неповинен, но отверг обвинение в еретичестве?» — «Братия мои, — отвечал старец, — то всё были грехи против меня самого, и мне всегда полезно помнить о них, а еретик – враг Бога, Который сказал: «Хула на Духа Святого не простится человекам».

Сегодня мало кто из рядовых верующих понимает истинный смысл слова «еретик», и уж тем более редко кто кается в этом грехе. А грех этот действительно страшен именно тем, что без искреннего и действенного покаяния не может быть прощён Богом. Ересь – не просто заблуждение или недоразумение. Ересь – это отвержение человеком или целой большой группой (сектой, лже-церковью) догматов Православной веры.

Да мы же и сами не знаем этих догматов! – воскликнули сейчас мысленно многие. И вообще – слова «догма», «догмат» в мирском понимание – чуть ли не ругательные: это нечто застывшее, непоколебимое, устаревшее. Да. Но только – не в религии. Православные догматы – это действительно непоколебимые столпы, фундамент нашей православной веры.

В первые века Христианства собирались Вселенские соборы. Всего их было семь, и на них обсуждались и утверждались эти догматы: о Божественной и Человеческой природах Иисуса Христа, о приснодевстве Пресвятой Богородицы, об исхождении Святого Духа от Отца (но не от Сына, как позже стали утверждать католики), о воскресении мёртвых и жизни будущего века, и ещё многие другие. Основная часть этих соборных догматов составила Православный Символ веры – ту самую молитву «Верую», которую мы с вами поём на каждой литургии и которую читает человек, решивший принять Крещение, или его восприемники во время совершения этого таинства. А если присоединяем свой голос к общецерковному исповеданию веры, то как же можем порой легко отрекаться от церковных догматов в мирских беседах?

Сегодня стало модным утверждение: религий много, а Бог один. И это было бы правильным, если бы не лукавое прибавление: «И не важно, как Его называть и как молиться…»

Так за что же сражались, а порой и принимали мученическую кончину наши православные святые – святитель Николай Чудотворец, святитель Спиридон Тримифундский, преподобный Максим Исповедник, преподобный Марк Эфесский, преподобный Иоанн Дамаскин и иже с ними!? Бывали моменты, когда казалось, что ересь победила – как, например, в случае с преподобным Марком Эфесским, когда он на Ферраро-Флорентийском соборе, принявшим унию (соглашение) Греческой Православной Церкви с католиками, один противостоял всем остальным епископам и не подписал унию; позднее вокруг святого Марка сплотилось множество православных общин и монастырей, и сам император признал ошибочность сделанного шага. Святитель Марк Ефесский был освобождён из заточения, но здоровье его было уже непоправимо испорчено и он вскоре скончался в муках.

До сих пор в Православном календаре отмечены ежегодные празднования соборам и святым отцам, отстаивавшим Православие в разные века: «Память отцев Первого Вселенского собора», «Память отцев Шестого Вселенского собора», «Память отцев семи Вселенских соборов», «Торжество Православия». Те же, кои навязывали Церкви искажение православных догматов, до сих пор называются еретиками и им в определённые дни положено возглашать на православных службах «анафему». К сожалению, сегодня этот чин носит характер больше исторического напоминания. Хотя сегодня, порой, еретические настроения бытуют – во многом благодаря незнанию – даже в среде тех, кто считает себя православными.

В ХХ веке зародилось и продолжает развиваться до наших дней течение, называемое экуменизмом. Поначалу оно мыслилось как движение за объединение христианских течений, но позже приняло поистине вселенский масштаб и стало утверждать, что все религии равны и истинны.

Не будем сейчас говорить о том, кому выгодно навязывание нам таких утверждений. Но почему же мы, православные, легко соглашаемся с ними? Как ни стыдно это признавать, в основе такого «соглашательства» — наше невежество, незнание основ собственной религии. Когда Церковь молится «о благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех», речь идёт вовсе не о бескомпромиссном приятии чужого, нет! Мы молимся о том, чтобы все христиане, по слову Христа, стали – едины, «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21). Все же отступившие от этих слов Христа подлежат отлучению от Церкви: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8).

Уже прочно вжилось в нашу речь опасное слово «толерантность» — применительно к религии это терпимость, уважение прав иных религиозных верований. Но признание за человеком права исповедовать любую религию вовсе не означает для православных отказ от твёрдого исповедования и отстаивания своей веры. В Апостольских правилах, по которым живёт Православная Церковь, есть и такие: «Если православный помолится с еретиком, да будет отлучён от Церкви; если с еретиком помолится священник или архиерей – да извержется из священного сана» (10 и 45 Апостольское правило). Православным запрещается даже заходить в инославные храмы, чтобы не получить духовного вреда, который действует незаметно, как радиация, и столь же страшными для души могут быть воздействия чуждого духа.

В последние десятилетия нам всё больше навязывается мысль о том, что католическая религия имеет полное право называться Церковью (в православный обиход даже вошло словосочетание церковь-сестра), что её различия с Православием якобы не имеют существенных различий: ну, сидят католики на службах, ну, крестятся слева направо, ну, крещение совершают не погружением, а обливанием – так ведь это всё внешнее. Главное – веруют во Христа. Это действительно главное. Только вот – во Христа ли они веруют? Вернее, Христу ли? Ведь, по слову апостола Иакова, «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19) – да только не исполняют его повелений.

Почему наши благочестивые предки насмерть стояли за веру? Когда в 1612 году на русский престол едва не взошёл польский королевич, остановило это безумное решение бояр-предателей только то, что Патриарх и народ потребовали от кандидата на царство принять Православие. Русский собор 1620 года повелел крестить заново переходящих в Православие католиков, так как, по словам патриарха Филарета, «латиняне – папёжники суть сквернейшие и злейшие из всех еретиков, ибо они приняли в свой закон проклятые ереси всех древних еллинских, жидовских, агарянских еретических вер». Что может быть большей хулой на Бога (а такая хула, по слову Христа, не простится человеку – см. Мф. 12, 31), чем объявление Папы Римского равным Богу? Ведь, по определению католицизма, папа может повелевать Ангелами, изменять таинства Церкви и даже изрекать приговор против суда Божия – в таком случае «суд Божий может быть изменён». Это уже не религия, а какой-то культ личности. Какие же «христианские диалоги», столь модные сегодня, можно вести с церковью, так исказившей учение Христа? Вдохновенный богослов и горячий защитник Православия святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад. Папизм присваивает папе свойства Христовы и тем самым отвергает Христа. Папа есть идол папистов; он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане… Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной жестокости своей, жестокого презрения к человекам и ненависть к ним».

Со времени отпадения католичества от Вселенской Церкви еретиков принимали в Православие только через покаяние и принятие православного крещения (последние 200 лет католическое крещение считается действительным и лишь дополняется миропомазанием).

Следуя Апостольским Правилам, православный христианин не только не должен ходить в чужие храмы и молитвенные собрания, но и дома молиться с еретиком, не должен брать в руки и читать неправославную религиозную литературу. Единственное исключение: если в неправославном храме находятся мощи православных святых. В этих случаях разрешается зайти и приложиться к святыне, не участвуя в богослужении.

Святые отцы предупреждали, что религией последнего мирского правителя – Антихриста – будет объединение всех вероисповеданий. В ХХ столетии стали традиционными межрелигиозные форумы – конференции представителей различных религий, заканчивающиеся совместными молениями. Сначала эти экуменические встречи проводились среди христианских конфессий, а затем в них стали принимать участие все – от служителей основных мировых религий до откровенных язычников и представителей религий сексуальных меньшинств. К великой скорби, в этих собраниях участвуют и православные, в том числе и из России. Рядовым верующим об этих экуменических съездах, как правило, не сообщается. Не потому ли, что принимающие в них участие иерархи сознают, что совершают беззаконие и нарушают Апостольские правила? В 1940-е годы, когда экуменическое движение только зарождалось, православные иерархи, соглашаясь на своё участие в «богословских конференциях», говорили о появившейся возможности свидетельствовать Православие всему миру. Но минувшие десятилетия показали, что это свидетельство не даёт результатов: еретики не становятся православными, а православные нарушают правило: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10–11)

Перед гражданским законом все религии равны, и это правильно. Государство не должно вмешиваться в дела церковные, но обязано предоставить равные права всем своим гражданам, в том числе и право исповедовать любую религию. Но считать все религии равнозначными и равноспасительными может либо атеист, либо верующий на всякий случай в то, что «что-то есть». Христианская же Библия устами Господа говорит верным:«Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исход. 20, 3).

Каждый день земной жизни приближает Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Который придёт судить живых и мёртвых. Тех, которые остались до конца верны Ему и Его Церкви, примет Он в Свои объятья. Толерантных же, тепло-хладных христиан извергнет из уст Своих (Апокалипсис, глава 3).

матушка Марина Захарчук

количество посещений (127)

Перейти к верхней панели