Такими словами называется в Богословии единство и троичность Божества. Это один из самых сложных богословских вопросов, если рас­сматривать его теоретически. И в то же время, чистое верующее серд­це принимает и знает именно такого Бога: Отца, Сына и Святого Духа –Троицу единосущную и нераздельную. Святой Августин говорит: «Ты ви­дишь Троицу – если видишь любовь». Это значит, что тайну Пресвятой Троицы скорее можно понять сердцем, то есть любовью, чем нашим сла­бым умом.

Бог – существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Познать его человеческим разумом – невозможно. Но то, что нам доступно и не­обходимо знать, открыто нам Самим Богом в Священном Писании.

Бог един, но не одинок: Он един по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Взаимное отношение между Лицами Пре­святой Троицы состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Бог Сын предвечно рождается от Отца; а Дух Святой предвечно исходит от Отца. Слово «предвечно» означает, что все Лица Пре­святой Троицы существовали и будут существовать всегда, без начала и конца. У Бога нет времени, оно было создано Им лишь для нашего зем­ного бытия.

Все Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собою и каждый – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой – есть единое Божество – единый Бог.

Как именно Бог един в трех Лицах – тайна, уму нашему непости­жимая. Мы веруем этому, по слову Божию. Сам Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь веры, сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, I9). Апостол Иоанн Богослов также ясно пишет о троичности единого Бога: «Три свидетельствуют на небе (о Божественности Иисуса Христа): Отец, Слово и Святой Дух; и сии три суть едино» (I Ин. 5, 7).

Многие отцы Церкви размышляли над этой великой тайной, но и великие богословы смогли лишь прикоснуться к ней, почувствовать, поверить в неё, как веруем и мы, все христиане, не умом, но душою ощущая, что иного не может и быть. А для удовлетворения нашего пыт­ливого разума посмотрим на мир Божий, в котором так много тройческого единства. У всех народов мира речь имеет три лица: я (мы), ты (вы) он (они); время имеет прошлое, настоящее и будущее; состояние материи – твердое, жидкое, газообразное; многообразие цвета происходит от трёх основных цветов – красного, синего и желтого; человек проявляет себя через мысль, слово и дело; сам человек состоит из тела, души и духа. Подобных примеров в природе – множество. Именно на примерах объясняют Троицу святые отцы. Святой Кирилл, учитель славян, указывал на солн­це: «Видите на небе круг блестящий, и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него веч­но рождается Сын Божий, как от солнца  – свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идёт и тепло, исходит Дух Святый. Каждый различа­ет отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и неразделимый».

 

Смысл церковного учения о Пресвятой Троице

 

Учение Православной Церкви о Пресвятой Троице изложено в сим­воле святителя Афанасия и читается так:

«Вера кафолическая сия есть: да единого Бога в Троице, и Троицу в единице почитаем, ниже сливающе Ипостаси, ниже существо разделяюще. Ибо ина есть Ипостась Отца, ина Сыновня, ина Святаго Духа. Но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа, едино есть Божество, равна слава, соприсносущно величество. Яков Отец, таков и Сын, таков и Святой Дух… Тако: Бог Отец, Бог Сын, Бог и Дух Святый: обаче не три бози, но един Бог… Отец ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден. Сын от Отца Самаго есть, не сотворен, не создан, но рожден. Дух Святый от Отца не сотворен, не создан, ниже рожден, но исходящ… И в сей Троице ничтоже первое или последнее: ничтоже более или менее: но целы три Ипостаси, соприсносущи суть Себе и равны».

Если до некоторых познаний о свойствах божественной сущности и до признания единства Божия человек может дойти своим умом, путём соб­ственных размышлений, то до такой истины, что Бог един по существу и троичен в лицах, что есть Бог Отец, есть Бог Сын, есть Бог Дух Святой, что в этой Троице никто не первенствует, не главенствует, но все Лица равны и соприсносущны, – до этой истины не может возвыситься естественными силами никакой человеческий разум, никакая человеческая мудрость. Догмат о троичности Бога есть догмат богооткровенный в полном значении этого слова, догмат собственно хри­стианский. Исповедание этого догмата отличает христианина и от иудеев, и от магометан, и вообще от всех иных религий, которые знают о един­стве Божием (что исповедовали и лучшие из язычников), но не знают тайны о триипостасности Божества. В христианском же вероучении этот догмат – основной.

Сколько ни пытались в разные времена постигнуть этот догмат человеческие умы, они никогда не могли ни понять, ни отвергнуть его.

Они могли извратить его или не веровать в него, но уяснить (доказать) или опровергнуть его были не в состоянии. Усилия человеческого разума должны направляться не к уяснению самой сущности этого догмата, а лишь нашей веры в него и представлению его в более доступном для че­ловека виде.

Когда Православная Церковь учит, что Бог един по существу, то выражает, что Отец, Сын и Святой Дух имеют единое, нераздельное ес­тество или природу, единое, нераздельное Божество, единые, нераздель­ные Божеские свойства и совершенства. Когда, с другой стороны, учит, что Бог троичен в Лицах, то выражает, что Отец, Сын и Святой Дух, при единстве и нераздельности Своего существа, суть в Боге три самостоятельные неделимые, или Ипостаси, имеющие Свои особые, личные свойства, которыми различаются между Собою. «Во Святой Троице, – пи­сал святой Василий Великий, – иное есть общее, а иное особенное: об­щее приписывается существу, а Ипостась означает особенность каждого Лица». «Первое, – говорит Григорий Богослов, – означает естество Божества, а последнее – личные свойства Трёх». В таком точно духе писали и отцы Второго Вселенского Собора в послании к западным епис­копам: «Вера наша, соответственно крещению, научает нас веровать во имя Отца и Сына и Святого Духа, то есть во единое Божество, и силу, и существо Отца и Сына и Святого Духа, нераздельное величие и совечное царство в трёх совершенных Ипостасях, или в трёх совершенных Лицах».

Когда святая Церковь заповедует нам не сливать в Боге Ипостасей, то предохраняет нас от заблуждений еретиков, сливавших Ипостаси (та­ковыми были в первом веке – Симон волхв, во втором – Праксей, в тре­тьем – Ноеций, Савеллий и Павел Самосатский, в четвертом – Маркелл Анкирский и др., известные под общим названием антитринитариев), и внушает нам, чтобы мы признавали Отца и Сына и Святого Духа не за три только имени, или образа, или проявления одного и того же Бога, не за три свойства Его, за три силы или действия, как представляли еретики, но за три самостоятельные Лица Божества, поскольку каждое из них – и Отец, и Сын, и Святой Дух, обладая Божеским умом и про­чими Божественными свойствами, имеет Своё особенное, личное свойство, – «ина бо есть Ипостась Отча, ина Сыновня, ина Святаго Духа».

Когда, с другой стороны, святая Церковь учит нас не разделять в Боге существа, то предохраняет нас от заблуждений еретиков, разде­лявших это существо (таковыми были Филоппон в шестом веке со своими последователями и некоторые схоластики: Росцелин, Петр Абеляр и др., известные под названием требожников), и научает нас, что Отец, Сын и Святой Дух суть едино по естеству, и следовательно, не суть три Бога, но существуют нераздельно один в другом, и различаясь между Собою только по личным свойствам, имеют тождество ума, воли и всех прочих Божеских свойств, – а совсем не так, как существуют три недели­мые какого-либо класса существ между тварями, хотя имеющими одну при­роду, но совершенно раздельные между собой.

 

 

Указания на таинство Пресвятой Троицы в Священном Писании

 

Истина троичности Лиц в Боге, при единстве существа, со всею ясностью открыта в Новом Завете, но некоторые указания на неё были и в Ветхом Завете. В некоторых из них выражается только то, что в едином Боге не одно, а несколько Лиц. Так, перед сотворением человека «сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Перед изгнанием наших прародителей из рая – «сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3, 22). Перед смешением языков и рассеянием людей по столпотворении – «сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11, 6-7). Другие места Ветхого Завета указывают именно на троичность Лиц во едином Боге. Изображая явление Бога Аврааму у дуба Мамврийского, священный бытописатель говорит: «И явился ему Господь у дубравы Мамре …», далее: «Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал на встречу им от входа в шатёр (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыко! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнёте под этим деревом: а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идёте мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь» (Быт, 18, I-5). Таким образом, Авраам встречает Трёх, а поклоняется Единому. Узрев Трёх, он уразумел та­инство Троицы и, поклонившись как бы Единому, исповедовал единого Бога в трёх Лицах. В Ветхом Завете говорится о личности и Божестве каждого из Лиц Пресвятой Троицы с упоминанием Их имён. Например, псалмопевец Давид так говорит о личности и Божестве Отца и Сына: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс. 2, 7); «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Ме­не» (Пс. 109, 1); «Из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс. 109, 3). О личности и Божестве Святого Духа, как и первых двух Лиц, говорит пророк Исайя: «И ныне Господь посла мя, и Дух Его» (Ис. 48. 16); «и почиет на Нем (то есть, на Мессии, Который есть Сын – М.З.) Дух Господень…» (Ис. 11, 2).

В Новом же Завете откровение о Пресвятой Троице дано ещё более ясно и зримо. В кратком обзоре привести все места Нового Завета, указывающие на троичность единого Бога, не представля­ется возможным, поэтому вспомним здесь лишь наиболее яркое место Евангелия – Крещение Господне. В тот момент, когда святой пророк Иоанн погружает Господа Иисуса Христа в воды Иордана, множеству наро­да зримо является Триединый Бог: «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благо­воление» (Мф. 3, I6-l7).

 

Церковное почитание Пресвятой Троицы

 

Церковь издревле почитает Пресвятую Троицу. Кроме ежедневных, за каждой службой возносимых молитв и славословий ко Пресвятой Тро­ице, один раз в году совершается особое почитание Триединого Бога. Этот день выделен среди остальных дней церковного календаря знаком великого двунадесятого праздника и именуется Праздником Святой Тро­ицы, или Пятидесятницей. Событие, отмечаемое в этот день, произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова, деяния святых апо­столов сообщают, что в то время ученики Христовы находились все вместе, ожидая, как и в предыдущие дни по Вознесении Христа на Небо, ниспослания им Святого Духа, как обещал им Господь. Вместе с ними была и Божия Матерь. Внезапно с неба раздался шум, как от надвига­ющейся бури. Над головами апостолов зажглись огненные языки, которые почили по одному на каждом из апостолов. В тот момент все апостолы получили дар языков – каждый стал говорить на языках, ранее им не­известных, проповедуя о великих делах Божиих. Так Господь пригото­вил их к проповеди Евангелия во всем мире. Чувствуя в себе великую силу, апостолы вышли на площадь в Иерусалиме и обратились к народу с проповедью веры. В тот день к Церкви Христовой присоединилось около пяти тысяч человек.

Этот день называется Днём Пресвятой Троицы, потому что именно сошествие Святого Духа явило нам попечение всех трёх Лиц Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства диаволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви и всемирную проповедь веры. День Святой Троицы именуется днём рождения Христиан­ской Церкви.

От апостольских времен у христиан существует традиция украшать в Троицын день храмы и дома зелёными ветвями и цветами, а также сто­ять на службе в храме с цветами и зеленью в руках. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой сошедшего на них Святого Духа.

Непосредственно после литургии совершается вечерня, на которой священник читает три коленопреклоненные молитвы о прощении верующим согрешений, о ниспослании им даров Святого Духа и об упокоении умер­ших.

Следующий за Днём Святой Троицы день выделен в отдельное почитание Святого Духа (Духов день).

 

Святая Троица в иконографии

 

В православной традиции существует два вида икон Пресвятой Троицы – Троица Ветхозаветная и Троица Новозаветная. На них изобра­жены ключевые события Ветхого и Нового Завета, описывающие явления Триединого Бога людям. В первом случае это явление Бога в виде трёх Ангелов Аврааму, во втором – на основе событий и иконописного изображения Крещения Господня создана икона, на которой изображается Бог Отец в виде старца «ветхого денми», Бог Сын – Иисус Христос и Бог Дух Святой – в виде белого голубя.

Древнейший раннехристианский тип размещения Ангелов Ветхоза­ветной Троицы за прямым (прямоугольным) трапезным столом часто ис­пользовался в русской иконописи. Совершенно одинаковые Ангелы, в оди­наковых одеждах, в одинаковых позах сидят в ряд по одну сторону стола. Маленькие, по сравнению с Ангелами, фигуры Авраама и Сарры, приготовляющих трапезу, нарисованы в нижней части иконы и полны дви­жения. Человеческая торопливость, быстротечность и малость жизни противопоставляются здесь великому и вневременному бытию Триединого Бога. Торжественная неподвижность Ангелов, величие их облика, полная тождественность черт и движений: Трое – одинаково и равно – благословляют. Это благословляет человека Триединый Бог.

Еще более выразителен и точен образ знаменитой «Троицы» святого Андрея Рублева. На его иконе нет ничего лишнего. Отсутствуют даже изображения Авраама и Сарры, потому что иконописец изображает уже не просто событие Священной истории, а языком иконографии решает богословскую задачу – показывает нам единосущную и нераздельную Тро­ицу.

Образ построен в полукруглой композиции: круг – символ безначального и бесконечного Бога. Взаимные склонения Ангелов друг к другу, нерасчле­нимая взаимность взглядов, в которых сконцентрирован всеобъемлющий смысл, движения рук организуют особое пространство, в котором совер­шается вечное таинство строения и мироздания жизни. Совершается пред­вечный совет – безмолвная, безначальная и беспредельная беседа, полная согласия, формирующая вселенскую судьбу.

Как будто об этой иконе сказал святой Григорий Палама: «Вот единый Бог – три ипостаси, и три ипостаси – единый Бог».

Композиционным центром иконы является стоящая на столе, больше напоминающем церковный Престол, чаша с головой тельца. В ней – сим­вол жертвы, которую триединый Бог приносит во искупление грехов че­ловеческих. Он посылает на распятие и смерть Сына. Пальцы Божественных рук благословляют искупительную жертву.

Кто есть Кто в этом образе Пресвятой Троицы? Кто Бог Отец, Кто Бог Сын, Кто Бог Дух Святой? Многие пытались ответить на эти во­просы, но убедительных различий в образах рублевских Ангелов не было найдено. Да это и не нужно: Сущность Святой Троицы непостижима. Тро­ица – нераздельна. Позднее, на иконах других иконописцев, изо­бражающих Троицу по подобию рублевской, иногда появляются крестча­тые нимбы (свойственные изображениям Иисуса Христа) и буквы IС ХС (Иисус Христос). Это вызвало справедливый протест не только церков­ной, но и светской власти. На Стоглавом Соборе, проходившем в Москве в 1551 году, царь Иван Васильевич (Грозный) сказал: «У Святой Троицы пишут перекрестия ови у среднего, а иные у всех трех, а в ста­рых писмах и в греческих подписывают Святая Троица, а перекрестия не пишут ни у единого, а ныне подписывают у среднего IС ХС, Святая Тро­ица». Царь просил «о том рассудити от Божественных правил, как ныне то писать». И решение Собора гласит: «Писати иконописцам иконы с дре­вних переводов, как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы, и подписывать Святая Троица, а от своего замышления ничтоже претворяти».

Нарушением церковных канонов стала и новгородская икона Троицы «Отечество». Бог Отец, Которого «не видел никто, никогда», изображен седым старцем – «Ветхим днями», а Бог Сын – отроком, седящим на ко­ленях Отца и держащим в руках сферу с голубем – Святым Духом внутри нее. Изображение Бога Сына в виде отрока на коленях Бога Отца явля­ется недопустимым и неправомерным применением категории времени к Богу, Чьё существование безначально и бесконечно (а ведь если Бог Сын «сейчас» отрок, то значит, «было время», когда Его не было, и «будет время», когда Он повзрослеет, но какие-либо временные измене­ния не имеют смысла для вечного).

Тем не менее, с ХVII века иконы, на которых изображается Бог Отец в виде старца (что допустимо лишь условно) появляются всё чаще,  их и теперь можно видеть в наших храмах. Однако богословски точной по-прежнему остается лишь «Троица» Андрея Рублева.