Среди множества молитв, читаемых в церкви и дома, есть одна, знакомая без исключения всем. Она входит в жизнь ребенка, которого впервые ведёт в храм набожная бабушка; она взмывает к куполу многоголосым пением всех присутствующих в храме во время каждой службы; она звучит на всех языках и во всех уголках земли, где есть христиане; она является взору каждого, кто впервые прочитывает Евангелие. Эту самою главную, самую первую молитву христианина преподал своим ученикам-апостолам Сам Господь наш Иисус Христос: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь» (Мф. 6, 9-13).

Это – русский текст, для человека церковного более привычен славянский молитвенный язык. Но каким бы языком ни обращались мы к Богу, молитва Господня («Отче наш») всегда будет первой возноситься от уст и сердца христианина.

В одном монастыре купила я брошюрку «Лекарство от греха»: она составлена в форме исповеди, в которой перечисляются многие грехи, подстерегающие человека на каждом шагу. Меня привлекла эта брошюра именно тем, что в ней собраны и предложены нам для осмысления как раз те грехи, которые принято считать лёгкими, и те, которые вообще не осознаются как грехи. Пролистывая книжечку в автобусе по дороге домой, я очень скоро остановилась на строчке: «Имея вражду на ближнего, читала «Отче наш».

Как же так – грех читать нашу главную молитву? Да. Грех дерзать читать её, если ты с кем-то в ссоре или хуже – таишь на ближнего зло, обиду, желание отомстить. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Мы просим у Бога простить нам долги. Долги Богу – это наши грехи. Но обращаясь с просьбой о прощении к Отцу, мы тут же сами выносим себе приговор: «как и мы прощаем нашим должникам». А если мы – не прощаем? Нам задолжали крупную сумму денег и не возвращают. Подадим в суд или наймём «крутых» парней, пусть «поговорят». Нас оскорбили словами? А мы пустили в ход клевету. Сосед искривил огородную межу в свою пользу? А я отравлю его собаку. Муж ушел к другой? Расколочу стёкла в окнах, напишу жалобу начальству. А потом – потом пойдём успокоиться в храм, поставим свечку и со слезами умиления о своей обиженной душе пропоём со всеми: «Отче наш…остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Пропоём, не понимая, что в этот момент отлучаем себя от Бога. Незамеченные, неуслышанные сердцем, одними устами произносятся слова. А ведь Христос из всей молитвы одну только эту строчку и счёл нужным растолковать Сам: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». (Мф. 6, 14 –15).

Молдавский старец Паисий Величковский, знаменитый основатель старчества на Руси, в своих монастырях с особым попечением охранял мир между братиями-насельниками, все ссоры и недовольства старался загасить лично и незамедлительно, а к упорствующим в нежелании простить обиды применял жестокое наказание: запрещал читать молитву «Отче наш». В страхе остаться без попечительства Господня провинившийся непрощением обид тотчас спешил с покаянием к старцу Паисию и братии.

 

Даже самый ленивый, самый заверченный мирской суетой христианин хотя бы однажды в год – в дниВеликого поста – идёт в храм, чтобы очиститься от накопившейся греховной скверны. Но прежде чем принести покаяние Богу, мы должны испросить прощения у наших ближних, у всех, кого обидели каким-то необдуманным поступком, оскорбили словом, осудили в разговоре с соседкой или только в своих размышлениях о чьей-то жизни. И этот первый покаянный шаг православные делают ещё до начала Великого поста, в последнее предпостовое воскресенье, которое Церковь именует Прощёным. В специальном чине прощения священнослужители и миряне во взаимном коленопреклонении просят друг у друга прощения, а затем, расходясь из храма по домам, испрашивают прощения у своих домочадцев и соседей. А если случится, что наш недруг не хочет простить нас или находится далеко и нет уже возможности поехать или написать ему, – всё равно простим ему всё и помолимся об умягчении его сердца, чтобы и он, и мы могли неосужденно произносить главную нашу молитву – «Отче наш».