Наше тревожное время всё чаще, как встарь, называют смутным. Сейчас особенно умножились еретики и сектанты, выдающие свои безблагодатные собрания за Истинную Церковь. Увеличивающееся с каждым днем число лжецерквей и сект невольно наводит на мысль: а есть ли вообще какая-то Истинная Церковь? Может, стоит признать равенство всех христианских течений?


Когда ученики спросили Спасителя о признаках Его Пришествия и конца мира, Он отвечал: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24, 4-50); «Тогда, если кто скажет вам: «Вот здесь Христос», или: «там», – не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 23-24).


Мы уже давно привыкли к молодым и пожилым людям, с назойливостью мух пристающим к нам на вокзалах и рынках с предложениями «поговорить о Боге», придти в их «собрание» и почитать яркие журналы и брошюры. Стоит обратить на них внимание, ответить на пару вопросов – и вот уже от назойливого собеседника так же трудно отвязаться, как от уличной цыганки-гадалки. Кто-то из любопытства, кто-то просто, чтоб отстали, берёт у них буклеты и журналы. Да, кажется, почему бы и не взять – ведь написано о Боге, что ж может быть в этом плохого? А между тем, церковные правила, начиная с Апостольских, строго запрещают верным членам Христовой Церкви не только посещать иноверческие собрания, но даже дома молиться вместе с еретиком, даже брать его в учителя к своим детям или лечиться у врача-иноверца.


Откуда такие строгости? Из Библии! Ещё в ветхозаветных текстах Священного Писания встречаем мы строгое осуждение иноверчества. «Я Господь Бог твой (…), да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», – гласит первая заповедь Закона (Исход, 20, 2-3); «Соблюдайте всё, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих» (Исход, 23, 13); «…не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их» (Исход, 34, 15); «…если же отвратится сердце твоё, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то завещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле…» (Второзаконие, 30, 17-18); «Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их, и не помяну имён их устами моими» (Псалом 15, 4).


 


По каким же признакам можно отыскать сегодня Церковь Истинную? Прежде всего – она должна содержать неповреждённым чистое христианское вероучение, проповеданное апостолами. И сами апостолы, и их преемники – поставленные ими епископы первых веков тщательно наблюдали за чистотой веры, отлучая от Церкви тех, кто уклонялся в ложные мудрствования и учения. «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема», – предупреждал христиан  святой первоверховный апостол Павел (Послание к Галатам, 1,8 – 9).


        Наша Церковь называется Вселен­ской. Её учение, догматы были заложены Христом, изложены святыми Апостолами и разъяснены и утверждены отцами семи Вселенских Собо­ров. До XI века Христианская Церковь была единой. Возникающие пери­одически лже-учения и ереси строго осуждались и отвергались собор­ными решениями.


Более ста лет существовала возникшая в Византийской империи ересь иконоборцев (в 726 по 843 год). Почти всё это время византийские императоры и патриархи боролись с почитанием икон, уничтожали их, предавали мученической смерти поклоняющихся иконам. Но в 787 году на Седьмом Вселенском Соборе Церковь установила догмат о почитании святых икон, а в 843-м году иконоборчество было побеждено окончательно, а в память об этом установлено празднование Торжества Православия.


Православие не допускает никаких произвольных толкований Священного Писания и догматов веры. Святой апостол Павел предупреждал христиан всех времён: «Итак, братия, стойте и держитесь предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). Только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово (…). Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1, 7-9).


 


Вторым признаком Истинной Церкви является благодать. В 50-й  день по Своём Воскресении Христос послал апостолам обещанного им Утешителя – Духа Святого, Который  сошел с неба видимым образом и огненными языками почил на каждом из апостолов. И с этой минуты они молитвою и Духом Святым могли совершать церковные таинства, в том числе и таинство возведения в сан священства, которое, наряду с остальными таинствами, отрицают все без исключения секты. Это, кстати, главный признак, по которому можно отличить секту от Церкви: сектанты не признают священства, церковной иерархии вообще, отрицают благодать святых таинств, оставляя за крещением, венчанием и причащением лишь символический смысл, совершая их в память о том, что эти действия совершал Иисус Христос, живя на земле. Церковь же утверждает: в каждом церковном таинстве, к которым, помимо крещения, венчания и Причащения, относятся ещё миропормазание, исповедь, елеосвящение (соборование) и рукоположение (возведение в сан священства), через видимо совершающего эти таинства священника действует невидимая благодать Божия. Поэтому совершать таинства могут только священнослужители, поставленные на служение через преемственное таинство рукоположения в священный сан. Его совершали Апостолы и описали это действие в Деяниях Святых Апостолов.


 


Изучить Священное Писание, а затем проверить по нему все религиозные течения обычному человеку очень сложно. Но можно провести краткое историческое исследование. Истинная Церковь, несомненно, должна восходить историей к апостольским временам. Достаточно выяснить, когда возникла та или иная ветвь христианства; церковь, возникшая спустя несколько веков после апостольских времен, не может быть истинно Христовой. Как равную Православной или даже главенствующую (по числу её членов) пытаются представить Католическую Церковь. Но не следует забывать, что эта Церковь возникла, отколовшись от Единой Апостольской Церкви (которая и стала называться с тех пор Православной, то есть правильно славящей Бога) лишь в одиннадцатом веке по Рождестве Христовом! На созванном тогда Соборе были осуждены те нововведения и искажения церковных догматов, которые были допущены в Римской церкви. Римский папа Лев IХ разорвал общение с Вселенской Церковью. Как это всегда случалось со всеми раскольниками, Католическая церковь не сохранила своей целостности: от неё отделилась протестантская (Лютеранская) церковь, следом появился кальвинизм, англиканство, от которых, в свою очередь, откололось множество сект, дошедших до наших дней.

Религиозные образования называют себя церквями. Но Церковь может быть только одна! Церковь – единый богочеловеческий организм, в котором глава – Христос, а составляющие Церковь верующие – и живущие в данный момент на земле, и усопшие праведники и святые – члены единого тела, единого организма, освящённого Святым Духом. Апостол Павел говорит нам, живущим: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю Нового Завета Иисусу» (Евр. 1, 22-24). Предупреждая о появлении в среде верующих лжепророков, апостол пишет: «Никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 2).

Вне Церкви нет спасения. Известный богослов архиепископ Иларион (Троицкий) так говорит об этом: «Нет Христианства, нет Христа, нет благодати, нет истины, нет жизни, нет спасения, – ничего этого нет без Церкви, и всё это есть только в единой Церкви». Тех же, кто изобретает новые религии, новые вероучения, новые толкования учения Христа, Церковь предаёт анафеме, то есть отлучает от общения с верными её членами, по заповеди Апостола: «Еретика после первого и второго вразумления отвращайся» (Тит. 3, 10).


 


Православие учит, что вне Церкви, без совершения церковных таинств, без действия благодати Святого Духа невозможно спастись. Все же без исключения секты объявляют Церковь, священство и таинства ненужными, а условием спасения называют личное желание человека и исполнение им заповедей Христовых. «Я сам! – гордо заявляет ересь. – Мне никто не нужен, мне никто не может помочь, и я никому не помогу; молиться нужно только за себя».


«Миром Господу помолимся!» – ежедневно и многократно звучит в православных храмах. Только осознавая себя частицей Святой Соборной Апостольской Церкви, через познание своей греховности, через покаяние и церковные таинства, восходя, от силы в силу, по духовной лестнице, может приблизиться человек к Богу.


Иногда, объясняя, почему он ходит на сектантские собрания, а не в православный храм, человек говорит: «В церкви много непонятного, служба длинная, на славянском языке, а у сектантов – посидели, почитали, обсудили главу из Библии и разошлись». Но из Евангелия мы знаем, что ко спасению нужно идти узким и тернистым путем, а широкие врата ведут к погибели.


Веками Святая Русь сознавала себя Соборной Православной Державой, и именно этим была сильна и неприступна для врагов. Чему хотят научить нас ораторствующие на стадионах заезжие проповедники? Разве с цитатником Билли Брайта, обещающего научить нас «жить победной духовной жизнью», или под лозунгами Свидетелей Иеговы шли русские воины в бой на Чудском озере, на Куликовом и Бородинском поле? Разве нет у нас вековых традиций, что спешат нас научить вере иноземные миссионеры (чья деятельность зачастую запрещена в их собственных странах)?


Конечно, ни за день, ни за год не научишься всему, что накопила двухтысячелетняя история христианства. Но есть священники, которые помогут обращающимся к ним; есть православная литература для любого читателя, от делающего первые шаги в Православии до занимающихся богословием. От нас нужно немного – наше желание и стремление познать истину.


 


М.Захарчук