Среди обязательных для каждого христианина утренних и вечерних молитв – молитвенного правила – есть молитвы к Ангелу-хранителю. Даже в коротеньких молитвословах «для самых маленьких» непременно есть строки, обращённые а Ангелу. И во время церковных служб мы молимся вместе с возглашающим священнослужителем: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим!» Кто же они такие – наши верные хранители?

 

Ангелы – невидимые, бесплотные духи, сотворённые Богом прежде создания человека, животных и всего видимого мира. Греческое слово «ангел» переводится на русский язык как «вестник». Одно из предназначений Ангелов – возвещать Господню волю людям. Эти бессмертные существа не имеют постоянного внешнего вида, но могут являться в различных образах, чаще всего – в виде подобных нам людей. Так они изображаются на иконах, а крылья, которые мы видим за спиной у Ангела на иконе, символизируют быстроту передвижения: ведь Ангелы могут мгновенно переноситься с места на место, появляясь там, где определит им Бог.

Первоначально все Ангелы были послушны Богу и исполняли Его волю, но затем, как повествует Священное Писание, на небе произошла война: один из Ангелов захотел стать равным Богу и поднял на войну с Ним большую часть (около трети) небесных сил бесплотных; остальные же Ангелы во главе с Архистратигом Михаилом, оставшись верными Богу, низвергли отпадших ангелов в бездну – так появились тёмные духи злобы во главе с диаволом.

Но мы сегодня поговорим о добрых, светлых Ангелах.

В ветхозаветные и раннехристианские времена их явления случаются довольно часто. Книга Бытия описывает херувимов, поставленных у входа в рай; Ангелы предвозвестили Аврааму рождение сына, а Лоту – погибель нечестивых городов Содома и Гоморры; восходивших и нисходивших по таинственной лестнице Ангелов видел Иаков во сне; Архистратиг Михаил явился в Иерихонской равнине Иисусу Навину, Архангел Гавриил укреплял Даниила в Вавилоне, а Архангел Рафаил сопровождал молодого Товию в Лидию… В Новом Завете читаем о том, как Архангел Гавриил возвестил священнику Захарии о рождении у него сына – будущего пророка Иоанна Крестителя. Тот же Архангел благовествует Деве Марии о рождении от Неё Спасителя мира – Иисуса Христа. Ангелы являются пастухам в момент Рождества Христова; Ангелы сопутствуют Иисусу в течение всей Его земной жизни, а по воскресении Его из мёртвых являются женщинам, пришедшим ко гробу Учителя, и сообщают радостную весть о Христовой победе над смертью. Ангелы описаны и в Апокалипсисе – пророческой книге о последних судьбах мира.

Нередкой была и явная помощь Ангелов святым людям.

В Деяниях Святых Апостолов описывается, как Апостол Пётр, находившийся в темнице, был выведен оттуда Ангелом.

В житии преподобного Кирилла, строителя Белозерского монастыря, есть рассказ о том, как завистливый помещик, собрав слуг, решил ночью ограбить монастырь, но возле ограды самодеятельный отряд встретил неожиданную охрану – множество воинов с обнажёнными саблями; утром помещик отправил слуг узнать, что за полк остановился в монастыре, но оказалось, что уже давно в монастыре не было ни одного богомольца: явившееся ночью войско было Ангельским.

Блаженный Феодор, епископ Едесский, спросил одного прозорливого столпника, как тот различает праведных и грешных. Столпник отвечал: «Если мимо моего столпа проходит муж праведный и боящийся Бога, то я вижу благодать Божию, и светлые Ангелы шествуют с ним по обе стороны, а бесы идут вдалеке, не смея приблизиться к нему; если же проходит человек грешный, то вижу вокруг него полчище торжествующих бесов, а Ангел-Хранитель следует за ним в отдалении, сетуя и сокрушаясь о погибели грешника. Но когда бесы хотят окончательно погубить этого человека, тогда является Ангел с огненным оружием и прогоняет их».

Когда святой Феодор Тирон, заключённый в темницу, молился, к его молитве присоединились Ангелы, и стражники сначала услышали, а затем через окошко увидели множество поющих юношей в белоснежных одеждах.

Такие явления Ангелов описаны в житиях очень многих святых. А некоторые из них даже видели, что происходит с душой умирающего, когда она покидает тело. Святой Кирилл Александрийский в слове на исход души говорит: «Душа поддерживается святыми Ангелами в шествии по воздуху и, возвышаясь, встречает мытарства, которые стерегут восход, удерживают и останавливают души восходящие». А преподобный Нифонт во время молитвы в храме видел отверстые небеса и множество Ангелов, одни из которых нисходили на землю, а другие восходили, вознося на небо человеческие души. Самое полное описание прохождения души скончавшегося через мытарства известно православным под названием «Мытарства преподобной Феодоры».

Церковное предание говорит о том, что не только люди, но и народы, и государства имеют своих Ангелов-хранителей, которые также оберегают их от зла, а если народы отступают от Бога – отступают и скорбят о грехопадении народа и Ангелы. И даже на месте разрушенного храма остаётся Ангел-хранитель этого храма. Вот почему сейчас, когда восстанавливают порушенные храмы и монастыри, их часто стараются восстановить если не в прежнем архитектурном виде, то хотя бы на том месте, где некогда был храм.

 

Могут ли сегодня, как прежде, происходить явления Ангелов обычным людям, то есть нам с вами? Ведь видят же некоторые летающие тарелки, встречаются и разговаривают с инопланетянами…

В наше время по всему миру произошло отступление людей, народов, государств от Бога. Уже почти невозможно жить, не становясь в какой-то степени причастным ко всеобщему злу. Мы, живущие в миру люди, недостойны того, чтобы нам являлись небесные силы. А если всё же такое явление произошло во сне или наяву – отнестись к этому нужно крайне осторожно, постараться не обращать внимания или рассказать священнику. Ведь тёмные духи, бесы, могут так же, как и Ангелы, являться в любом виде, в том числе и в образе Ангелов света и святых людей. Действительный же посланник Бога не явится к нам без крайней нужды, без повеления Бога, хотя невидимо он всегда сопутствует нам во всех наших делах.

Человек получает от Бога Ангела-Хранителя в момент крещения. К сожалению, редко кто помнит дату своего крещения, а ведь этот день не менее важен, чем тот, в который мы родились, – это день нашего духовного рождения, о котором сказано Самим Спасителем мира Иисусом Христом: если кто не родится водою и Духом, не может войти в Царство Небесное.

Часто мы называем днём Ангела день наших именин. Это неверно. У Ангела-Хранителя нет имени. Имя нам даётся в честь святого человека, жившего когда-то на земле и удостоившегося Царства Небесного. И день, на который приходится память святого, в честь которого мы названы, действительно нужно чтить, но не так, как привыкли мы отмечать дни рожденья – простым трапезованием за праздничным столом, а прежде всего молитвой, почитанием нашего святого. Сходить в храм, исповедоваться и причаститься, отслужить молебен своему небесному покровителю, а уж потом – сесть за стол с родными и друзьями. Так же следует поступить и в день крещения. Ну а день рождения – столь ли он важен? Ведь нашей заслуги в том, что мы появились на свет, нет, а наше собственное имя ещё не прославлено нашей жизнью. Достаточно, чтобы об этом событии знали немногие близкие и наш самый верный и преданный друг – наш Ангел-хранитель, который ведёт нас по жизни от церковной купели до – дай-то Бог! – Небесного Царства.

Марина Захарчук