В преддверии Рождества не хочется говорить о грустном.
Да и какой грустью может быть омрачён этот великий христианский праздник для верующего человека, целый год ждавшего светлой встречи с Младенцем Христом?
Давным-давно, школьницей, я открыла для себя поэзию Бориса Пастернака. Его стихи в школе тогда «не проходили». Тем заманчивее, тем слаще было, собравшись дома у кого-нибудь из одноклассников, читать по очереди полюбившиеся строки. Я выбрала вот эти:
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
Сквозь оконный переплёт.
Снег идёт, и всё в смятенье,
Всё пускается в полёт,
Чёрной лестницы ступени,
Перекрёстка поворот.
Снег идёт, снег идёт…
Комната закружилась в снежном вихре слов, голос набирает силу, увлечённый ритмом стихов – и вдруг спотыкается:
…Не оглянешься, и – Святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год…
Какой «новый год», откуда он взялся после Святок, после Рождества?
Нам, советским школьникам, привыкшим видеть наших бабушек собирающимися к ночной Рождественской службе во время школьных новогодних каникул, показалось на мгновенье, что поэт ошибся или устроил переворот во времени ради спасения рифмы и ритма. Да нет же, это искромётный Пастернак, а не современное выморочное стихосложение. Пришлось спросить у тех же бабушек. И они открыли нам тайну: «старый новый год», смешащий нас своим названием, – никакой не старый, а – единственно законный, православный!
Веками на Руси жили по установленному порядку, когда трудовые будни перемежались долгожданными церковными праздниками, в которые никто – ни царь, ни боярская дума, ни самодур-помещик – не мог заставить простой люд работать. Им и в голову не могло прийти посягнуть на установленные Богом и Церковью праздники и посты. Лишь первый наш император, Великий Пётр, обязал, на западный манер, праздновать новый год 1-го января. До этого исторического события Церковь считала лета «от сотворения мира» – от Адама. Пётр не отменил это летоисчисление, и до сих пор в церковных календарях 1-е сентября (по старому стилю) отмечено как «индикт – день церковного новолетия». Впрочем, этот день, в отличие от гражданского нового года, никогда и не считался выдающимся праздником. Зато 1-е января стало отмечаться шумно и весело. Что опять-таки не нарушило в принципе церковного благолепия: ведь главный зимний праздник христиан (а значит, подавляющего большинства жителей тогдашней Руси) – Рождество Христово – наступал 25-го декабря и праздновался целых 11 дней, получивших название Святки, то есть – святые дни. По церковному уставу в эти дни отменяется пост в среду и пятницу, и все, взрослые и дети, отстояв с утра праздничные литургии (хотя бы первые три дня Святок!) ходят в гости, принимают гостей у себя, участвуют в весёлых зимних забавах. Чудесные картины Рождества и Святок оживают перед нами сегодня на страницах рассказов И.Шмелёва, В.Никифорова-Вол
Революции 1917 года разбили все основы, взорвали фундамент Российского государства, разрушили старый мир «до основанья». И только Церковь, несмотря на терзающие её внешние нападки и внутренние нестроения, очень долго продолжала хранить чистоту Православия. Когда в 1918 году советская власть перешла вслед за западными странами на Григорианский календарь (так называемый новый стиль), наша Церковь осталась верна традиционному для Православия Юлианскому летоисчислению. Вот и вышло, что гражданский новый год для Церкви – незаконнорожденн
Всем верующим хорошо известно, что пост – это воздержание во всём: в пище, развлечениях, увеселениях, даже в простом «ничегонеделании
Почему нам кажется невозможным «нарушить традицию», пойти не в ногу со всеми? Да и со всеми ли? Если мы поговорим с теми, кто стоит рядом с нами на службах в храме, то с удивлением узнаем, что «идут в ногу» далеко не все. И каждый из этих «не всех» находит свой способ избежать новогоднего искушения: кто-то уединяется в дальней комнате большого дома, кто-то идёт в храм, если храм в эту ночь открыт, кто-то и вовсе живёт один и, плотно зашторив окна, читает Псалтирь… А где-то те, кто не хочет участвовать в ночном бесновании, уже объединились и собираются вместе для молитвы или духовного чтения. Неужели мы, сотворённые по образу и подобию Божию, не устоим перед искушением мира, неужели не допостимся такую малость?
Снег идёт, снег идёт,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
……………………………
Потому что жизнь не ждёт.
Не оглянешься и – Святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год…
Борис Леонидович Пастернак, переживший революцию и все её страшные последствия, так и не сумел перевоспитаться, стать «новой исторической общностью – советским народом». Эти чудные строки он написал в 1957 году.
Марина Захарчук
количество посещений (159)