«Если не родится от воды и Духа»


 

Покидая наш грешный, но возлюбленный Им мир, наш Господь Иисус Христос заповедовал ученикам-апостолам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20). Так заканчивается Евангелие от Матфея.

Эти слова Христа стали руководством для совершения в Христианской Церкви таинства крещения.

Даже самые ленивые христиане, не знающие о религии почти ничего, всё-таки и в годы гонений, и тем более в нынешнее время считали и считают своим долгом окрестить новорождённого ребёнка. Правда, на вопрос священника, для чего они это делают, дают не самые лучшие ответы. Чаще всего звучит: «Чтоб не болел», «красивый обряд», «бабушка велела», «потому что так на Руси положено», «чтоб полечить от сглаза»…

Традиция, конечно, вещь хорошая и достойная, если, следуя ей, мы чтим своих предков. Но не менее достойное занятие – знание, узнавание. А с этим у нас дело похуже. Ещё Александр Сергеевич Пушкин с горечью восклицал: «Мы ленивы и нелюбопытны!» А когда дело касается серьёзного жизненного шага, нужно очень внимательно рассмотреть, куда и зачем мы идём.

Приведённые выше ответы родных и крёстных родителей – далеко не полно, а часто и неверно характеризуют таинство крещения. Физическое здоровье и благополучие – не главная цель крещения, а «лечить от сглаза» (порчи, испуга) – занятие не только бессмысленное, но и греховное, за которое, по церковным правилам, положено на определённое время запрещать человеку участвовать в таинстве причащения.

Крещение – лекарство не для тела, а для души. Хотя довольно часто действительно бывает, что после совершения этого таинства ребёнок, прежде много плакавший и болевший, меняется физически в лучшую сторону. Это происходит потому, что болезнь, по учению Церкви, – следствие греха. Устранив причину, мы избавляемся от следствия.

Но какие же грехи у младенцев? Ведь принято считать, что приблизительно до семи лет дети безгрешны, а если что-то и совершают греховного, то ответственность и перед людьми, и перед Богом несут родители. Дело в том, что ребёнок родится в этот мир с «наследственностью» первородного греха – того самого, что совершили Адам и Ева. И не избавившись, не очистившись от него, не может получить по смерти вечную жизнь с Богом и Его святыми. Каким бы хорошим, честным и добрым ни был человек – без крещения от не может принадлежать Церкви Христовой и войти в Царствие Божие. Устами Самого Бога Евангелие предупреждает: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мф. 16, 16); «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Вдумаемся: какие страшные слова. Порой священник слышит от родственников умершего некрещеным человека просьбу «сделать что-нибудь, чтоб похоронить по-христиански». Как правило, эта мольба подкрепляется заверениями: «Покойный был такой хороший человек, всем помогал, никому не делал зла…» Пусть так. Но даже самые лучшие люди, не просвещённые таинством крещения (кстати, его ещё называют таинством святого просвещения), по слову Христа, не могут войти в Небесное Царство. Даже если это – совсем маленькие дети.

Человеческому земному уму трудно принять такую «несправедливость»: дети, невинные существа, ещё никак не успевшие согрешить, лишаются Небесного Царства лишь за то, что умерли некрещёными. Но что такое – Небесное Царство? Святые Отцы говорят, что это – непрерывное созерцание Бога, его величия и славы, которое будет доставлять душам умерших христиан неземную сладость и покой. Для тех же, кто не просвещён таинством крещения на земле, кто не «родился водою и Духом», посмертное приближение к божественному свету доставляет не радость, а муку.  Именно поэтому на Карфагенском соборе 252 года 66 епископов под председательством святого Киприана решили не откладывать крещение младенцев до восьмого дня по рождении (как это практиковалось по примеру ветхозаветного обрезания), а крестить их как можно раньше, желательно сразу по рождении. Кстати, и сегодня бытует мнение, что крестить младенца можно не раньше, чем на сороковой день. Это неверно: в сороковой день положено воцерковить ребёнка, то есть принести его в храм, где священник читает специальную молитву над ребёнком и над матерью (ей действительно нельзя заходить в храм до сорокового дня по рождении, ребёнок же к этому времени должен уже быть окрещён). Карфагенский собор так обосновал своё решение: «поскольку и самым большим грешникам, которые грешили против Бога, даруется отпущение грехов, когда они уверуют, и никому не отказывается в прощении и благодати, постольку не должно запрещать это дитяти, которое только что родилось, ни в чём не согрешило, но само, произойдя по телу от Адама, приняло заразу ветхозаветной смерти через самоё рождение и которое настолько легче может приступить к принятию отпущения грехов, поскольку ему отпущаются не его собственные, а чужие грехи».

Из этого правила видно, что младенцев крестят не для того, чтобы они «не болели», и тем более не просто в силу традиций, а для того, чтобы они избавились от первородного греха Адама и Евы и получили возможность, в случае внезапной смерти, войти в Небесное Царство. К этому надо добавить, что за крещёных детей мы можем подавать в храме записки «о здравии» на литургии, причащать их Святым Христовым Тайнам, обязаны учить их основам православной веры.

Во время крещения священник нарекает человеку имя в честь того святого, память которого приходится на день рождения или день крещения. Впрочем, имя для новорождённого могут выбрать и родители, важно только, чтобы оно было православным. «Святое имя» – первая и самая главная собственность младенца и даётся ему затем, чтобы он, придя в сознательный возраст, изучил житие своего святого, подражал его добродетелям, призывал его в ежедневных молитвах, а святой был ему небесным покровителем и ходатаем перед Богом. Поэтому желательно приобрести для ребёнка икону с изображением этого святого и со временем научить малыша молитве: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога о мне».

Если ещё некрещеный ребёнок внезапно заболел или родился очень слабым и нет возможности срочно пригласить священника (он живёт далеко или находится в отлучке), то совершить крещение может любой благочестивый христианин,  а в крайнем случае (например, в роддоме) и сама мать. Если есть возможность, читают начальные молитвы из молитвослова и «Символ веры»; если же время не ждёт – ребёнок явно умирает – то и без них крещаемого трижды погружают в воду (или, при невозможности погрузить, обливают водой) со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь (следует первое погружение), и Сына, аминь (второе погружение), и Святаго Духа, аминь (третье погружение)». Если ребёнок не три раза погружён в воду или крещён не во имя Отца и Сына и Святого Духа – такое крещение недействительно и его нужно повторить. Если после крещения, совершённого мирянином, ребёнок остаётся жив, его нужно отнести в храм и дополнить крещение молитвами священника и таинством миропомазания, в котором верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. «Печать дара Духа Святаго», – произносит священник, помазывая новокрещённого святым миром, и крещаемый или его крёстные отвечают: «Аминь», что в переводе означает: «да будет так». Миропомазание, как и крещение, совершается однажды в жизни.

Сектанты, не признающие вообще никаких таинств, кроме крещения (оно низведено у них до уровня простого обряда), утверждают, что младенцев крестить нельзя, а тех своих членов, которые были крещены в детстве, а потом стали сектантами, подвергают крещению вторично (что запрещено Церковью). Они основывают своё заблуждение на том, что Христос крестился в 30 лет. Но ведь это было начало, пример. Из книги Деяний святых Апостолов и из Священного Предания мы знаем, что крещение принимали целыми семьями, а то и селениями, без различия возраста. Да, наша вера должна быть осознанной, поэтому, когда крестится взрослый, он должен сам, с помощью священника или иных духовных наставников, овладеть основами христианской веры. Детей крестят по вере их родителей и восприемников, и вся ответственность за их христианское воспитание ложится на плечи взрослых – главным образом, крёстных. К сожалению, редко кто из сегодняшних крёстных знает даже «Символ веры», который они должны читать за младенца во время совершения таинства. Конечно, это издержки нашего атеистического прошлого, но ведь за то время, что прошло с момента окончания советских гонений на веру, уже появилось достаточно настоящих христиан, и родителям при выборе крёстных нужно руководствоваться именно тем, являются ли их будущие кумовья воцерковлёнными людьми.

Что же делать, если случилась беда и ребёнок умер некрещеным? Церковь утверждает: только молиться об отпущении собственной вины, а душу младенца предавать милосердию Божию. Сегодня появляются, в том числе и в церковной печати, утверждения, что и некрещёные дети могут войти в рай. Но в церковных правилах и у святых отцов мы не находим такого мнения. Более того, наказание тем, кто повинен в смерти некрещёного младенца, весьма значительное: «Если вследствие небрежения родителей умрёт младенец без Крещения, то они отлучаются от Причастия на три года, довольствуясь в это время сухоядением и умилостивляя Бога коленопреклонением, плачем и посильною милостынею. Если же младенец семи дней от рождения умрёт без Крещения, тогда родители лишаются Причастия до сорока дней, причём должны ограничиться в течение этого времени сухоядением и творить ежедневно сорок поклонов» (37-е правило святого Иоанна Постника). Если же священник «по нерадению допустит младенцу умереть без святого Крещения, то отрешается от места и определяется в причетники до раскаяния и исправления» («Настольная книга священнослужителя С.Булгакова).

Некоторые святые отцы считают, что некрещёные дети «не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда» (святой Григорий Богослов). Однако никто из них не говорит о том, что некрещёные младенцы могут войти в Небесное Царство – это противоречило бы словам Христа о том, что без крещения водою и Духом невозможно войти в Царство Божие. Не может быть и никакого крещения после смерти. Сегодня появились апокрифические (то есть, нецерковные) сказания о том, как по молитвам живых Господь «крестит» души умерших младенцев; в некоторых молитвословах даже печатается молитва о таких младенцах с просьбой к Господу «окрестить их в море щедрот». Но может ли наша домашняя молитва изменить участь тех, за кого запрещает молиться Церковь? А Церковь не поминает некрещёных (их даже не положено хоронить на освящённом кладбище); не следует и вписывать в книжечки-помянники «безымянных младенцев»: такого статуса у Бога нет. Мы можем лишь молить о прощении своей вины и делать всё от нас зависящее, чтобы у нас и вокруг нас не было некрещёных детей.


 Марина Захарчук