Ивнянское благочиние

Статья «БЫВШИЕ» (от 10 января 2016 года)

Всегда ли праведен наш праведный гнев?

На площади возле магазина встретились три седых ветерана. До меня доносились их оживленные голоса. Видно было, что эта случайная встреча им в радость. Но вдруг кто-то помянул имя еще одного их сотоварища, и в голосе зазвучали металлическо-презрительные нотки: «Да он в церковь ходит! А ведь был коммунистом! Ходит! Богу молится…», – и дальше пошел совсем уж непечатный текст.

Поразительно. Эти люди не хотят понять, что кто-то другой смог вот так, разом, измениться, отвергнуть ложь (в которую, вполне возможно, верил искренне и преданно) и принять Истину. А может быть, и не разом, а путем долгих размышлений и переосмыслений. Но самое печальное, что этим неприятием «бывших атеистов» проникнуты не только их прежние сослуживцы и друзья, но те, кто вырос в церкви. Кто, казалось бы, с пеленок проникся духом Евангелия и христианства. Им бы радоваться: еще одна душа встала на путь спасения. Но в спину новообращенного то и дело врезается гневный шепоток: «Вот, учила в школе, что Бога нет, а теперь пришла…»; «И этот тоже – певчим стал. Отродясь в храме не был, куда батюшка глядит?»

А ведь мы вовсе не оригинальны в своем праведном гневе. Две тысячи лет назад «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышавши это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 9-13).

Разве не слышали это евангельское повествование мы, стоящие в храме многие годы? Разве не знаем, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7)?

Хорошо, конечно, быть праведным. Ну, не совсем праведным («нет человека, который жил бы и не согрешил»), но все же привыкшим исполнять Закон, никогда не впадавшим в тяжкие грехи, постящимся и разговляющимся в установленные Церковью дни, ходящим в храм и творящим добрые дела ради Христа. Жить так – постоянный, каждодневный труд. Недаром же в одном из церковных песнопений звучит: «От юности моея мнози борют мя страсти». Противостоять страстям – значит держать свои чувства так, словно ты солдат на пограничной вахте: всегда в напряжении, чтобы ни один враг не проскользнул незамеченным. Ведь если проскользнет и поселится в нашем сердце, мы этого можем вовсе не ощутить. И вот уже враг управляет нашими чувствами, говорит нашим языком. Имя этому диверсанту – осуждение. А если с ним встретится давно свившая себе гнездо в сердце, но затаившаяся до времени гордость, то тут не миновать беды. Нас захлестывает волна возмущенной «праведности»: как же! я двадцать лет стою в этом храме на этом месте, а новый батюшка даже имени моего не знает. А этот новичок еще и перекреститься толком не умеет, а уже обласкан священником, о чем-то беседует с ним после службы, берет домой церковные книги. Да на нем грехов! – тьфу.

А ведь верно – насчет грехов. Мы, вон, «праведные», исповедуемся и знаем, что нам можно творить, чего нельзя. А перед исповедью начнешь вспоминать свои прегрешения – на одном листке записать их не удается, не помещаются. А если всю жизнь жил, не ведая о грехах, в блуде, в страстях, в хуле на Господа!? И вдруг Господь в ответ на все мои неправды показал Свет. И путь к этому Свету: покаяние. Как это трудно – встать из грязи и омыться слезами покаяния. Ни один праведник этого не знает – только грешник кающийся да Господь. И еще священник – свидетель таинства исповеди.

Все мы знаем притчу о блудном сыне, который сначала захотел жить отдельно от отца и брата, а затем, растратив в разгульной жизни выделенную ему часть отцовского наследства, восскорбел о содеянном и возопил: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15, 18-19). Что случилось потом? Увидев возвращающегося блудного сына, отец выбежал ему навстречу, принял в свои объятия и устроил в доме пир в честь вернувшегося. А младший сын высказал отцу обиду. Ещё бы! – он годы служил отцу верой и правдой, а не удостоился пока даже простой благодарности. И слышит в ответ: «Ты всегда со мною, и всё мое твоё; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 31-32). А ведь этого сына отец с малолетства учил добродетелям, и все же не устоял он пред соблазнами мира. Сегодняшние же новообращённые в детстве и молодости слышали лишь «проповедь» атеизма. И у них всё же хватило мужества признать, что жизнь свою они положили не на те алтари, что служили ложным богам, которые, по слову Священного Писания, все – «язык бесове». Как же трудно им теперь начинать сначала и прожить остаток жизни по правде Божией. А мы им – не так стал, не туда повернулся, и вообще – что ты здесь делаешь?

Был у меня знакомый монастырский послушник. Вместе с такими же, как он, послушниками трудился в монастыре, мечтал о постриге, но иногда впадал в тяжкие прегрешения. Другие тоже падали. Но если это повторялось два-три раза, их исключали из числа братии, а этот и падал уже не раз, и сам хотел уйти, стыдясь содеянного, а духовник всё просил за него у наместника монастыря. Братия не выдержали, возмутились: «Отче, ну что Вы с ним так возитесь?» – спросили они у духовника и услышали ответ: «Важно не то, как грешить, а то, как каяться».

Нам, «праведным», не осуждать нужно «бывших», а радоваться, как радуются небожители, о ещё одной спасаемой душе. Наверное, не все они бывшие и нынешние руководители, интеллигенты, пенсионеры и молодые пришли и стоят сейчас в храме по зову сердца. Есть и такие, кто увлекся модой, и те, кому все равно, в чьих рядах находиться, лишь бы это были первые ряды. Но мы не знаем этого наверняка – а если и знаем, то не нам принадлежит право прощать и судить. Даже среди апостолов был Иуда, и Христос с самого начала знал, каким будет его конец, но вот же – не оттолкнул, не отогнал, потому что в тот момент пришел не судить, а спасать. И сейчас ещё не судит: двери спасения открыты всем, кто действительно хочет спастись. Потому ведь и сказано нам: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете… ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6, 37-38).

И сегодня, как два тысячелетия назад, стоят в храме два человека: мытарь и фарисей. Один, не смея поднять глаз, молит: «Боже, милостив буди мне, грешному». Другой смотрит по сторонам хозяйским глазом, не забывая при этом повторять: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…» Кому из них протягивает с Небес руку Господь?

количество посещений (88)

Перейти к верхней панели