Каждый год в преддверии праздника Пасхи священнослужителям и просто близким к Церкви людям очень часто задают вопрос: почему Светлое Христово Воскресение – Пасха – отмечается в Церкви не в определенный календарный день, а в разные годы в разные числа апреля, а то и в начале мая; почему православные и католики празднуют Пасху не одновременно; какую Пасху празднуют иудеи, не верующие в Воскресение Христово? Попробуем разобраться.

Христианская Пасха – праздник Воскресения из мёртвых Иисуса Христа, Бога-Сына, сошедшего с Небес, воплотившегося (принявшего человеческую плоть) «от Духа Свята и Марии Девы», ставшего Богочеловеком, Который, во имя искупления человечества от необратимости смерти, от вечной гибели, взял на Себя грехи мира, страдал за людей, принял мученическую смерть на кресте, был погребён и в третий день воскрес. Воскресение Христово вот уже третью тысячу лет отмечается как величайший и главный праздник христианской Церкви.

А вот второе название праздника – Пасха – пришло к нам из ветхозаветной истории. Праздник пасхи (это слово переводится как исход, перемена места) был установлен как воспоминание о выходе евреев из Египта во времена пророка Моисея и с тех пор по сей день ежегодно отмечается иудеями. События распятия, смерти и Воскресения Христа по времени совпали с днями празднования еврейской пасхи: она отмечалась в течение семи дней, и Воскресение Христа совершилось уже после первых дней этого праздника – поэтому наша Церковь установила одним из правил в исчислении православной Пасхи то, что она не может отмечаться раньше иудейской или праздноваться в один с нею день.

В первые века христианства в разных христианских общинах Пасху отмечали в разное время, что порождало многочисленные споры. Окончательные правила и сроки празднования были установлены на Вселенских соборах – Никейском (З25 г.) и Антиохийском (341 г.). Никейский собор установил, что христианская Пасха празднуется обязательно отдельно от иудейской, в первый воскресный день недели, следующий за первым после мартовского равноденствия полнолунием. Если полнолуние приходится на пятницу, субботу или воскресенье, то празднование переносится на следующее воскресенье.

Возникает вопрос: почему Церковь не отмечает Пасху в исторически известный день Воскресения Христова – ведь известно, что это событие произошло 14 нисана по еврейскому календарю. Но дело в том, что Воскресение Иисуса Христа – не только историческое, но главным образом – духовное событие. Вот как говорит об этом митрополит Антоний (Сурожский):«Воскресение Христово случилось в определенный день человеческой истории, в данный, хотя неизвестный час ночи; оно принадлежит истории, как поворотный пункт, оно решительно разделяющая черта. Но воскресший Христос с нами – «вчера, сегодня, завтра и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Он среди нас, Он – Эммануил, что значит «с нами Бог»… В этом смысле, Воскресение современно каждому из нас, столетие за столетием; это не событие в прошлом, а событие, в котором мы участвуем в настоящем, изо дня в день, из часа в час, вовеки». Именно потому, что Воскресение Христово принадлежит вечности, его празднование нельзя привязывать к календарному числу. В некоторых первохристианских общинах Малой Азии Воскресение Христово отмечали 14 нисана, и этот факт был осужден на I Вселенском соборе, а последователи такой традиции до сих пор считаются еретиками (их называют четыредесятниками или квадродециманами).

Православные и католики отмечают все церковные праздники по разным календарям – юлианскому (так называемый старый стиль) и григорианскому (новый стиль).

Юлианский календарь связан с именем Юлия Цезаря. Во время его пребывания в Египте царица Клеопатра представила ему знаменитого александрийского астронома и математика Созигена, которому Цезарь и поручил составить календарь. Александрия была в то время одним из главных философских, религиозных и научных центров мира. И вот александрийские астрономы во главе с Созигеном создают самую совершенную в мире календарную систему. Это случилось в 46 году до Рождества Христова, а в I и IV веках по Рождестве Христове она подверглась незначительной коррекции.

Для большинства людей календарь регулирует лишь нашу земную жизнь, поэтому нам непонятны и незаметны различия между юлианской и возникшей в ХVI веке по Р.Х. григорианской системой летосчисления. Но календарь – понятие астрономическое, он исчисляется в соответствии со многими космическими факторами – движениями Солнца, Луны, планет относительно Земли и друг друга. Юлианский календарь и поныне считается у астрономов более совершенным и удобным. Он включает в себя 3 основных цикла, ориентированных на вечность: первый цикл – чередование трёх простых и одного високосного года, второй цикл – совпадение чисел месяца и дней недели через 28 лет, третий цикл – совпадение фаз Луны через 19 лет. На основе этого календаря создан Пасхальный круг – Великий Индиктион, составляющий 523 года.

Юлианский календарь ориентирован на звездный год, то есть – на вечность; григорианский же календарь, как и сама Католическая церковь, в недрах которой он появился, заземлён, привязан лишь к солнечному году. Этот календарь удобен для сельскохозяйственных работ, но он ломает, разрывает церковный богослужебный круг. Против нового календаря выступали многие астрономы, однако папа Григорий ХIII издал указ, в котором угрожал церковным отлучением тем, кто откажется принять новый стиль. И в 1582 году календарная реформа была осуществлена.

Католическая церковь переходом на новый стиль нарушила сразу несколько правил Святых апостолов и Вселенских соборов. Прежде всего, 7-е Апостольское правило: «Аще кто епископ или пресвитер или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен из священного чина». После перехода на новый календарный стиль римо-католики многократно праздновали Пасху одновременно с иудеями и даже, противореча Евангелию, раньше иудейской пасхи.

Как только папа Григорий ХIII ввел новый стиль, немедленно в том же 1582 году Вселенский Патриарх Иеремия, вместе со своим Синодом, осудил новое римское счисление как несогласное с преданием Православной Церкви. В следующем 1583 году был созван Церковный собор при участии Вселенского Патриарха Иеремии, Патриарха Александрийского Сильвестра и Иерусалимского Софрония VI, осудивший введение григорианского календаря и нарушение Римской церковью постановления I Вселенского собора о порядке исчисления дня Святой Пасхи. Этот собор в своем постановлении призывает православных твёрдо и неуклонно держаться, даже до пролития своей крови, православного месяцеслова и юлианской Пасхалии, налагая на всех нарушителей этого постановления анафему, отлучение от Православной Церкви.

Так же совершенно отрицательно к введению нового стиля относились Вселенские Патриархи, а вместе с ними и вся Вселенская Церковь и в последние столетия. Например, Константинопольский Патриарх Каллиник ХI вместе с Антиохийским Патриархом Афанасием (1686-1728) свидетельствовал, что празднование Пасхи одновременно с католиками, отречение от установлений Православной Церкви о постах и применение уставов церкви Римской есть измена Православию, отступление от святоотеческих заветов, гибельное для чад Православной Церкви, поэтому каждый христианин обязан праздновать Пасху и соединённые с нею праздничные дни по уставу православного Востока, а не инославного Запада, чуждого нам по вере. Вселенский Патриарх Кирилл V в своем Окружном послании в 1756 году налагает на всех принявших новый стиль, страшные проклятия на временную земную и вечную жизнь. В 1848 году Вселенский Патриарх Анфим VI совместно с прочими Восточными Патриархами в Окружном послании высказал от имени Единой Кафолической и Апостольской Церкви такое исповедание веры: «У нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самоё Тело Церкви, т.е. народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласную с верою отцев его… Да держим исповедание, какое приняли от таковых мужей – святых отец, да отвращаемся всякого новшества как диавольского внушения, на что, если бы кто дерзнул или делом, или словом, или помышлением, таковый отрёкся уже от веры Христовой, уже добровольно подвергся вечной анафеме за хулу на Духа Святого, якобы несовершенно глаголавшего в Священном Писании и во Вселенских соборах. Итак, все новшествующие: еретики ли то, или раскольники, добровольно облекшиеся в «клятву, яко ризу» (Пс. 118,18), хотя бы то были папы, хотя бы патриархи, хотя бы миряне, аще бы ангел с небесе – анафема ему».

Проходивший в 1917-1918 годах Всероссийский Церковный собор также сделал постановление строго держаться старого стиля для церковного времяисчисления. И доныне наша Русская Православная Церковь живёт по юлианскому календарю, который является, по образному выражению архимандрита Рафаила (Карелина), «священной иконой времени». К сожалению, некоторые Поместные Церкви в последнее время отступили от священных традиций (например, Константинопольская, Румынская церкви) и перешли на новый стиль, хотя Пасху и другие переходящие праздники всё же отмечают по старому стилю. Но большинство православных во всём мире тверды в своей приверженности к установлениям Апостольских и Вселенских соборов.