Володька буквально атаковал меня интернет-письмам
А мне всегда казалось, что эти два волшебные слова – Раифский монастырь – откуда-то из древней давности, из глубины веков… При чём тут марийское Звенигово и татарская Казань? Но вот на дороге «Казань-Йошкар-О
После литургии выходим из храма и любуемся зелёными станами собора с золотыми главками. Старенький иеродиакон, только что участвовавший в Богослужении, становится экскурсоводом для группы паломников. Мы присоединяемся к ним.
Оказывается, встреченная нами на берегу заповедного озера скульптура… лягушки – вовсе не пустое развлечение для праздношатающихс
На центральной площади монастыря, недалеко от Троицкого собора, установлены солнечные часы: это новая постройка взамен древних, утраченных при закрытии монастыря в советское время. Часы эти светящейся полоской указывают на каменном циферблате реальное время, которое на 40 минут отстаёт от официально принятого.
Раифский монастырь – огромен и прекрасен, бродить по его территории и любоваться красотами можно часами. А «небольшой» он, как написала я в заглавии этой статьи вспомнившимися словами песни, лишь по числу насельников. Всего 8 монахов обитает здесь! Да ещё около сорока послушников и трудников, восстанавливающи
…Официальной датой основания Раифского монастыря принято считать 1613 год. Тот самый год, когда Россия всенародным собором принесла клятву верности Богу, Царю и Отечеству до скончания века, принеся за себя и потомков своих «из рода в род» страшные слова: «И кто же пойдёт против сего Соборного постановления – Царь ли, Патриарх, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы».
Нарушили клятву, сами себя отлучили от Бога. И только сокрушенным и действенным покаянием можем вымолить прощение. Один из плодов этого покаяния – восстановление порушенного.
Но вернёмся в глубь истории. Именно тогда, в начале 17-го века, скромный монах Филарет, искавший уединённой жизни, покинул Чудов монастырь, где подвизался с юности, и пришёл в казанские земли. На берегу лесного озера построил хижину и стал молиться в уединении. Но свято место пусто не бывает. Потянулись к Филарету такие же, как он, искатели неотмирной жизни, устроили скит, часовню, и уже после смерти Филарета испросили у казанского митрополита благословение на строительство монастыря. В 1670 году здесь был построен большой храм во имя Грузинской иконы Божией Матери. Саму же чудотворную святыню принесли крестным ходом из Казани, и во время этого перенесения совершилось несколько исцелений больных, в том числе и слепцов, которые обрели зрение. Сегодня в храме Грузинской иконы идёт большая реставрация. А чудотворная икона и сегодня находится в храме, и несмотря на строительный шум и пыль, стоящие в храме, около неё всегда, даже в раннее утро понедельника, молятся ищущие духовной поддержки люди. И трудно представить, что в советское время в этом старинном храме был клуб – «культурное» учреждение монастыря, ставшего частью ГУЛАГа – исправительно-тр
Но почему же у древнего монастыря такое странное имя: не Троицкий – в честь главного собора, не Грузинский – в честь главной святыни, а – Раифский? Так называется старейший храм обители: во имя Преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных. На второе «почему» — как возник храм с таким названием – ответить можно только предположительно
Память о годах безбожия сохраняется в обители и сегодня. На месте лагерного корпуса теперь – приют для мальчиков. Он так и называется: детский корпус. Кроме мальчиков, здесь работают квалифицированны
Прощаясь с Раифой, останавливаемся у монастырского кладбища. Оно необычно. И тем, что расположено прямо у центральной дорожки, и тем, что нет на нём надгробий, кроме одного большого каменного креста. В годы существования в монастыре детской исправительной колонии на кладбище были разбиты кресты и памятники, осквернены могилы, на которых поставили сараи и туалет. Сегодня за кладбищенской оградой – море цветов. Это заповедная территория, огромная братская могила… Да упокоит Господь всех зде лежащих православных. А нас – помилует и укрепит в покаянной молитве и трудах во славу Божию.
Марина Захарчук
количество посещений (192)