Каждый год в преддверии праздника Пасхи священнослужител
Христианская Пасха – праздник Воскресения из мёртвых Иисуса Христа, Бога-Сына, сошедшего с Небес, воплотившегося (принявшего человеческую плоть) «от Духа Свята и Марии Девы», ставшего Богочеловеком, Который, во имя искупления человечества от необратимости смерти, от вечной гибели, взял на Себя грехи мира, страдал за людей, принял мученическую смерть на кресте, был погребён и в третий день воскрес. Воскресение Христово вот уже третью тысячу лет отмечается как величайший и главный праздник христианской Церкви.
А вот второе название праздника – Пасха – пришло к нам из ветхозаветной истории. Праздник пасхи (это слово переводится как исход, перемена места) был установлен как воспоминание о выходе евреев из Египта во времена пророка Моисея и с тех пор по сей день ежегодно отмечается иудеями. События распятия, смерти и Воскресения Христа по времени совпали с днями празднования еврейской пасхи: она отмечалась в течение семи дней, и Воскресение Христа совершилось уже после первых дней этого праздника – поэтому наша Церковь установила одним из правил в исчислении православной Пасхи то, что она не может отмечаться раньше иудейской или праздноваться в один с нею день.
В первые века христианства в разных христианских общинах Пасху отмечали в разное время, что порождало многочисленные споры. Окончательные правила и сроки празднования были установлены на Вселенских соборах – Никейском (З25 г.) и Антиохийском (341 г.). Никейский собор установил, что христианская Пасха празднуется обязательно отдельно от иудейской, в первый воскресный день недели, следующий за первым после мартовского равноденствия полнолунием. Если полнолуние приходится на пятницу, субботу или воскресенье, то празднование переносится на следующее воскресенье.
Возникает вопрос: почему Церковь не отмечает Пасху в исторически известный день Воскресения Христова – ведь известно, что это событие произошло 14 нисана по еврейскому календарю. Но дело в том, что Воскресение Иисуса Христа – не только историческое, но главным образом – духовное событие. Вот как говорит об этом митрополит Антоний (Сурожский):«Воскресение Христово случилось в определенный день человеческой истории, в данный, хотя неизвестный час ночи; оно принадлежит истории, как поворотный пункт, оно решительно разделяющая черта. Но воскресший Христос с нами – «вчера, сегодня, завтра и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Он среди нас, Он – Эммануил, что значит «с нами Бог»… В этом смысле, Воскресение современно каждому из нас, столетие за столетием; это не событие в прошлом, а событие, в котором мы участвуем в настоящем, изо дня в день, из часа в час, вовеки». Именно потому, что Воскресение Христово принадлежит вечности, его празднование нельзя привязывать к календарному числу. В некоторых первохристиански
Православные и католики отмечают все церковные праздники по разным календарям – юлианскому (так называемый старый стиль) и григорианскому (новый стиль).
Юлианский календарь связан с именем Юлия Цезаря. Во время его пребывания в Египте царица Клеопатра представила ему знаменитого александрийского астронома и математика Созигена, которому Цезарь и поручил составить календарь. Александрия была в то время одним из главных философских, религиозных и научных центров мира. И вот александрийские астрономы во главе с Созигеном создают самую совершенную в мире календарную систему. Это случилось в 46 году до Рождества Христова, а в I и IV веках по Рождестве Христове она подверглась незначительной коррекции.
Для большинства людей календарь регулирует лишь нашу земную жизнь, поэтому нам непонятны и незаметны различия между юлианской и возникшей в ХVI веке по Р.Х. григорианской системой летосчисления. Но календарь – понятие астрономическое, он исчисляется в соответствии со многими космическими факторами – движениями Солнца, Луны, планет относительно Земли и друг друга. Юлианский календарь и поныне считается у астрономов более совершенным и удобным. Он включает в себя 3 основных цикла, ориентированных на вечность: первый цикл – чередование трёх простых и одного високосного года, второй цикл – совпадение чисел месяца и дней недели через 28 лет, третий цикл – совпадение фаз Луны через 19 лет. На основе этого календаря создан Пасхальный круг – Великий Индиктион, составляющий 523 года.
Юлианский календарь ориентирован на звездный год, то есть – на вечность; григорианский же календарь, как и сама Католическая церковь, в недрах которой он появился, заземлён, привязан лишь к солнечному году. Этот календарь удобен для сельскохозяйстве
Католическая церковь переходом на новый стиль нарушила сразу несколько правил Святых апостолов и Вселенских соборов. Прежде всего, 7-е Апостольское правило: «Аще кто епископ или пресвитер или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен из священного чина». После перехода на новый календарный стиль римо-католики многократно праздновали Пасху одновременно с иудеями и даже, противореча Евангелию, раньше иудейской пасхи.
Как только папа Григорий ХIII ввел новый стиль, немедленно в том же 1582 году Вселенский Патриарх Иеремия, вместе со своим Синодом, осудил новое римское счисление как несогласное с преданием Православной Церкви. В следующем 1583 году был созван Церковный собор при участии Вселенского Патриарха Иеремии, Патриарха Александрийского Сильвестра и Иерусалимского Софрония VI, осудивший введение григорианского календаря и нарушение Римской церковью постановления I Вселенского собора о порядке исчисления дня Святой Пасхи. Этот собор в своем постановлении призывает православных твёрдо и неуклонно держаться, даже до пролития своей крови, православного месяцеслова и юлианской Пасхалии, налагая на всех нарушителей этого постановления анафему, отлучение от Православной Церкви.
Так же совершенно отрицательно к введению нового стиля относились Вселенские Патриархи, а вместе с ними и вся Вселенская Церковь и в последние столетия. Например, Константинопольс
Проходивший в 1917-1918 годах Всероссийский Церковный собор также сделал постановление строго держаться старого стиля для церковного времяисчисления. И доныне наша Русская Православная Церковь живёт по юлианскому календарю, который является, по образному выражению архимандрита Рафаила (Карелина), «священной иконой времени». К сожалению, некоторые Поместные Церкви в последнее время отступили от священных традиций (например, Константинопольс
количество посещений (175)