О посте написано и сказано так много, что, как будто, и добавить уж нечего. Даже медицина ещё в советское время осторожно признавала, что воздержание в пище способствует оздоровлению организма, очищая его от накопившихся в результате употребления жирной пищи вредных веществ – шлаков. Теперь же и вовсе наряду с православным постом – а может быть, в противовес ему – возникают и пропагандируются различные системы питания: от банального голодания до питания по группам крови, которое навсегда лишает человека одних продуктов и принуждает есть другие, полезные для здоровья. Не будем касаться сейчас медицинских аспектов и спорить о том, какая из систем питания лучше и полезнее. Но с точки зрения православного человека, в любой из них таится огромный вред: подмена истинно православного взгляда на питание новой религией – религией чрева. Ведь все эти системы голодания-воздер
Да не упрекнут меня в том, что я призываю совершенно забыть о здоровье. Оно – дар Божий, и мы просто обязаны уделять ему внимание. Когда христиан первых веков упрекали в том, что они вредят больным людям, заставляя их поститься, святой Иоанн Златоуст возражал: кто сказал, что у нас пост для больных? Церковный устав предписывает послабление или вовсе отказ от поста больным (которым определённые продукты необходимы для лечения), маленьким детям, беременным, кормящим матерям. Для остальных же христиан пост строго обязателен. Типикон – свод церковных установлений – подробно разъясняет, как поститься в разные посты, в какие дни необходимо наиболее строгое воздержание, а в какие допустимо послабление…
Разница между системами здорового питания и постами огромная! Она в том, чтоставится на первое место: дух или плоть. Даже древние язычники утверждали: «Если дух твой здоров, то и тело будет бодро». Именно так переводится с оригинала исковерканная пропагандистами «здорового образа жизни» знакомая всем поговорка «В здоровом теле здоровый дух». В православных постах физическое воздержание в пище призвано помочь нашей душе очиститься от страстей, от житейской суеты, переходить от праздных развлечений к молитве, к раздумьям о вечном. Известна русская поговорка: «Сытое брюхо к ученью глухо». Глухо оно и ко всему духовному. Все святые отцы и подвижники благочестия единодушно утверждают: начало всех страстей – чревоугодие. И напротив, человеку, стремящемуся расстаться с той или иной пагубной страстью (например, с пьянством или курением), опытный духовник посоветует прежде всего воздержание в пище: как можно меньше есть и пить, даже воды.
Грехопадение наших прародителей, Адама и Евы, совершилось нарушением поста: с одного лишь дерева запретил Господь вкушать плоды, но они не смогли воздержаться и, согрешив, казалось бы, в малом, впоследствии, живя на земле, грешили всё больше и тяжелее, так что теперь человечество сотрясают такие чудовищные грехопадения отдельных людей и целых государств, что о них страшно даже говорить.
Любой грех – от лукавого. Победить грех и диавола можно, по словам Христа, лишь одним: молитвою и постом (см. Мф. 17, 21). Вот почему время подготовки к встрече великих христианских праздников предваряет пост – дни особенного воздержания в пище и вообще в телесных нуждах, а также дни особенно проникновенных церковных служб и усиленного домашнего молитвенного правила. Иногда, в годину тяжёлых народных бедствий, Церковь налагает дополнительный пост на верных своих чад.
Во время особо тяжких напастей – внезапных эпидемий или при вражеской осаде города – строгий пост налагался на всех жителей, включая грудных младенцев и животных. Одновременно проводились Богослужения с крестными ходами. И церковная история приводит немало фактов, когда враг, устрашённый явлением Богородицы с небесным войском, бежал от стен почти безоружного города, а эпидемии внезапно прекращались. Даты явленных чудес вошли в церковный календарь и почитаются нашей Церковью как дни церковных торжеств. И напротив, отступление православного народа от веры, забвение церковных установлений неминуемо влечёт гнев Божий и социальные потрясения. Известно, что перед отречением Государя от престола и последовавшего затем октябрьского переворота русский народ, и особенно высший слой общества, охладел к вере. Священный Синод даже издал указ, по которому каждый православный обязывался раз в год Великим постом говеть – исповедоваться и причащаться. Но эта мера укрепляла лишь дисциплину, а отнюдь не благочестие.
Спустя несколько лет после революции патриарх Тихон в ответ на вопрос, за что попущены России такие великие бедствия, отвечал: «Не хотели поститься добровольно, теперь Господь заставил силой».
Конечно, Святейший Патриарх понимал, что причина трагедии русского народа не только в забвении поста, но во всеобщей апостасии – отступлении людей от Бога, – но примечательно, что и он, как древние подвижники, отношение человека к своему чреву к воздержанию и исполнению церковных уставов – ставит во главу угла.
Наше время полно искушений, оттягивающих человека от Бога. Впрочем, искушения были всегда. Дело не в них, а в нас, в нашем к ним отношении, в нашем настрое: что мы выбираем, к чему стремимся – побороть искушение и остаться верными чадами Бога и Церкви или поддаться искушениям, занимаясь самооправданием. Часто несоблюдение постов оправдывают тяжёлой работой, необходимостью питаться вне дома, в общественных пунктах питания, неверующими или больными домочадцами, которым необходимо готовить скоромное, да и просто материальными затруднениями, невозможностью купить вкусные и одновременно постные продукты…
А вот эпизод из русской истории. Во время прусской военной кампании русские войска, гоня врага, оказались на территории Польши. Было время поста, а продуктовые обозы отстали, да и запасы постных продуктов истощились. Солдаты были на грани дистрофии, и Священный Синод, по просьбе командования армии, разрешил солдатам нарушить пост и питаться мясом. Но неожиданно для командиров большая часть солдат – около семидесяти процентов! – отказались подчиниться Синоду и нарушить пост. И вопреки физическому истощению, крепкая духом армия продолжала одерживать одну победу за другой.
В ностальгические для православных времена старой Святой Руси с началом постов закрывались все мясные лавки и питейные заведения, а если на улице обнаруживался пьяный, то участь его была незавидной. Посетивший в царствование Алексея Михайловича Россию архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский писал в своих путевых заметках: «Горе тому, кого встречали пьяным или с сосудом хмельного в руках! Его обнажали в этот сильный холод и скручивали ему руки за спиной: палач шёл позади него, провозглашая совершённое им преступление и стегая его по плечам и спине длинной плетью из бычьих жил…»
Так строго охраняли церковный устав наши благочестивые предки. Нам же ныне предоставлен выбор: жить ли во славу Божию или во благо чрева. От того, что мы выберем, зависит не только наша личная загробная участь, но и будущее наших детей, нашей страны.
количество посещений (102)