Такими словами называется в Богословии единство и троичность Божества. Это один из самых сложных богословских вопросов, если рассматривать его теоретически. И в то же время, чистое верующее сердце принимает и знает именно такого Бога: Отца, Сына и Святого Духа – Троицу единосущную и нераздельную. Святой Августин говорит: «Ты видишь Троицу – если видишь любовь». Это значит, что тайну Пресвятой Троицы скорее можно понять сердцем, то есть любовью, чем нашим слабым умом.
Бог – существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Познать его человеческим разумом – невозможно. Но то, что нам доступно и необходимо знать, открыто нам Самим Богом в Священном Писании.
Бог един, но не одинок: Он един по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Бог Сын предвечно рождается от Отца; а Дух Святой предвечно исходит от Отца. Слово «предвечно» означает, что все Лица Пресвятой Троицы существовали и будут существовать всегда, без начала и конца. У Бога нет времени, оно было создано Им лишь для нашего земного бытия.
Все Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собою, и каждый – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой – есть единое Божество – единый Бог.
Как именно Бог един в трех Лицах – тайна, уму нашему непостижимая. Мы веруем этому, по слову Божию. Сам Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь веры, сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, I9). Апостол Иоанн Богослов также ясно пишет о троичности единого Бога: «Три свидетельствуют на небе (о Божественности Иисуса Христа): Отец, Слово и Святой Дух; и сии три суть едино» (I Ин. 5, 7).
Многие отцы Церкви размышляли над этой великой тайной, но и великие богословы смогли лишь прикоснуться к ней, почувствовать, поверить в неё, как веруем и мы, все христиане, не умом, но душою ощущая, что иного не может и быть. А для удовлетворения нашего пытливого разума посмотрим на мир Божий, в котором так много тройческого единства. У всех народов мира речь имеет три лица: я (мы), ты (вы) он (они); время имеет прошлое, настоящее и будущее; состояние материи – твердое, жидкое, газообразное; многообразие цвета происходит от трёх основных цветов – красного, синего и желтого; человек проявляет себя через мысль, слово и дело; сам человек состоит из тела, души и духа. Подобных примеров в природе – множество. Именно на примерах объясняют Троицу святые отцы. Святой Кирилл, учитель славян, указывал на солнце: «Видите на небе круг блестящий, и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца – свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идёт и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и неразделимый».
Указания на таинство Пресвятой Троицы в Священном Писании
Истина троичности Лиц в Боге, при единстве существа, со всею ясностью открыта в Новом Завете, но некоторые указания на неё были и в Ветхом Завете. В некоторых из них выражается только то, что в едином Боге не одно, а несколько Лиц. Так, перед сотворением человека «сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Перед изгнанием наших прародителей из рая – «сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3, 22). Перед смешением языков и рассеянием людей по столпотворении – «сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11, 6-7). Другие места Ветхого Завета указывают именно на троичность Лиц во едином Боге. Изображая явление Бога Аврааму у дуба Мамврийского, священный бытописатель говорит: «И явился ему Господь у дубравы Мамре …», далее: «Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал на встречу им от входа в шатёр (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыко! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохнёте под этим деревом: а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идёте мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь» (Быт, 18, I-5). Таким образом, Авраам встречает Трёх, а поклоняется Единому. Узрев Трёх, он уразумел таинство Троицы и, поклонившись как бы Единому, исповедовал единого Бога в трёх Лицах. В Ветхом Завете говорится о личности и Божестве каждого из Лиц Пресвятой Троицы с упоминанием Их имён. Например, псалмопевец Давид так говорит о личности и Божестве Отца и Сына: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс. 2, 7); «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене» (Пс. 109, 1); «Из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс. 109, 3). О личности и Божестве Святого Духа, как и первых двух Лиц, говорит пророк Исайя: «И ныне Господь посла мя, и Дух Его» (Ис. 48. 16); «и почиет на Нем (то есть, на Мессии, Который есть Сын – М.З.) Дух Господень…» (Ис. 11, 2).
В Новом же Завете откровение о Пресвятой Троице дано ещё более ясно и зримо. В кратком обзоре привести все места Нового Завета, указывающие на троичность единого Бога, не представляется возможным, поэтому вспомним здесь лишь наиболее яркое место Евангелия – Крещение Господне. В тот момент, когда святой пророк Иоанн погружает Господа Иисуса Христа в воды Иордана, множеству народа зримо является Триединый Бог: «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, I6-l7).
Церковное почитание Пресвятой Троицы
Церковь издревле почитает Пресвятую Троицу. Кроме ежедневных, за каждой службой возносимых молитв и славословий ко Пресвятой Троице, один раз в году совершается особое почитание Триединого Бога. Этот день выделен среди остальных дней церковного календаря знаком великого двунадесятого праздника и именуется Праздником Святой Троицы, или Пятидесятницей. Событие, отмечаемое в этот день, произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова. «Деяния Святых Апостолов» сообщают, что в то время ученики Христовы находились все вместе, ожидая, как и во все предыдущие дни после Вознесения Христа на Небо, ниспослания им Святого Духа, как обещал им Господь. Вместе с ними была и Божия Матерь. Внезапно раздался шум, как от надвигающейся бури. Над головами апостолов зажглись огненные языки, которые опустились по одному на каждого из апостолов. В тот момент все апостолы получили «дар языков» – каждый стал говорить на наречиях, ранее им неизвестных, и рассказывать о великих делах Божиих. Чувствуя в себе великую силу, апостолы вышли на площадь в Иерусалиме и обратились к народу с проповедью веры. В тот день к Церкви Христовой присоединилось около пяти тысяч человек.
Этот день называется Днём Пресвятой Троицы, потому что именно сошествие Святого Духа показало людям попечение всех трёх Лиц Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства диаволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви и всемирную проповедь веры. День Святой Троицы именуется днём рождения Христианской Церкви.
От апостольских времен у христиан существует традиция украшать в Троицын день храмы и дома зелёными ветвями и цветами, а также стоять на службе в храме с цветами и зеленью в руках. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой сошедшего на них Святого Духа.
Непосредственно после литургии совершается вечерня, на которой священник читает три коленопреклоненные молитвы о прощении верующим согрешений, о ниспослании им даров Святого Духа и об упокоении умерших.
Следующий за Днём Святой Троицы день выделен в отдельное почитание Святого Духа (Духов день).
Святая Троица в иконографии
В православной традиции существует два вида икон Пресвятой Троицы – Троица Ветхозаветная и Троица Новозаветная. На них изображены ключевые события Ветхого и Нового Завета, описывающие явления Триединого Бога людям. В первом случае это явление Бога в виде трёх Ангелов Аврааму, во втором – на основе событий и иконописного изображения Крещения Господня создана икона, на которой изображается Бог Отец в виде старца «ветхого денми», Бог Сын – Иисус Христос и Бог Дух Святой – в виде белого голубя.
Древнейший раннехристианский тип размещения Ангелов Ветхозаветной Троицы за прямым (прямоугольным) трапезным столом часто использовался в русской иконописи. Совершенно одинаковые Ангелы, в одинаковых одеждах, в одинаковых позах сидят в ряд по одну сторону стола. Маленькие, по сравнению с Ангелами, фигуры Авраама и Сарры нарисованы в нижней части иконы и полны движения. Человеческая торопливость, быстротечность и малость жизни противопоставляются здесь великому и вневременному бытию Триединого Бога. Торжественная неподвижность Ангелов, величие их облика, полная тождественность черт и движений: Трое – одинаково и равно – благословляют. Это благословляет человека Триединый Бог.
Еще более выразителен и точен образ знаменитой «Троицы» святого Андрея Рублева. На его иконе нет ничего лишнего. Отсутствуют даже изображения Авраама и Сарры, потому что иконописец изображает уже не просто событие Священной истории, а языком иконографии решает богословскую задачу – показывает нам единосущную и нераздельную Троицу.
Образ построен в полукруглой композиции: круг – символ безначального и бесконечного Бога. Взаимные склонения Ангелов друг к другу, нерасчленимая взаимность взглядов, в которых сконцентрирован всеобъемлющий смысл, движения рук организуют особое пространство, в котором совершается вечное таинство строения и мироздания жизни. Совершается предвечный совет – безмолвная, безначальная и беспредельная беседа, полная согласия, формирующая вселенскую судьбу.
Как будто об этой иконе сказал святой Григорий Палама: «Вот единый Бог – три ипостаси, и три ипостаси – единый Бог».
Композиционным центром иконы является стоящая на столе, больше напоминающем церковный Престол, чаша с головой тельца. Это – символ жертвы, которую Триединый Бог приносит во искупление грехов человеческих. Он посылает на распятие и смерть Сына. Пальцы Божественных рук благословляют искупительную жертву.
Кто есть Кто в этом образе Пресвятой Троицы? Кто Бог Отец, Кто Бог Сын, Кто Бог Дух Святой? Многие пытались ответить на эти вопросы, но убедительных различий в образах рублевских Ангелов не было найдено. Да это и не нужно: Сущность Святой Троицы непостижима. Троица – нераздельна. Позднее, на иконах других иконописцев, изображающих Троицу по подобию рублевской, иногда появляются крестчатые нимбы (свойственные изображениям Иисуса Христа) и буквы IС ХС (Иисус Христос). Это вызывало справедливый протест не только церковной, но и светской власти. На Стоглавом Соборе, проходившем в Москве в 1551 году, царь Иван Васильевич (Грозный) сказал: «У Святой Троицы пишут перекрестия ови у среднего, а иные у всех трех, а в старых писмах и в греческих подписывают Святая Троица, а перекрестия не пишут ни у единого, а ныне подписывают у среднего IС ХС, Святая Троица». Царь просил «о том рассудити от Божественных правил, как ныне то писать». И решение Собора гласит: «Писати иконописцам иконы с древних переводов, как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы, и подписывать Святая Троица, а от своего замышления ничтоже претворяти».
Нарушением церковных канонов стала и новгородская икона Троицы «Отечество». Бог Отец, Которого «не видел никто, никогда», изображен седым старцем – «Ветхим днями», а Бог Сын – отроком, седящим на коленях Отца и держащим в руках сферу с голубем – Святым Духом внутри нее. Изображение Бога Сына в виде отрока на коленях Бога Отца является недопустимым и неправомерным применением категории времени к Богу, Чьё существование безначально и бесконечно (ведь если Бог Сын «сейчас» отрок, то значит, «было время», когда Его не было, и «будет время», когда Он повзрослеет, но какие-либо временные изменения не имеют смысла для вечного).
Тем не менее, с ХVII века иконы, на которых изображается Бог Отец в виде старца (что допустимо лишь условно) появляются всё чаще, их и теперь можно видеть в наших храмах. Однако богословски точной по-прежнему остается лишь «Троица» Андрея Рублева.
количество посещений (250)