Ивнянское благочиние

Статья «КОГДА «КРЕСТЯТ КУКУШКУ»? (от 22 октября 2018 г.)

                                                                                 ВЕРА И СУЕВЕРИЕ

                     КОГДА «КРЕСТЯТ КУКУШКУ»?

Давно это было – в самом начале 80-х. В стране нашей царствовала атеистическая идеология, христианская проповедь разрешалась лишь священникам в храмах во время Богослужения; проповедь же безбожия, напротив, всячески приветствовалась, и статьи на атеистические темы появлялись постоянно, на самых приметных местах в газетной площади. Часто в них бывали не только несуразности, но и откровенная ложь, и я, сама лишь недавно постигнувшая азы Православия, с горячностью молодости бросалась писать опровержения. Конечно, эти мои «отповеди» (как назвал их тогда же один священник) газеты не печатали, и лишь один раз автор «заевшей» меня публикации в следующей своей статье удивлённо сознался, что и не догадывался о своих заблуждениях. А писал он – о народных суевериях, в которых винил Православную Церковь.

Почти сорок лет минуло. Но и сегодня очень многие люди, и уже не атеисты, а искренне считающие себя православными всё так же верят всуе – то есть, напрасно, впустую. Ну что ж – давайте, как говорится, разберёмся.

И начнём с самого простого – с церковных праздников. Вернее – с самого этого слова: праздник.

Мы привыкли считать, что праздник – это день отдыха, развлечения, ничегонеделания, наконец. Но если подойти к понятию праздник по-церковному, то окажется, что это – день, посвящённый Богу. В самой первой книге Библии – Бытие – мы читаем о том, как Господь в шесть дней сотворил землю, а в седьмой – «почил (…) от всех дел Своих» (Быт.2,2). И  в память об этом позже, явившись Моисею на горе Синай, записал на скрижалях Завета: «Шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу Твоему» (Левит, 20,9-10).

Суббота по-еврейски (а именно это – язык ветхозаветных книг Библии) – день покоя. «Суббота Господу Богу Твоему»  –  это день, посвящённый Богу.  Христианство – Новый Завет, но явившийся в наш мир Спаситель – Иисус Христос говорил, что Он пришёл не нарушить закон, а исполнить (Мф.5,17). И хотя мы, христиане, со дня Воскресения Иисуса Христа из мёртвых празднуем  уже не субботу как день недели, а воскресенье – всё равно этот день должны мы посвятить Богу.  Как? Ну конечно же, в первую очередь – сходить в храм на службу. В Книге Правил Церковных записано: человек, три воскресенья подряд пропустивший церковную службу (литургию) без уважительной причины, – отлучается от Церкви (80-е правило святого Василия Великого). А что считать действительно уважительной причиной? Прежде, когда церковные общины были малочисленными и священник знал каждого своего прихожанина лично, он рассматривал каждый случай сам и решал, как поступить. Сегодня такой строгий контроль над прихожанами невозможен: большинство из нас активно ездит по городам и странам и редко (разве что в селе) сознаёт себя членами какого-то отдельного прихода. Но внутренний самоконтроль у каждого христианина должен быть обязательно. Да и Бога ведь – не обманешь. И уж если мы действительно не смогли придти на воскресное Богослужение, то всё же сделать в этот день  какие-то богоугодные дела – в наших силах. Посетить больного, помочь старому, немощному – не грех, а благо! А то ведь бывает: в храм не пошли, а постирать пелёнку боимся, сидим у телевизора и ждём, когда же, наконец, можно будет работать. Но смотреть телевизор, в то время как в храмах проходит Богослужение – куда больший грех, чем исполнение необходимых, неотложных дел. Куда полезнее, коль уж не удалось выбраться в храм, почитать в праздничный день Евангелие, другую духовную литературу.

Помимо еженедельных воскресных Богослужений есть в Церкви много других праздников, из которых особо выделены двунадесятые – 12 великих праздников в году: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января), Сретение Господне (15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Вход Господень в Иерусалим – Вербное воскресение (за неделю до Пасхи) Вознесение Господне (40-й день после Пасхи), День Пресвятой Троицы – Пятидесятница  (50-й день после Пасхи), Преображение Господне (19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Над всеми этими праздниками возвышается «праздников праздник и торжество торжеств» — Светлое Христово Воскресение – Пасха. Так что всех великих праздников – 13! Вот вам и первое, самое распространённое суеверие о том, что 13 – число несчастливое. И называть его «чёртовой дюжиной» (прости, Господи!) – не только нелепо, но и грешно. Ведь кроме 13-ти великих христианских праздников, 13 – это ещё и число членов первой христианской общины: 12 Апостолов с Господом Иисусом Христом во главе.

Так же недостойно христианина переиначивать названия церковных праздников на народный лад.

Несколько лет назад в наш сельский храм, где службы совершаются только по воскресеньям и в праздничные дни, приехали две женщины. День был будничный и в церковном календаре никак не выделялся. Приезжие нашли батюшку за домашней работой.

– Почему у вас в храме нет службы? – удивлённо спросили они. – Ведь сегодня большой праздник.

Теперь настала очередь удивляться батюшке:

– Какой же?

– Да ведь сегодня Рухманы!

Мы уже давно слышали это слово, но не могли понять, как его расшифровать. Старушки и женщины помоложе твердили, что в этот день нельзя ходить в погреб – дескать, обвалится. Отгадка пришла из… церковного календаря: желая показать приезжим, что в этот день нет большого праздника, батюшка зачитал им имена святых, чья память приходится на этот день. Среди них оказался один из семидесяти апостолов по имени Руф. По-видимому, это непривычное для русского слуха имя сельчане когда-то перевели в более удобопроизносимое: Рух – рухманы – рухаться (рушиться).

То же происходит и с другими церковными праздниками, получившими в народе иногда созвучные, а порой совершенно непонятные названия. День Святой Троицы называют словом «семик» – по числу семи недель, прошедших от Пасхи до Троицы. Праздник святого великомученика и целителя Пантелеимона – «Палея», по аналогии с именем Илия (за неделю до дня святого Пантелеимона чтится память пророка Илии). И вот уже готова поговорка: «Во что Илия, в то и Палея» – то есть, в какой день недели пришёлся праздник Илии-пророка, в тот же день, только неделей позже, отпразднуем и память Пантелеймона-целителя. Так наши предки, не умевшие читать и не имевшие календарей, высчитывали, когда будет очередной праздник. Сейчас календари есть. И доступны они всем. Но почему же современная молодежь заучивает со слов бабушек эту «Палею»?

В день целителя Пантелеимона и в следующий за ним праздник Смоленской иконы Божией Матери (9 и 10 августа) в сельских храмах народу бывает больше, чем в воскресенье. Но не потому, что эти праздники особо почитаются селянами. Просто люди боятся… пожара. На Пантелеимона – «Палею» – что-то должно «запалиться», а на Смоленскую – «засмолиться», то есть, загореться. Смешно? Не знаю, как вам, а мне – горько. Ведь если у нас не радость от праздника, не желание узнать его историю и почтить молитвой, а лишь страх потерять своё материальное добро (вдруг что-то «зарушится» или «засмолится»!), то грош цена нашим хождениям в храм. И много хуже: грех богохульства.

Дальше – больше: уже и детей учим, что есть праздники добрые и злые. К «злым» относятся уже перечисленные, да еще «сдвиженье», когда в лесу якобы собирается в кучи и прыгает на людей всякая нечисть. Одна постоянно ходящая в храм бабуля уверяла меня, что своими глазами видела свившихся в клубок «козюль» (змей), которые гнались за ней в лесу в этот день. Может быть, и впрямь видела. Ведь если человек не боится говорить, что он поклоняется нечистой силе (празднует её «сдвиженъе»), то почему бы этой силе не явиться видимым образом? И проходит мимо нашего сознания Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – великий праздник обретения христианской святыни – Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос.

Ну а «добрых» праздников не боятся. На Пасху гуляют пьяными толпами по кладбищам. Или сажают огороды, приговаривая при этом: «Пусть Бог прощает». Не молим о прощении со слезами раскаяния, а отмахиваемся, чуть ли не повелеваем: пусть прощает! Если на Воздвижение Креста опасаются ходить в лес, то на Вознесение Господне, напротив, едут туда семьями, шумными компаниями, чтобы… «крестить кукушку». На самом деле, конечно, никого не крестят, а просто весело гуляют, едят и пьют. Но почему именно на Вознесение и при чем тут кукушка? Этого понять не могу, как и истолковать слово «оспос», которым называют Рождество Пресвятой Богородицы. И если бы только далёкие от Церкви люди, а то ведь и те, которые постоянно ходят в храм и много раз слышали в проповедях священника рассказы об этих и других праздниках. Произносят эти слова-клички, не задумываясь над тем, что оскорбляют ими Господа, Его Пречистую Матерь и святых.

Нельзя легкомысленно относиться к святыне! «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21), – предупреждает Христос. Без понимания того, что совершается в Церкви, без знания сути церковных Таинств и праздников называть себя христианином – бессмысленно. «Проклят творящий дело Господне с небрежением». Эти слова Священного Писания предостерегают не только священнослужителей, но и всех нас. И дай Бог, чтобы они не стали нам приговором в вечности, а помогли исправить свою жизнь сегодня.

Марина Захарчук

 

количество посещений (608)

Перейти к верхней панели