Ивнянское благочиние

Статья матушки Марины Захарчук «ВСЕ СВЯТЫЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!»

Смысл и значение церковных служб

ВСЕ СВЯТЫЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС!

В православном Богослужении есть несколько видов служб. Главная из них, конечно, литургия, которую в народе называют обедней. Регулярное посещение этой службы вменяется в обязанность каждому православному христианину, более того – за три пропущенные по неуважительной причине литургии человека, по церковным правилам, положено отлучать от Церкви. Но часто бывает так, что нам кажется недостаточным одно наше присутствие на литургии, и мы хотим особо помолиться о каких-то личных проблемах. Для этого в Церкви существует чин молебна.

Само это слово говорит о нашей горячей просьбе, мольбе, молитве. И хотя молитва нигде так не сильна, как во время Божественной литургии (и это надо помнить и первым долгом обязательно подавать наши записки с именами близких именно на литургию), на молебне священник от нашего имени обращается не только к Господу, но и к Божией Матери, и ко многим святым, которым мы хотели бы высказать просьбы и благодарность. Поэтому, заказывая молебен, желательно сказать принимающему заказ служителю, кому из святых мы хотели бы помолиться особо. Во время службы молебна хор поёт тропари тем святым, которым заказан молебен, а священник в молитве призывает наших небесных покровителей.

Часто человек, мало знакомый с церковной жизнью, не знает, кого из святых угодников призывать в той или иной ситуации. А служитель, принимающий заказы, не всегда имеет время обстоятельно ответить на вопросы. Поэтому лучше заранее, дома решить, кому мы хотим помолиться. Сейчас есть даже специальные брошюры и книги, рассказывающие о том, какому святому следует молиться в различных жизненных нуждах. У меня неоднозначное отношение к таким пособиям. Да, многие святые действительно прославились особым даром являть свою помощь людям в конкретных ситуациях. Но у нас ни в коем случае не должно быть потребительского подходя к святости. Где-то мы услышали или прочитали, что при болезни ног нужно молиться святому Симеону Верхотурскому. А почему? Чем прославился этот святой и где вообще это Верхотурье? А если не знаем, то не лучше ли помолиться тому, чьё житие нам известно – например, великомученику и целителю Пантелеимону. Не знаем и его? Тогда – Божией Матери, своему Ангелу-Хранителю, Самому Господу. Ведь молитва – это не магический ритуал. Она может быть и книжной, общей для всех, и – нашими собственными словами и даже мыслью, идущей от сердца. Лишь бы слова эти были искренними. И тогда нас услышит любой святой, имя которого мы призовём. У человека может быть один «свой» святой или одна икона Божией Матери, перед которой он молится всю жизнь. И наоборот – иконостас, устроенный нами дома, вовсе не гарантирует преумножение благодати в нашем жилище. А вот обязывает – по крайней мере к тому, чтобы мы знали жития святых, чьи лики смотрят на нас из нашего святого угла, историю явления всех икон Божией Матери, перед которыми мы читаем наши вечерние и утренние молитвы.

Сегодняшнее стремление присвоить каждому святому узкую специализацию очень напоминает католическую традицию, когда папа Римский, которого католики считают наместником Христа на земле, в буквальном смысле слова назначает специальным указом святых ответственными за определённую область жизнедеятельности людей. Подобное происходит в последнее время и у нас. И если можно легко согласиться с тем, что святым князьям Борису и Глебу, царю-мученику Николаю молятся о благоденствии России и восстановлении православной государственности, а святым Сергию Радонежскому и Иоанну Кронштадскому, которым в детстве трудно давалась учёба и которые вымолили себе у Господа дар разумения наук, сегодня служат молебны перед началом учебного года, — то чем объяснить то, что великомученица Варвара вдруг объявляется покровительницей артиллерии, а святой Феофан Затворник назначается «ответственным» за Интернет? Не говоря уже о том (хотя говорить об этом надо!), что Интернет несёт не только благо просвещения, но и много таких вещей, покровительствовать которым может только диавол. И нужен ли вообще каждой области дел и знаний свой небесный покровитель, когда есть универсальная молитва «перед началом благого дела» — молитва Святому Духу, «Царю Небесный». Есть и одноимённый – «перед началом благого дела» — молебен.

Тем, кто собирается в дорогу, желательно перед отъездом заказать молебен «о путешествующих». А если болен близкий человек – служится молебен «о недужном». Существуют также молебные пения на начало сева и иных полевых работ, на начало нового и начало учебного года, на благословение пчёл и ульев, о умирении враждующих, при бездождии (о даровании дождя) и, наоборот, при безведрии (о прекращении непогоды), при болезни скота, молебен водосвятный… Иногда к чинопоследованию молебна добавляется акафист – особое хвалебное пение, посвящённое Господу, Богоматери в честь Её икон, или святым. В акафисте (это слово переводится как не-седален, то есть молитва, во время которой нельзя сидеть) рассказ об истории иконы или житии святого ведётся в форме нашего обращения к святому и состоит из благозвучных предложений, начинающихся словом «радуйся!». Это очень красивая и умилительная служба, и часто во всё время чтения и пения акафиста люди в храме стоят на коленах. Акафисты служат, как правило, в дни памяти святых, но мы можем заказать акафист и в любой день, когда уставом разрешено служить молебны. И даже сами дома мы можем читать акафисты любимым святым.

А вот когда наши прошения исполнились, обязательно нужно ещё раз придти в храм и отслужить благодарственный молебен.

Марина Захарчук.

количество посещений (248)

Перейти к верхней панели