Танюшкой любовались все прихожане. Всегда улыбающаяся, в кружевах и бантах, с чёрными бусинками любопытных глазок, она казалась олицетворением детского счастья, Дюймовочкой из сказочного цветка, которой ещё не коснулись лапы уродливой жабы. Дедушка приносил её на литургию ближе к концу и передавал бабушке, которая всегда была в храме с начала службы. Малышка причащалась почти каждое воскресенье и даже начинала уже потихоньку подпевать знакомым с пелёнок песнопениям.
Но вот девочка пошла в школу и стала появляться в храме всё реже. На вопросы бабушка отвечала неохотно: «Большая уже, исповедоваться надо, а мать не даёт будить рано». И всё же через год Танечка снова стала ходить с бабушкой в храм. В таких же нарядных платьицах и ярких платочках. Только чёрные глазки её отчего-то потускнели, в них появилась тревога, напряжение, ожидание. Случилось то, что в народе называют испугом. Только испугали девочку не собака или корова, а…собственные родители, причём из абсолютно благих побуждений. Папа поднапрягся, проработав лето на стройке, и купил компьютер – чтоб ребёнок развивался, смотрел фильмы на дисках, играл, развлекался, да и самим иногда отдохнуть не грех – эта модная игрушка есть сегодня у очень многих. Бабушка утирала слёзы: «Принесли беса в дом».
Не спешите упрекнуть меня в ханжестве. Я вовсе не считаю компьютер магическим злом, способным управлять человеком помимо его воли. Эта современная умная машина необходима сегодня во многих областях жизни (я и сама несколько лет назад отправила на пенсию добрую старушку – печатную машинку, водрузив на её место компьютер). Необходима так же, как нож на кухне или топор в деревенском дворе. Но если кто-то будет размахивать топором или ножом в приступе ярости, в пьяном угаре… Как говорится, собака бывает кусачей. Компьютер создавался для работы; мы же в большинстве своём покупаем его как дорогую игрушку, как визитную карточку дома. И что самое страшное – отдаём в бесконтрольное пользование детям. Школьные учителя хватаются за голову: дети на глазах, с каждым годом, становятся всё более неуправляемыми, непослушными, дерзкими; в их речи изобилуют слова и обороты, услышанные в западных (да уже и наших тоже) фильмах, их невозможно заставить читать (учителя идут на ухищрения: читают сами вслух на уроках, рекомендуют появившиеся в школьных библиотеках «все произведения школьной программы в кратком изложении», а как-то моя дочь искренне возмущалась тем, что их ряду достался больший по объёму «Севастопольский рассказ», чем остальным: оказывается, учитель разделил три части произведения Л.Н.Толстого на три ряда класса и спрашивал каждый ряд содержание только «его» части). А на уроках и переменах школьники меняются компьютерными дисками и горячо обсуждают новую компьютерную игру или очередной «ужастик» с такой заинтересованнос
Чем раньше отдаём мы своих детей во власть компьютера или телевизора, тем страшнее могут быть последствия. До наступления эры всеобщей теле-компьютериз
На днях я ехала в троллейбусе, и вот на одной из остановок вошла совсем юная женщина с ребёнком месяцев шести. Сразу несколько человек уступили ей место, и когда молоденькая мать, смущаясь и отказываясь, наконец села, малышка стала вертеться и подпрыгивать на её коленях. Через минуту троллейбус огласил яростный вопль: «Сиди смирно! Что ты бесишься? Как же ты мне надоела!» Я не сразу поняла, что это очаровательная мать так воспитывает свою дочку-кроху. Хотя картина знакомая, не правда ли? Не так уж редко встречаются нам на улицах, в магазинах, в транспорте заплаканные, перепуганные дети с разъярёнными родителями. Можно уверенно предположить, что и дома у них вместо внимательной и доброй мамы или бабушки – коробка телевизора или компьютера, который не выключается сутками. Я в молодости со смехом, а позже – с ностальгией часто вспоминала, как однажды в детстве упросила сестру, бывшую на 12 лет старше меня, взять меня в кино на взрослый фильм. Он был о любви, и пару раз, когда киногерои были готовы поцеловаться, сестра и её подруга, между которыми я сидела, дружно залепляли своими руками мои глаза. Что сегодня видят наши дети, устроившись рядом с родителями у экрана? Нам, взрослым, впору самим закрыть глаза. А ещё лучше – выключить или вовсе не включать подавляющее большинство телепередач. Что снится детям после просмотра блокбастеров или фильмов о современной «любви»? «Известно, как сильно действуют на душу растленные образы, в каком бы виде они не касались её! «Как несчастно дитя, которое, закрыв глаза или оставшись одно и углубившись в себя, бывает подавляемо множеством непотребных образов, суетных, соблазнительных, дышащих страстями. Это то же самое для души, что чад для головы». Так предупреждал ещё в XIX веке святитель Феофан Затворник. А ещё пятнадцатью веками раньше Церковь закрепила своё отношение к «нечистым зрелищам», в какой бы форме они ни появлялись, в 100-м правиле Шестого Вселенского Собора: «Очи твои право да зрят. Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источник жизни (Притч.4, 23-25), — завещает Премудрость, — ибо все телесные чувства удобно вносят свои впечатления в души. Посему изображения на досках или на ином чем, соблазняющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий, не позволяем изображать каким бы то ни было способом. Аще кто сие творити дерзнет – да будет отлучен». А вот мнение покойного ныне первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Виталия: «Какая диавольская насмешка над нами, православными людьми! Зная, что мы никогда не посмеем принять участие в греховных сборищах, он так умело помрачил наш ум, что мы за свои же собственные деньги, тяжёлым трудом добытые нами, покупаем себе телевизор и сами вводим в наш дом растление…» «Ребёнку могут быть показаны, –продолжает митрополит Виталий, – только полезные редкие фильмы, но исключительно как награда за хорошее поведение. Очень полезно каждый фильм сопровождать своим объяснением, своими выводами, расширяя его диапазон примерами из истории, из хороших повестей нашей литературы, всегда в своём мировоззрении опираясь на святоотеческое древнее Православие».
Мы же сделали телевизор и компьютер бессменным и бесконтрольным воспитателем наших детей! Любой священник скажет, что к нему всё чаще приводят детей, испуганных телевизионно-ком
Несколько лет назад сначала за рубежом, а затем и в России прокатилась волна протестов против детских мультсериалов «Покемоны» и «Телепузики». В некоторых странах Запада и в Японии на их создателей даже подавали в суд, так как врачами было доказано вредное влияние этих мультфильмов на физическое и психическое здоровье детей. Православная общественность России также поднялась на защиту детей от мультипликационн
Я не верю родителям, которые жалуются на своих детей: «Управы на них нет!» Да, мы живём в жестоком мире и сегодня труднее воспитывать ребёнка, чем сто, двести лет назад. Но если мы уклоняемся от воспитания детей – их воспитает телевизор и компьютер. А ещё я знаю, что среди маленьких детей нет таких, которые добровольно променяли бы занятия с родителями на видеотехнику. Я тоже разрешаю иногда своим детям посмотреть хороший фильм, поиграть в развивающую игру. Но стоит сказать: «Пойдём, почитаю (расскажу) что-нибудь», – малыш бросает всё и мчится к маме.
Отцы Церкви утверждают: когда мы читаем книгу, то входим в духовную связь с её автором и с теми, о ком рассказывают страницы книги. В ещё большей мере это происходит при просмотре видеопродукции. Каких же друзей выбираем мы для своих детей?
…Я впервые читала пятилетнему сыну И.С.Шмелёва. Думала: рановато, этот писатель – для детей постарше, слишком много старинных слов и понятий, непривычных языковых построений. Когда я закончила читать, мой малыш вдруг молча обнял и поцеловал меня.
Марина Захарчук
количество посещений (158)