Смысл и значение церковных служб
Одной из причин, мешающей человеку из захожанина превратиться в настоящего прихожанина храма, часто называют язык Богослужения: мол, молитвы и сама служба непонятны, поскольку звучат не на современном русском, а на древнем церковнославянском. Призывы к упрощению, осовремениванию богослужебного языка раздаются порой даже из церковной среды. Защитники этой теории считают, что именно современного языка не хватает Православию для того, чтобы молодёжь потоком хлынула в храмы.
Но при таком переводе утрачивается неповторимая красота и поэтичность церковнославянского языка, а нередко теряется, и даже кощунственно искажается смысл богослужебных текстов. Попробуйте, например, сделать кальку с песнопения «Се, Жених грядет в полунощи…» — «Вот, жених идёт в полночь»? И какие при этих словах у нас возникают ассоциации? А ведь в славянском тексте речь идёт о Христе – Небесном Женихе, Который явится в Свою Церковь в неведомый («полунощный») час и совершит Свой праведный суд. А как должны звучать по-русски слова припева акафиста Божией Матери: «Радуйся, Невесто неневестная»? Не знаю, анекдот или быль, но говорят, что где-то на Украине это поют так: «Радуйся, дивка незасватанна». Смех сквозь слёзы!
Дело в том, что церковнославянский язык создавался братьями Кириллом и Мефодием именно как богослужебный. И он никогда не был разговорным! Точно так же богослужебными языками были и остаются древнегреческий, латынь, древнееврейский… И языки эти отстоят от современных намного дальше, чем церковнославянский от русского. Деревенская старушка с четырёхклассным образованием никогда не скажет, что ей непонятен церковный язык. Значит, дело не в языке. А в чём?
Да в том, что мы не знаем Священной и церковной истории и, как следствие, не понимаем не слова, а смысл Богослужения! А без этого понимания действия священнослужителей, молитвы, песнопения кажутся нам утомительными и долгими.
Что же такое – Православное Богослужение? В городских приходских храмах служба совершается, как правило, дважды в день, утром и вечером. В сельских, где служит один священник, — в воскресные и праздничные дни. А в некоторых больших монастырях Богослужение идёт круглосуточно – так исполняется завет апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1Фес.5,17). Существует понятие: суточный круг Богослужений. Это – в идеале. На практике же в храмах совершаются основные службы (в монастырях больше, чем в миру), оставшаяся же часть входит в келейное монашеское правило.
Церковный день начинается с вечера. В суточный круг Богослужения входят 9 служб (в подобие того, как 9 небесных ангельских чинов непрестанно славят Господа). Эти службы – девятый час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час и литургия. В приходских храмах Богослужение каждого дня разбивается на 2 части: вечером служится 9-й час, вечерня и, как правило, утреня, к которой присоединяется первый час. Если это воскресенье или праздник, то вечерня и утреня, дополняясь праздничными молитвами и песнопениями, составляют единую службу под названием всенощное бдение. С утра в храмах совершается третий, шестой часы и литургия. Тем, кто собирается причаститься за литургией, непременно нужно быть накануне на вечерней службе.
Часы – самая короткая часть служб – состоят из избранных псалмов Псалтири царя Давида, перемежающихся молитвами. Каждый час повествует о главных событиях земной жизни Иисуса Христа. Девятый час, открывающий вечернее Богослужение, напоминает о последнем земном дне нашего Спасителя, о том великом мгновенье, когда совершилось искупление человечества от рабства греху и смерти. Псалмы, читаемые в чине девятого часа, изображают блаженные селения Господа Сил и стремление благочестивой души вселиться в эти райские обители, а также напоминают обетование Бога об искуплении рода человеческого крестной смертью Иисуса Христа. В молитвах к Господу звучат прошения о спасении человечества: «Иже нас ради рождейся от Девы и распятие претерпев, Благи,… не презри, яже создал еси рукою Твоею… яви человеколюбие Твое, Милостивее… Не предаждь нас до конца, имени Твоего ради…не разори завета Твоего, и не отстави милости Твоея от нас».
Следующая часть вечернего Богослужения, которая так и называется – вечерня, начинается чтением или пением псалма Давида, в котором воспевается созданный Богом мир. «Вся премудростию сотворил еси! – восклицает Псалмопевец и из глубины души заключает: «Слава Ти, Господи, сотворившему вся!»
В следующем песнопении, составленном из трёх первых псалмов Псалтири, воспевается истинная вера и жизнь по правде Божией, которой противопоставляется «совет нечистивых». Невозможно описать и пересказать все песнопения вечерни, их нужно слушать, и тогда прекрасные слова молитв в соединении с дивной мелодией проведут в душе неизгладимый след. Кого оставят равнодушными и кто возьмётся перевести на современный язык такие строки: «Свете тихий святыя славы безсмертнаго Отца Небеснаго, святаго, блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевши свет вечерний, поем Отца, и Сына, и Святаго Духа-Бога…»
Кроме молитв-песнопений, на каждой службе вечерни, утрени и литургии священником или диаконом произносятся многочисленные ектении – прошения к Богу «о милости, мире, здравии, спасении, прощении и оставлении грехов», «о благостоянии святых Божиих Церквей», «о предстоящих и молящихся», о здравии живых и упокоении умерших…
В монастырях, а в некоторые установленные церковным уставом дни и в приходских храмах, после вечерни совершается повечерие: в дни великих праздников и в Великом посту – великое повечерие, в будни – малое. Оно состоит, в основном, из чтения псалмов и молитв, в которых испрашивается благословение Господне на грядущую ночь, звучат прошения об избавлении нас от лукавых духов тьмы. В праздничные дни к великому повечерию добавляются тропари и кондаки праздника – краткие песнопения, излагающие суть празднуемого события. Но малом повечерии обычно читаются каноны дня – особые обращения к Господу, Божией Матери, Ангелу-Хранителю, святым. Эти каноны обязательно должны быть прослушаны или прочитаны самостоятельно дома теми, кто готовится причащаться за литургией.
Заканчивается вечерний цикл Богослужений молитвами на сон грядущим, которые есть в любом молитвослове и читаются перед сном дома. В монастырях и это молитвенное правило обычно совершается в храме. А мы – давайте начнём наши шаги к храму с этих вот домашних вечерних молитв. Закончен трудный день, впереди – часы ночного отдыха, и эти последние минуты перед сном куда лучше провести не у телевизора, а – с молитвословом в руках. Для начала можно даже не молиться в прямом смысле слова (хотя, по выражению святых отцов, любая мысль о Боге уже есть молитва!), а сесть за стол и вчитаться в вечерние прошения христианина. И каждому из нас наверняка западёт в душу одна из молитв или даже отдельные её строки. Постараемся запомнить их и всегда носить в своём сердце. Для меня такими словами стала строка из молитвы святого Иоанна Дамаскина: «Господи, или хощу, или не хощу – спаси мя». Даже в минуты скорби, уныния, когда человеку не хочется ничего, даже и стремиться к своему спасению, – и тогда, хочу я того или нет, спаси меня, Господи, потому что этого хочешь Ты! В этих словах – и человеческая немощь, и всепрощающая Божия любовь, и обетование спасения. Нам остаётся – только покориться воле Господней.
количество посещений (551)