Много лет назад, когда я только что вышла замуж и стала матушкой, пришлось мне беседовать с такой же молодой попадьёй, и она призналась вдруг, что не может понять, за что Церковь так почитает Пресвятую Богородицу. Ну, стала Она избранным сосудом и Богоневестой, как поёт Церковь, родила в мир Спасителя. Совершилось величайшее событие мировой истории. Но Она-то тут при чём? Разве есть Её заслуга в том, что именно Ей определил Господь стать Матерью Бога?

Я не сумела ответить на этот непростой вопрос, и мы вместе пошли к нашему общему духовному отцу. Вот что сказал он нам.

Да, Церковь не просто чтит Пресвятую Богородицу, но называет Её «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», то есть ставит много выше (вне сравнения!) высших Ангельских чинов. Приход в мир, рождение Спасителя от Девы было ясно предсказано за 6 веков до события Рождества, ещё ветхозаветным пророком Исайей («Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Но ведь даже явление миру обычных (если можно употребить это слово) святых, как правило, происходило от необычных родителей, которые жили благочестивой жизнью, максимально исполняя Божий Закон. Вспомним Иоанна Крестителя и его святых родителей Захария и Елисавету; вспомним ветхозаветного Сампсона, с рождения посвящённого матерью Богу; а наши дивные подвижники Сергий Радонежский и Серафим Саровский, у которых были благочестивые и богобоязненные родители! Сколь же велика должна была быть чистота и святость Той, чьё чрево вместило Божьего Сына! Уже само рождение Пресвятой Девы Марии произошло от святых родителей Иоакима и Анны, которые, в свою очередь, вели свою родословную от святого царя Давида.

До трёх лет Дева Мария жила в родительском доме. У Неё не было кормилицы, Её окружали только чистые непорочные дети. Когда Дочери исполнился год, Иоаким устроил праздник, созвав священников и левитов. Он рассказал им, что решил посвятить ребёнка Богу (в то время это означало, что детей отдавали на воспитание в храм и там они поучались Закону Божьему и занимались рукоделием для храма). Во время праздничной трапезы каждый из священников брал Деву Марию на руки и благословлял Её.

Вся земная жизнь Пресвятой Богородицы посвящена исключительно служению Богу. И первый шаг на этом пути Она сделала ещё в младенчестве, когда Её святые родители привели трёхлетнюю Отроковицу в храм, где Ей предстояло воспитываться вдали от мира и земных забот. Иоаким хотел отдать Дочь в храм, когда Ей исполнилось 2 года. Но Анна упросила подождать ещё год, чтобы Мария смогла совершить путь из Назарета в Иерусалим своими ногами. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажжёнными свечами в руках, привели они Её в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник (по преданию, это был Захария, отец Иоанна Крестителя) со множеством священнослужителей. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы сама взойти по этой лестнице. Но как только Её поставили на первую ступень, Она, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввёл Пресвятую Деву в Святая Святых, куда из всех людей только один раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившихся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвящённые на служение Богу. Её послушанием было изготовление одежд для священников и храмового облачения; Она ухаживала за странниками, для которых было помещение около храма.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до Успения и прикровенного для людей вознесения на Небо. Сокровенна была и Её жизнь в Иерусалимском храме. Но в церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме Она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времён установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника находятся в преданиях первых палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского.

 

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – выше Её Рождества. Это день Её духовного рождения, это предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

В христианской традиции Введение во храм – это ещё и детский праздник. Ведь святая Отроковица была во время этого события трёхлетним младенцем. На иконе праздника Она изображена в окружении детей, провожающих Её до порога храма. Очень хорошо, если в этот день мы принесём и приведём своих детей на службу, а тем, кто постарше, обязательно расскажем о великом событии Христианской истории.