Ныне отпущаеши


Спросите любого случайного человека: что такое Сретенье? И почти наверняка в ответ прозвучит: зима с летом встречаются. Да что там случайный человек. Порой и церковные старушки дают такой же ответ, так же, как на вопрос о слове и соответствующем ему празднике «Воздвижение» (которое называют «сдвиженьем») уверяют, что в этот день «в лесу вся нечисть в кучи сдвигается».


Что же мы за язычники такие и зачем при этом называем себя христианами!? Если празднуем мы встречу лета с зимой, а то и вовсе – какое-то передвижение нечистой силы. Если праздник для нас – не день, посвящённый Богу, а всего лишь повод отдохнуть («работать нельзя» – вот в чём для многих смысл праздника).


А ведь незнанием основ нашей веры, непониманием и, как следствие, непочитанием церковных праздников, мы тяжко согрешаем. Вот, к примеру, пост – все знают (хоть и не все исполняют), что в это время полагается воздерживаться от скоромной пищи и от прочих увеселений и развлечений. Но редко кому известно, что в праздничные дни и в каждую субботу и воскресенье, если они выпадают в непостовое время, поститься запрещается, а тот, кто намеренно не вкушает в эти дни скоромной пищи, подлежит церковному наказанию – епитимие.  Праздники необходимо знать, чтить и праздновать так, как это принято в Церкви.


И Сретение – один из таких дней, более того – одно из двенадцати наибольших церковных торжеств. Правильно он называется Сретение Господне. А «сретение» – действительно церковнославянский аналог привычного нам слова «встреча». Кто же и кого встречает в этот день?


Исторические корни праздника – в Евангелии. В Ветхозаветные времена жил учёный муж по имени Симеон. Он знал языки и умел писать, и вот однажды греческий царь Птоломей призвал его вместе с другими переводчиками к себе и попросил перевести с древнееврейского на греческий книги Священного Писания. Этот перевод был назван «переводом семидесяти толковников» (на самом деле переводчиков было 72). Симеону выпало переводить книгу пророка Исайи. Дойдя до места: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14),  – Симеон  усомнился в правильности текста, решив, что предыдущий переписчик написал слово «Дева» по ошибке, вместо слова «жена», и уже намеревался исправить «ошибку», как вдруг явившийся Ангел остановил его руку со словами: «Верь написанному». Симеону было обещано, что он не умрёт до тех пор, пока собственными глазами не увидит свершившегося чуда. И вот, когда Симеон был уже глубоким старцем, пережившим своё время, свершилось событие, которого люди ждали всю историю человечества, – в наш грешный мир родился Спаситель. В те времена существовал закон, предписывавший воцерковлять каждого младенца мужского пола в 40-й день по рождению. (Он действует и сегодня и одинаков для детей любого пола, а в ветхозаветные времена девочек воцерковляли в 80-й день по рождении).   Дева Мария принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, и возле храма Её встретил тот самый старец Симеон, духом узнавший в Младенце Спасителя мира.  Взяв Иисуса на руки, старец произнёс слова, ставшие впоследствии одной из молитв ежевечернего Богослужения и привычные нам более в церковнославянском звучании: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицеем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих, Израиля». Смысл этих слов такой: Господи, сегодня Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобой мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира. Об этом же – рождении Спасителя – свидетельствовала и жившая при храме старица, пророчица Анна. Затем, провидя грядущие скорби, Симеон обращается к Богоматери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу…».


Сретение Господне – это действительно встреча. Внешне – это встреча Симеона с Младенцем Христом. А в смысле духовном – это встреча человечества со Спасителем мира, пришедшим освободить нас от уз греха и власти смерти.


Марина Захарчук