«От юности моея мнози борют мя страсти…» – так начинается одно из церковных песнопений, звучащее на вечерне в канун праздников. Да-да, не в строгие покаянные дни поста, а именно в праздник вспоминает Церковь о борьбе человека со страстями. Потому что только победивший в этой битве достоин небесной награды.
Путь к Небу человеку преграждают мелкие и крупные грехи, в которые мы впадаем на протяжении всей жизни. Но упав – встаём, приносим покаяние и продолжаем нелёгкий путь. А если не каемся, не придаём значения «мелочам» или, напротив, стыдимся рассказать на исповеди о чём-то тяжком, то грех этот будет снова и снова подстерегать нас, обращаясь в привычку, в неисцельную язву. Такие язвы Церковь называет страстями.
Страстью может стать любой привычный, повторяемый грех, но всё же среди множества страстей принято выделять 8 наиболее опасных: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Трудно сказать, какая из них наиболее опасна и тяжела. Любое хроническое заболевание лечить трудно. Но всё же, наблюдая за собой и оценивая свои поступки, мы можем по крайней мере увидеть в себе начатки чрезмерного пристрастия к пище, жадность к деньгам, блудные помыслы, раздражительност
Сегодня почти нет атеистов. В бытие Божие так или иначе верит большинство людей. Разве не самое большое чудо – дарованная нам Господом жизнь? Человек – высшее и благословенное создание Творца.
Но как трудно даётся понимание того, что слова «раб Божий», «смиренный послушник», «слуга Господень» – вовсе не оскорбительны для человека, что только применив к себе и исполнив на деле эти эпитеты, мы сможем называться друзьями Христа и детьми Отца Небесного. Слишком долго жили мы под лозунгом: «Человек – это звучит гордо!» Сочинённый древним змием-искусителе
Святые отцы утверждают: нераскаянные грехи ведут человека к гибели, но порой случается, что душа умирает раньше тела. Она, конечно, бессмертна – наша душа, но разве можно считать жизнью – вечную муку в геенском огне? А ведь именно такая участь ждёт души нераскаявшихся грешников. Пока человек жив – у него есть выбор. Лучше сделать его как можно раньше, когда ещё есть время и силы не только раскаяться, но и принести «достойный плод покаяния» (Мф. 3,8). Даже и в последний час, в последнюю минуту жизни Господь примет покаянный вопль грешника. Примет и простит. Лишь бы вопль этот шёл от сердца.
Но случается порой, что человек и сам считает себя верующим, и окружающие не могут упрекнуть его в забвении Бога: ходит в храм, исполняет законы и церковные предписания, а сердце человека далеко отстоит от Христа. Нет в нём ни сострадания к окружающим, ни молитвенной теплоты, ни покаянных слёз. Значит, причину нужно искать, скорее всего, в гордости.
Как же диагностировать в себе этот тяжкий недуг? По большому счёту, он сопутствует каждому из нас: ведь грехопадение совершилось именно через гордость. Ангел-Люцифер, возомнивший себя равным Богу, рухнул в бездну, объятый пламенем гордыни, и увлёк за собой человека, вкусившего по его совету плод древа познания добра и зла с той же целью – стать «как боги». Но пока мы понимаем свою причастность к тяжкому недугу, мы можем противиться ему, преодолевать искушения гордыней. Если же считаем себя абсолютно здоровыми, пора нам бежать в духовную лечебницу. Один мудрый старец увещевал гордящегося монаха, повествует книга «Лествица». Но ослеплённый гордостью инок сказал в ответ: «Прости меня, отче, я не горд». Мудрый старец возразил: «Чем же ты можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд?» Продолжая рассуждения о страсти гордости, святой Иоанн Лествичник, вспоминая слова Священного Писания «Бог гордым противится», вопрошает: кто же может исцелить такового? – и приходит к выводу: «Блудных исцеляют люди, лукавых и злых Ангелы, а гордых Сам Бог».
Увы, иногда и Господь оказывается не в силах вразумить гордого. Ведь неотъемлемой духовной составляющей человека является свобода – именно она и есть то подобие Божие, о которой повествует Библия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) по подобию Нашему» (Быт.1,26). Великий знаток русского языка, современник Пушкина, министр просвещения и президент Российской Академии Наук, автор «Славянорусского корнеслова» А.С.Шишков считал, что слово «человек» происходит вовсе не от корней «чело» и «век», как принято считать сегодня, а от «слова» – Слова с большой буквы. Словом Евангелие от Иоанна называет вторую ипостась Пресвятой Троицы: Бога-Сына – Бога-Слово. Созданный Словом человек – как образ и подобие Божие – тоже призван создавать, творить. Изначально «человек» звучало как «словек», то есть создание Слова. «Слово» – «словек» – «цловек» – «чловек» – «человек»: всё это производные одного ряда.
Свободный человек только сам может выбрать, жить ли ему с Богом и по-Божьи или же мчаться вслед за падшим ангелом тьмы.
Когда великий писатель Лев Толстой приехал в Оптину пустынь, тамошний старец Амвросий после беседы с ним охарактеризовал Толстого всего двумя словами: «Горд очень». Казалось бы, Толстому было чем гордиться, его писательский талант был действительно редким даром – даром Божиим. Вот о чём нельзя было забывать ни Толстому, ни всем нам! Всё, что есть в нас необычного, выдающегося «от природы», – на самом деле не наше, а подарок нам от нашего небесного Отца-Творца. Наше – то, как мы этим даром-талантом распорядимся, сумеем ли развить и приумножить или, как нерадивый слуга из евангельской притчи, зароем в землю. А если сумеем, то хватит ли мудрости всё время помнить, что мы владеем Отцовским наследством? В мудрых русских сказках среди трёх испытаний – огнём, водой и медными трубами (славой) – последнее считается самым тяжёлым, потому что оно ведёт к гордыни, а значит – к гибели.
Среди множества грехов и прегрешений, в которые впадаем мы за время нашей жизни, есть такие, которые преследуют нас постоянно, упрямо подставляют нам подножки и идут с нами на каждую исповедь. Гордость – именно из этих «непотопляемых» грехов. И всё же бороться с ней нужно и возможно. Ведь там, где не справиться человеку, на помощь придёт Господь. Если, конечно, мы Его призовём. Мой духовный отец советовал, подходя к исповеди, всегда первым исповедовать грех гордости, отрекаться от этой, по слову Иоанна Лествичника,«матери всех пороков» и не давать ей глубоко пустить корни в нашем сердце.
Снова проходим мы ежегодное поприще Великого поста – время усиленной молитвы, время покаяния. Великий пост – преддверие великого Праздника. Как же не вспомнить нам в эти дни: «От юности моея мнози борют мя страсти. Но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!»
количество посещений (3375)