Из семи таинств, установленных в Православной Церкви, центральным является Евхаристия, или Святое Причащение. Оно основано Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере – последней беседе, прощальной трапезе Спасителя с учениками-апосто
Первые христиане собирались в домах для бесед и молитвенных пений, а в воскресные дни совершали преломление хлеба в память о Тайной Вечере Спасителя с учениками. Вскоре появились и первые литургии – составленные апостолами Богослужения, из которых до наших дней дошла литургия апостола Иакова. Она служится сегодня лишь изредка в больших соборных храмах, а та служба, которую мы видим теперь на утреннем Богослужении в любом храме, – это литургия либо святителя Иоанна Златоуста, либо святителя Василия Великого (они отличаются друг от друга в основном текстом священнических молитв). Существует ещё литургия Преждеосвященных Даров, составленная святителем Григорием Двоесловом, которая совершается в будничные дни Великого поста.
Все литургии, которые служатся в Православной Церкви, совершаются ради таинства Евхаристии: по молитвам священника, невидимым образом, наитием Святого Духа, хлеб (специально выпеченные для этого просфоры) и вино (оно должно быть только красным виноградным), смешанное с водой, претворяются (преобразуются) в Тело и Кровь Христовы. Вот почему на второй части литургии, от начала пения Херувимской песни, имеют право присутствовать только верные, то есть крещёные православные христиане. Эта часть службы так и называется литургия верных, в отличие от первой половины – литургии оглашенных, на которой в древней Церкви присутствовали люди, готовящиеся к принятию крещения, изучающие основы христианского учения. Их имена оглашались диаконом во время службы, после чего следовал троекратный возглас (он звучит и теперь): «Оглашеннии, изыдите!». В этот момент все некрещёные, иноверцы, раскольники – словом, все, кто ещё не принадлежит к Православной Церкви или отступил от неё – должны покинуть храм.
Литургия верных, в конце которой совершается пресуществление – превращение видимых хлеба и вина в невидимые Тело и Кровь Христовы, – настолько важное и таинственное действо, что её ни при каких обстоятельствах нельзя прерывать, не доведя до конца. Даже если в храме начинается пожар, из алтаря на улицу выносятся священные сосуды и священник заканчивает служение литургии.
Подходя к Чаше с Причастием, мы должны твёрдо верить в то, что причащаемся именно Тела и Крови Христовой, а не символического подобия их, как считают протестанты различных толков. Часто родители или бабушки, впервые приведя в храм двух-трёхлетнего ребёнка, которому священник в ризах напоминает врача, уговаривают своё чадо: «Не бойся, батюшка мёда даст». Этими словами мы тяжко грешим против Бога, кощунствуем, называя Причастие «мёдом». Ребёнка к Причащению нужно готовить дома, доступно объяснив ему смысл таинства, а лучше всего – причащая его как можно чаще с первых недель жизни (разумеется, сначала его нужно окрестить, и тоже как можно раньше), тогда обстановка храма будет для него такой же родной, как домашняя, а когда малыш подрастёт и сможет понять смысл таинства, то поход в храм станет для него радостным и желанным.
Легкомысленное отношение к Причастию, когда мы подходим к Чаше, «не рассуждая о Теле Господнем»(1 Кор. 2, 29), может иметь самые страшные последствия. Об одном случае рассказывает святитель Игнатий Брянчанинов: в церкви преподобного Сергия, находившейся в Сергиевой пустыни под Петербургом, совершалось таинство Евхаристии. Молодой человек, учащийся Пажеского корпуса, Дмитрий Александрович Шепелев, по пути к святой Чаше выразил идущему с ним в паре собрату сомнение в истинности того, что будет вкушать подлинно Тело и Кровь Христову. Шепелев подошёл к Чаше, принял Частицу и с ужасом ощутил, что во рту у него сырое мясо. Его испуганный вид заметил священник и приказал войти в алтарь. Не выпуская Частицы изо рта, Шепелев покаялся в грехе неверия. Священник отпустил грех, и Шепелев ощутил во рту Частицу Тела Христова уже под видом кусочка просфоры и по благословению священника вкусил его.
Служащий священник причащается за каждой литургией, после чего с возгласом: «Со страхом Божиим и верою приступите!» – выносит Чашу со Святыми Дарами из алтаря и причащает стоящих в храме. В первохристианско
Существуют различные взгляды на то, как часто нужно причащаться мирянам, поэтому лучше всего посоветоваться со своим духовником – но это для тех, у кого есть постоянный духовный наставник. Наиболее частый совет священнослужител
Взрослые и дети старше семи лет должны готовиться к принятию Святых Таин: поститься в течение не менее трёх дней (воздерживаться от скоромной пищи, супружеского ложа и любого увеселения), помириться с ближними, вычитать каноны и молитвы ко причащению (они есть во всех молитвословах), поисповедоваться
Марина Захарчук
количество посещений (198)