Ивнянское благочиние

Статья «Смерть грешников люта» (от 25 декабря 2016 г.)

Написала я эти слова из 33-го псалма царя Давида – и задумалась: да кто я такая, чтобы выносить приговор людям, о которых пойдёт речь? Сказано ведь: «Не судите, да не судимы будете». Но и, в разъяснение этих евангельских слов, заповедано нам отцами Церкви осуждать не грешника, но грех, приведший человека в плачевное состояние. А путь греха, как и стремление избавиться от него, человек выбирает сам. К сожалению, второе случается реже. И грех, превратившийся в непреоборимую страсть, приводит человека к гибели. Гибнет его бессмертная душа, по разлучении с телом попадая в бездны ада. А зачастую – и тело встречает преждевременную мучительную смерть.

Помню, ещё в молодости, читая Евангелие, я сделала для себя открытие: на любой наш вопрос, не только из духовной сферы, но и из обыденной жизни, есть ответ в этой небольшой по объёму, но беспредельной по духовной глубине Книге. На любой! Сжато, кратко, точно. Остальные книги Нового Завета разъясняют духовные глубины Евангельских истин. Житейская мудрость и древние законы – кладезь Ветхого Завета. Иные из них остаются неизменными, другие разъяснены, а то и вовсе упразднены нашим Спасителем и Господом Иисусом Христом. И на каждую книгу Библии, на каждую цитату из неё есть толкования святых отцов Церкви. Бери, читай, старайся исполнить! Давно ведь минули безбожные времена, когда Библию можно было достать лишь у священнослужителей да у немногих «церковников», да и читать её было опасно – ну как увидит государево око. Времена минули, а нерадение осталось. До сих пор можно услышать от людей в возрасте: «Простите, батюшка, нас не учили, время такое было…» Нас не учили – и мы не учим: детей, внуков, крестников. А потом бежим в храм служить молебны перед «Неупиваемой Чашей». Ведь алкоголизм – или, по-церковному, недуг пьянства одолел уже очень и очень многих наших сродников, близких, знакомых. И что же делать с этой бедой?

С прошлого года в России появился день трезвости. Не случайна дата его проведения – 11 сентября, когда Церковь отмечает одно из самых скорбных событий Евангельской истории – усекновение главы святого пророка Иоанна Предтечи – Крестителя нашего Господа. В этот день два тысячелетия назад царь Ирод отмечал свой день рождения. Среди пьяного пира отплясывала дочь царской любовницы, и так очаровала она своей пляской царя, что тот поклялся дать ей любую, по её желанию, награду. Наученная матерью, плясунья попросила поднести ей на блюде отрубленную голову святого Пророка, томившегося до этого часа в царской тюрьме за принародное обличение грехов Ирода. Эта страшная просьба, даже Ирода повергнувшая в смущение и трепет, была им исполнена. Годы спустя та самая девица-плясунья переходила реку по льду, провалилась в полынью, льдинами ей отсекло голову, которая была вынесена течением к ногам матери. Так передаёт конец этой истории Священное Предание. Царь Ирод Агриппа умер в изгнании, вдали от Иудеи, в Испании – об этом пишет его современник историк Иосиф Флавий, а Дики Кассий добавляет, что Ирод был умерщвлён Калигулой – императором Юлием Цезарем.

Смерть грешников люта. Каждый раз, садясь за праздничный стол, уставленный горячительными напитками, пускаясь в неудержимое веселье, вспоминать бы нам эти библейские слова, вспоминать бы историю царя Ирода. Да разве только эти слова! Не раз и не два встречаются в священном Писании предупреждения, от мягкого: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (в русском переводе – распутство); Еф. 5, 18 – до грозного: «Не обманывайтесь: ни блудники (…), ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10). Исходя из этих слов, в дореволюционных церковных правилах был пункт, запрещающий служить церковное погребение над умершими в состоянии опьянения – «как не успевшими покаяться в смертном грехе».

Участвуя в церковных Богослужениях, мне приходится исполнять и эту обязанность – петь на погребениях. За три с половиной десятилетия – сколько было их, умерших в пьяном виде! Замёрзших, утонувших, разбившихся на машинах и мотоциклах, выпавших из трактора. А сколько инфарктов, инсультов, циррозов печени… И каждый раз, понуждая себя петь положенное «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих», едва удерживаю в себе апостольское: «Братие, не обманывайтесь!» Лишь однажды батюшка отказал в погребении родственникам покойного – по его же завещанию. Человек этот, которого и трезвым-то никто не видел, каждодневно извергал из себя матерные богохульства и грозил священнику: «Вот умру – не вздумайте меня отпевать! Из гроба выскочу и убегу». Умер он от рака. Ещё более страшной была гибель его сына, тоже погрязшего в страсти пьянства. Несколько дней молодого человека преследовали бесы, приказывая ему наложить на себя руки. Что он в конце концов и сделал. Наверное, его можно было бы спасти, вмешайся вовремя врачи. Только надолго ли?

Алкоголизм – болезнь не столько телесная, сколько духовная, корни её – в нарушении заповедей Божиих. Ведь неспроста людям в состоянии белой горячки (которую у нас почему-то называют ласковым словом «белочка») являются не эти самые белочки или иные животные, а – бесы, в своём конкретном, отвратительном облике. Это от них спасаясь, несчастные грешники выпрыгивают из окон или суют голову в петлю. Или бросаются в храм и там обретают спасение. Но такое случается редко. Хотя средства для борьбы с этим горьким недугом у Церкви есть.

Ещё в IIIIV веке по Рождестве Христовом в Риме случилось событие, давшее Церкви первого молитвенника о погибающих в страсти пьянства и блуда. Им стал мученик Вонифатий – раб знатной римлянки, с которой они вели распутную жизнь. Мучаясь угрызениями совести, но не имея сил оставить грех, они решили прибегнуть к заступничеству святых. Вонифатий отправился на Восток, где в то время шло гонение на христиан, чтобы привезти оттуда частицу святых мощей какого-нибудь мученика. Но, потрясённый тем, с каким мужеством христиане претерпевают мучения, Вонифатий объявил себя христианином и добровольно отправился на мучения. Спутники Вонифатия выкупили останки мученика и привезли их к его бывшей госпоже. Аглая построила на месте погребения Вонифатия храм, раздала имение нищим и остаток жизни провела в монастыре. А к святому мученику Вонифатию с тех пор молитвенно взывают те, кто хочет избавиться от пагубных страстей. Кстати, память его празднуется Церковью 1-го января.

Когда в XIX веке грех пьянства стал нарастающими темпами захватывать Россию, недалеко от Москвы, в городе Серпухове явилась чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Первое чудо исцеления она явила в 1878 году. Благодатной помощи Божией Матери удостоился крестьянин, бывший солдат, опустившийся до такой степени, что пропивал всю свою пенсию и от постоянного пьянства у него отнялись ноги. Не в состоянии бросить пить самостоятельно, человек этот почти ползком, на четвереньках отправился в многодневное странствие, добрался до монастыря и там просил прощения за свой грех. Сколь велика была сила его покаяния – мы можем только догадываться, сколь велик был его физический подвиг – видим из сказания. В молитве перед дивной иконой крестьянин этот получил от Царицы Небесной не только избавление от страсти пьянства, но и совершенное выздоровление от болезни ног. С того времени и едут со всей России к чудотворному образу люди, одержимые пагубной страстью, и их родные, а те, кто не может приехать – высылают в Высоцкий мужской монастырь города Серпухова (именно там находится первообраз, списки с которого есть сейчас во многих храмах) пожертвования и просьбы молиться о них. Несколько лет назад я тоже хотела поехать к иконе – помолиться об одном человеке, страдавшем недугом пьянства, — и попросила на это благословения у духовника. Духовник благословения…не дал. «Это бесполезно, — сказал старый священник, — бесполезно до тех пор, пока человек сам не захочет исцелиться. Когда он сам принесёт покаяние и будет просить помощи у Божией Матери – тогда твоя молитва может ему помочь. А без желания человека, без его личной молитвы – мы бессильны». После этой беседы прошли годы. Сейчас мой знакомый не пьёт. Он сам съездил в монастырь и сам просил помощи Владычицы…

В прошлом году и я побывала в этом дивном монастыре. Просто как паломница. К счастью, мне не нужно было просить Матерь Божию ни о ком конкретно, но я положила перед Её образом земной поклон о всех тех, кто нуждается в Её заступничестве, часто не сознавая этого.

К сожалению, очень немногие люди, одержимые страстью пьянства, соглашаются признать своё «увлечение» – болезнью и греховной страстью. И потому не просят Господа и Его святых об исцелении. Вот и на молебнах в день трезвости в наших храмах были только близкие несчастных страдальцев, но не они сами. Господь не может исцелить человека без его желания и участия. Но, по молитвам близких, может различными путями привести грешника к осознанию своего греха, к покаянию и желанию избавиться от него.

И ещё об одном нужно сказать — может быть, о самом главном. В наш бурный век, когда нам ни на что не хватает времени, мы не должны, не имеем права экономить на детях. Я говорю не о материальных тратах – этого как раз мы для детей не жалеем. Но главное – духовное воспитание. Бросьте всё не-насущное и займитесь детьми. Водите их в храм, как можно чаще – причащайте, но не бездумно («Батюшка медку даст»), а – осознанно. Рассказывайте им о Боге, о Церкви, о святых таинствах; читайте хорошие книги, гуляйте с детьми, просто будьте всегда рядом, всегда – вместе. И никогда не сажайте детей за стол, уставленный спиртным. Мы часто думаем, что воспитывать их рано. У знаменитого педагога Сухомлинского однажды спросили молодые родители, с какого возраста нужно воспитывать детей. «Сколько лет вашему ребёнку?» — спросил Сухомлинский. – «Два года» — «Вы опоздали на два года», — был ответ.

Марина Захарчук

количество посещений (513)

Перейти к верхней панели