Ивнянское благочиние

Статья «Православный женский день.» (от 3 мая 2015 г.)

Когда люди, далёкие от Церкви, общаются с православными, у них возникает масса вопросов обо всех сторонах церковной жизни. И один из наиболее частых – о роли, месте и предназначении женщины в православном понимании. Воображению ваших собеседников жизнь женщины в православной семье видится картинкой из «Домостроя» (о котором, в свою очередь, они слышали в школе как о пособии для мужей по усмирению жён и детей; на самом же деле это очень интересная, мудрая и во многом поучительная даже для современных людей книга).

– Правда ли, что женщина в православии – источник зла и вообще существо второго сорта? – спросили на встрече с молодёжью одного из архиереев Русской Православной Церкви.

Ответ владыки поразил собравшихся.

– Женщина, – сказал он, – «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим», если она подражает евангельским жёнам и живет по христианским законам.

Евангельские жёны… Их образы вплетаются в благовествование о земной жизни Спасителя тонким, почти незримым узором. Но без этих образов, без этих скромных женщин невозможно само Евангелие. Священ​ное Писание подчёркивает высочайшее предназначение женщины. В книге Бытия рассказывается, что сразу после грехопадения прародителей Бог дал откровение тайны спасения человека от греха и смерти: «Семя жены сотрёт главу змия» (Быт. З, I5). Исполнением этого пророчества откры​вается Евангелие. Жизнь женщины, её предназначение отныне озарены сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа. И не случайно именно женщины – самые благодарные, самые внимательные слушатели евангель​ской проповеди Спасителя.

В третье воскресенье по Пасхе Церковь чтит память жён-мироно​сиц. Евангельское повествование о том, как рано утром, в первый день недели, женщины, поверившие в Иисуса Христа и принявшие Его учение, первыми пришли к пещере, в которой было положено снятое с креста тело Спасителя, и услышали от ангела радостную весть, – знает каждый христианин. «Что вы ищете живого с мёртвыми? Его нет здесь. Он вос​кресс!» – восклицает ангел, и женщины спешат обратно, чтобы сообщить апостолам великую радость. По дороге они встречают воскресшего Гос​пода, Который поручает им сообщить ученикам, что скоро Он снова при​дёт к ним. Православный календарь называет в этот день имена женщин, сопутствовавших Христу во время Его земной жизни: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, сёстры Марфа и Мария, Сусанна… Они были первыми женщинами-благовестницами евангельского учения. Позже к ним присоединились святые равноапостольные просветительницы своих народов Елена, Фекла, Нина, Людмила, Ольга. За двадцать столетий Церковь Христова украсилась множеством святых подвижниц, безраздельно посвятивших себя служению Богу и людям. Мученицы Екатерина, Татиана, Параскева, Варвара, Марина, Анастасия; преподобномученицы Евдокия, Евгения, великая княгиня Елисавета, инокиня Варвара; преподобные Пелагея, Феврония, Евфросиния, Мария Египетская; блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская… И еще очень много про​славленных и тайных подвижниц благочестия.

Неделя жён-мироносиц считается в нашей Церкви православным женским днём. Именно этот день, а отнюдь не 8 марта, был любим и почи​таем русскими женщинами в дореволюционной России. А 8 марта стали отмечать как государственный праздник лишь после Октября. Установлен​ный по инициативе революционерки Клары Цеткин, он на самом деле ни​когда не был международным и отмечался почти исключительно в СССР. Это классический пример того, как народ, утративший свои святыни, поклонился ложным богам. День 8 марта правильнее было бы назвать днём женщины-революционерки. А любая революция чужда христианству; та же, которая произошла в нашей стране, стала для Церкви и народа русской Голгофой. Эмансипация, ворвавшаяся вместе с прочими револю​ционными преобразованиями в нашу жизнь, стала не торжеством справедливости, как мечталось, а трагедией женщины. Она получила вроде бы равные с мужчиной права, но не освободилась при этом от своих обя​занностей – рожать и воспитывать детей, заботиться о порядке и уюте в доме, словом, быть хранительницей семейного очага, который сохра​нять ровным и тёплым ей становится всё труднее: ведь теперь она тянет воз прежде сугубо мужских обязанностей, в который добровольно впряглась (а мужчины охотно подвинулись, а то и вовсе уступили женщине своё место). Как горько констатировал поэт – в наше время «мужчины стали чем-то вроде баб, а женщины – почти что мужиками». И как всег​да, там, где нарушается гармония установленного Богом порядка, возникает хаос и разрушение. Хронически уставшие женщины задавлены своей отвоёванной в революциях эмансипированностью, у них нет сил и време​ни для самого главного – своей семьи. А ведь женщина была создана Богом помощницей мужу, и главным её предназначением названо рождение и воспитание детей, которыми она, по слову Апостола, спасается. Это не значит, что женщина должна замкнуться в четырёх стенах и ограни​читься лишь домашним хозяйством. Но всё остальное, чем занимается женщина, не должно быть в ущерб её главному, установленному Богом предназначению. В незаслуженно забытом и превращённом в пугало для наших современников «Домострое» есть глава, называющаяся «Похвала мужьям». Думаете, она о мужчине? Нет, это гимн женщине-жене, и мне хочется привести его здесь целиком.

«Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня мно​гоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь.

Собрав шерсть и лён, всё, что нужно, исполнит руками своими, будет, словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богат​ства. И встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук приумножит богатство. Препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело. И чад своих поучает, как и служанок, и не гаснет светильник её всю ночь: руки свои простирает на труд, ут​верждает персты на веретене. Милость свою обращает на убогого, и плоды трудов подаёт нищим – не беспокоится о доме своём её муж; са​мые разные одежды нарядные приготовит и мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому, когда муж её будет в собрании вельмож или воссядет со знакомыми, которые всегда почитают его, он, мудро беседуя, знает, как поступать хорошо, ибо никто без труда не увен​чан. Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благослов​лена Богом, а во-вторых, хвалят её и люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу, если обрёл муж такую жену хорошую – только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу честь и хвала. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочес​тивая царица Феодора».

У нас, женщин-христианок, есть право, за которое тоже приходит​ся бороться – прежде всего, с собственными страстями и пороками. Это наше право на Царство Небесное, в котором не будет различия мужского и женского пола. Но это право нужно заслужить жизнью. И у нас есть свой православный женский день – неделя святых жён-мироносиц. В этот день мы пойдём в храм и, вспомнив своих небесных покровительниц – святых мучениц, преподобных и праведных жён, порадуемся о них, во​шедших в Небесное Царство, и попросим их помочь нам хоть чуточку походить на них.

количество посещений (390)

Перейти к верхней панели