Дополнение от Корнилаевой И.А. (от 28 июля 2014 года)
Смотреть(скачать) данную статью в формате .pdf >>
Корнилаева И.А.
к. филол. н., с.н.с.
ИРЯ РАН (г. Москва)
Священник Димитрий Четвериков (1873–1941), соученик Димитрия
Воскресенского, будущего священномученика Дамиана [1], и прадедушка
автора этих строк, после рукоположения в сан иерея служил более десяти лет
в Димитриевском храме села Драгунского Обоянского уезда (ныне Драгунка
Ивнянского района Белгородской области), затем в трёх корочанских сёлах.
Интерес к родословной привёл нас в библиотеки и архивы, а также в города и
веси предков [2]. Со времени посещения Драгунки (2007), где на вершине
меловой горы на месте церкви и кладбища мы увидели лишь фрагменты
старинного кирпичного фундамента и карьер, произошли важные перемены к
лучшему. Открыта молитвенная комната (2010), воздвигнут поклонный крест
(2011), написана и доступна в Интернете ученическая краеведческая работа о
храме (2012), в которой есть воспоминания старожилов, в частности, о его
разрушении руками местных жителей в 1943 году [3]. Однако, к великому
сожалению, в официальной исторической справке красавица-церковь и старая
школа, для своего времени являвшаяся несомненным достижением, упомянуты
лишь в негативном контексте, в одном перечне с винной лавкой [4]. Считаем
своим долгом поделиться сведениями о селе в надежде на возрождение
прихода и на восстановление истины.
Наиболее ранние доступные нам архивные документы о селе Драгунском
датируются Петровской эпохой. Согласно «Алфавиту», составленному в 1723
году по итогам 1-й ревизии 1720 г. и трёх последующих лет, в селе Драгунском
Карповского уезда служили поп Петр и дьячок Василий Григорьев сын Попов
(всего в их двух дворах 7 душ мужского пола, принадлежавших к духовному
сословию). Жители села – однодворцы, 182 души (мужчины) [5]. Но весьма
вероятно, что эти данные неполны.
В последующие 25 лет по неизвестным пока причинам мужское
население Драгунского если и увеличилось, то только за счёт «прибылых». В
«Книгах переписных» 1748 года значится однодворцев 191 душа, в том числе
13 переселенцев (5 дворов), а также 32 души дворовых людей, переведенных
помещиками из других уездов [6].
К началу XIX столетия в Драгунском построена новая церковь (речь о ней
пойдёт ниже).
По описанию Обоянского уезда, сделанному в 1818–1819 гг. корнетом
И.И.Мазаракием, в казённом селе Драгунском 83 двора, 315 мужчин и 362
женщины, лошадей 330, рогатого скота 250 голов. В качестве главного
промысла жителей всего уезда автор указал хлебопашество [7].
На 1862 год в Драгунском 88 дворов, 373 мужчины и 395 женщин,
церковь православная одна. Некоторое время (в частности, в 1870-х гг.)
Димитриевская церковь в Драгунском являлась приписной к Студенскому
приходу, на два села был один настоятель и один псаломщик, мужчин в
Студенке и Драгунском насчитывалось 758 человек [8].
Составление более или менее полного поимённого списка местного
духовенства требует архивных разысканий, и такой поиск нами ведётся.
Подробные сведения о Димитриевском храме в XIX веке сохранились в
архиве Императорской Археологической комиссии, в настоящее время
находящемся в Институте истории материальной культуры Российской
Академии наук (ИИМК РАН) в Санкт-Петербурге. В начале 1887 года клирики
всей России заполнили разработанную Императорской Академией художеств
«Метрику для получения верных сведений о древне-православных храмах
Божиих, зданиях и художественных предметах», отпечатанную на 14 листах и
содержавшую 72 вопроса [9]. Автограф труда о.Василия Дмитриевского,
священника с.Драгунского Обоянского уезда, датирован 31 января 1887 года
[10].
В ответ на вопрос о времени основания драгунской церкви во имя
Святого Великомученика Димитрия о.Василий Дмитриевский сообщил:
«Построена в 1800 г. тщанием прихождан, по преданию старожилов будто бы
при участии Переверзева, бывшего тогда областным начальником» [11].
В разделе «Наружные части церкви» находим множество подробностей.
Описываемая Димитриевская церковь деревянная на каменном фундаменте,
находится в селе, основана на крутой меловой горе, при реке Пене. «В
трапезной устроен придел уже в позднейшее время во имя Святителя Христова
Николая Чудотворца, но когда именно и кем, сказать не могу», – пишет отец
Василий. Церковь «квадратная или четыреугольная», одноэтажная; алтарь «в
три стены четыреугольником». Размеры храма: длина вместе с колокольней и
алтарём 40, ширина 15 и высота вместе с крестом не более 40 аршин.
Уклонений алтаря к югу или северу нет. Стены гладкие и были неоднократно
обновляемы, то есть крашены. «Карнизов два, под общим цоколем и куполом,
выкрашены в краску, зубчатые, деревянные», теремков (бочек, подкамор) над
карнизами нет. Кровля над трапезой и алтарём дугообразная выкрашенная, из
чёрного железа, а восьмерик (купол) шатрообразный, покрыт белым железом.
Фонарь на сводах «глухой с гладкою шейкой». На храме (на «настоящей»
церкви, по терминологии того времени) и колокольне две главы из белого
железа; кресты на маковицах железные, вызолоченные четырёхконечные. Окна
четырёхугольные продолговатые: три в алтаре, четыре в предалтарии и два в
трапезной; в два света в предалтарии, с прямыми на рамах перемычками,
снаружи с железными решётками. Дверей четверо: в колокольню, трапезную,
северные и южные, деревянные, с дощатыми снаружи и внутри наличниками,
окрашенные краской, без узоров и изображений. Паперть устроена с трёх
сторон «с колонцами» [12].
Столь же обстоятелен и раздел «Внутренние части храма». Описываемая
церковь внутри устроена квадратом, алтарь и трапезная отделяются арками.
Придел один, трапезная тоже квадратом. Своды в виде круговой дуги, без
опоры на столбах. Пол во всех частях храма кирпичный. Алтарь состоит из трёх
стен, примкнутых к храму; на южной стороне помещён комод для ризницы, на
северной устроен деревянный жертвенник в виде треугольника; потолок лежит
на балках; «помост ровен с помостом храма, поправок в алтаре не
производилось». Престол деревянный, «от помоста возвышен на один вершок,
вышина 1½ аршина, ширина и длина без четверти два аршина». Над престолом
сень на четырёх колоннах, деревянная, верх шатровый, с главкой и крестом.
Вместо горнего места на восток от престола поставлен деревянный
четырёхконечный крест с изображением Распятого Господа Иисуса Христа.
Иконостас «устройства нового образца», из дерева, мелкая резьба с позолотой
на белом поле; ярусов два с Распятием вверху и с колоннами. Царские двери
резные с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и вверху с
изображением Святого Духа в виде голубя, окружённого резным сиянием.
Солеи и амвона нет. «Клиросы устроены в виде небольших фронтончиков с
колоннами с позолоченною решёткой на колоннах с углублениями, куда
вставлены святые иконы». Царского, Святительского, Настоятельского места,
кафедры старого устройства, хоров (полатей), надгробных памятников, рак для
святых нетленных мощей нет. Не имелось и изразцовых старинных печей [13].
На колокольне пять небольших колоколов без всяких надписей.
Колокольня деревянная, построена в одно время с храмом, изображений и
надписей на ней нет [14].
В разделе «Иконописание» на вопрос о наличии изображений «Русских
Великих Князей, Царей, Польских Королей, Гетманов и т. п. лиц» и об их
облачениях о. Василием дан пространный ответ: «На стенах церкви внутри
храма живописное изображение Святого равноапостольного князя Владимира
и св. пр. Феодосия и Антония Печерских на северной стене, на южной св.
равноапостольной княгини Ольги, в порфирах и коронах цари, и святые
первоучители славян Кирилл и Мефодий в приличествующих им одеждах» [15].
В остальные пункты анкеты (№№ 53–72: о наличии чудотворных и древних
икон, старинных священных вещей и облачений, старых походных иконостасов
и т. д.) вписаны отрицательные ответы [16].
В заключение респондент сообщил о себе: «1) Обоянского уезда села
Драгунского Димитриевской церкви приходский священник Василий
Дмитриевский. 2) Окончил полный курс учения в Курской духовной семинарии.
3) Пятидесяти четырёх лет. Священствую с 1 декабря 1854 года» [17].
Как свидетельствуют «Курские епархиальные ведомости», во время
служения в Драгунском отец Василий был награждён скуфьёю (1882), а со 2-й
половины 1880-х плодотворно трудился на ниве просвещения. В официальном
отчёте за 1891/92 учебный год находим ценные подробности: «Законоучитель
школы грамоты в селе Драгунском священник Василий Дмитриевский (с 1886
г.) ведет дело учебно-воспитательное очень усердно и с успехом, так что за
последние два года 13 воспитанников этой школы выдержали экзамен на
получение льготных свидетельств». Год спустя в очередном отчёте он
упоминается в числе лиц, заслуживающих одобрения «по своей усердной и
полезной деятельности» [18].
В 1889 году «Курские епархиальные ведомости» опубликовали
объявление о псаломщицкой вакансии в Драгунском с данными о приходе:
мужского пола 474, женского пола 421 [19].
После смерти о. Василия Дмитриевского (18 ноября 1894 г.) назначение
на его место в декабре 1894 г. получил Иван Антонов, псаломщик слободы
Рыбинских Буд того же Обоянского уезда [20].
Через два года, в декабре 1896-го, в Драгунском началось иерейское
служение Димитрия Ивановича Четверикова. Ранее, с декабря 1894 года, он
состоял диаконом в Вышней Пене Обоянского уезда и учителем там же [21].
На молодого священника одновременно легла забота о храме, школе и
растущей семье, и он не посрамил фамильной чести.
В 1898 году в селе была возведена новая деревянная двухпрестольная
Димитриевская церковь. Награждение 27-летнего о. Димитрия Четверикова
набедренником 8 ноября 1900 года, надо полагать, связано прежде всего с этим
важнейшим событием [22].
Не располагая архивными данными (документация по строительству
драгунской церкви в ГАКО не сохранилась), ограничимся пока
свидетельствами старожилов: храм стал трёхкупольным, с позолоченными
маковицами, с приделом мучеников Флора и Лавра [23].
Согласно «Справочной тетради» 1898 года, в приходе деревянной
Димитриевской церкви c. Драгунского 540 мужчин и 483 женщины; один
раскольник мужского пола, сектантов нет. Школа грамоты размещалась тогда в
наёмной квартире [24].
После постройки церкви настал черёд школы. Соответствующее
распоряжение епархиального начальства (в отчёте за 1898/99 учебный год)
гласило: «…Предложено заведующим школами: Трубежской – свящ. Хрисанфу
Васильеву и Драгунской – свящ. Д.Четверикову и Нижнепенской – свящ.
А.Архангельскому позаботиться об устройстве удобных для школ помещений,
причём Отделение Совета со своей стороны выдаст на указанный предмет
возможное денежное пособие» [25].
При о.Димитрии Драгунская школа грамоты оставалась в числе лучших.
В епархиальном отчёте за 1902/03 учебный год его имя есть в списке
«законоучителей, наиболее ревностно относящихся к школьному делу и
заявивших о себе усердным и умелым преподаванием Закона Божия и полезной
деятельностью в церковно-школьном деле»; по итогам следующего 1903/04
учебного года особо отмечены «усердный законоучитель свящ. Д.Четвериков,
устроивший для школы хорошее здание, и учитель Вл. Щеголев». Учащихся
тогда насчитывалось 33 мальчика и 2 девочки [26].
Драгунский период закончился для Четвериковых совершенно
неожиданно: в пожаре сгорел их собственный, недавно построенный дом;
семья с пятью детьми, в которой ожидалось новое прибавление, лишилась
крова… 4 сентября 1907 года последовало перемещение о.Димитрия к
Димитриевской (тоже в честь Димитрия Солунского) церкви слободы Клиновца
Корочанского уезда, где священнику предоставлялось общественное жильё [27].
После о. Димитрия Четверикова в селе служил о.Вячеслав Иванович
Богоявленский, студент семинарии, рукоположенный в сан иерея к драгунской
Димитриевской церкви 1 ноября 1907 г., а ранее учительствовавший. По
данным за 1908 год в приходе 1054 православных, школа грамоты [28].
В силу обстоятельств прощание Четвериковых с Обоянью растянулось
надолго и ознаменовалось встречей с Воскресенскими. Старшие дети
о.Димитрия Николай и Феофан остались в Обоянском духовном училище до
конца 1907/08 учебного года, во втором и приготовительном классе
соответственно, и затем перешли в Белгородское, как надлежало корочанцам.
В Белгородском духовном училище в то время не было приготовительного
класса, поэтому и Герман Четвериков, третий сын, начал учёбу (в 1909 г.) в
приготовительном классе Обоянского училища – при смотрителе иеромонахе
Дамиане, назначенном 27 мая 1908 года. Все три года службы иеромонаха
Дамиана в Обоянском духовном училище там же учились и его сыновья
Михаил и Адриан Воскресенские [29]. Не приходится сомневаться, что в
Обояни прежние одноклассники – иерей Димитрий и иеромонах Дамиан – и их
дети общались, но подробности нам, к сожалению, неизвестны.
Примечания
1. Ежегодные разрядные списки учащихся Курской духовной семинарии выпуска 1894 г. (2-е отделение),
начиная со 2-го класса, см.: Курские епархиальные ведомости (далее КЕВ). 1890. № 27. С. 353–354; 1891. № 28.
С. 439–440; 1892. № 28. С. 506–508; 1893. № 27. С. 398–399; 1894. № 27. С. 479. – В 1888/89 учебном году в 1-м
классе семинарии имелось не два, а три отделения; Димитрий Воскресенский и Димитрий Четвериков были
тогда во 2-м и 3-м отделении соответственно; см. КЕВ. 1889. № 27. С. 398–402.
2. Материалы по родословной см. в другой нашей статье: Корнилаева И.А. Дмитриевские страницы:
Четвериковы, Буцинские, Маховы… // Обоянь и обоянцы в отечественной и зарубежной истории и культуре:
Сборник материалов межрегиональной научной конференции (г. Обоянь, 21 апреля 2012 г.) / Ред.-сост. А. И.
Р а з д о р с к и й . О б о я н ь , 2 0 1 3 . С . 2 0 4 – 2 1 1 ; [ Э л е к т р о н н ы й р е с у р с ] . URL: h t t p : / / o ld —
kursk.ru/book/razdorsky/pdf/obojan.pdf
3 . Алпеева А., ученица 8-го класса. Исследовательская работа. Храм с золотыми куполами. [Электронный
ресурс]. URL: http://nsportal.ru/ap/ap/literaturnoe-tvorchestvo/issledovatelskaya-rabota-hram-s-zolotymi-kupolami –
К сожалению, в работе неверно указана фамилия о.Димитрия Четверикова.
4. Историческая справка. [Электронный ресурс]. URL: http://ivnya-rayon.ru/istoricheskaya_spravka_2
5. Книга переписная однодворцев-служилых людей, церковнослужителей, дворовых людей помещиков г.
Карпова, Середнего и Ближнего станов Карповского уезда Белогородцкой провинции Киевской губернии.
Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 350. Оп. 2. Ч. 1. № 1282. 1723 г. Л. 1–58.
6. РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Ч. 1. № 1284. Л. 413 об.–433. – Пользуемся случаем выразить искреннюю
признательность И.П. Бабину, оказавшему нам помощь в работе с материалами РГАДА.
7. Описание Обоянского уезда с присовокуплением к оному алфавитного списка всем состоящим в уезде
селениям. Составленное Малороссийского кирасирского полка корнетом Мазаракием. 1818-го и 1819-го года.
Подготовил к публикации А.И.Раздорский // Обоянь и обоянцы в отечественной и зарубежной истории и
культуре: Сборник материалов межрегиональной научной конференции (г. Обоянь, 21 апреля 2012 г.) / Ред.-
сост. А. И. Раздорский. Обоянь, 2013. С. 330 и др.; [Электронный ре сурс]. URL: http://oldkursk.
ru/book/razdorsky/pdf/obojan.pdf
8. Курская губерния. Список населённых мест по сведениям 1862 года. СПб., 1868. № 1601. КЕВ. 1873. № 18. С.
861; Расписание приходов, церквей и причтов Курской епархии. Б.м., [1870-е гг.?] Экземпляр Российской
национальной библиотеки (РНБ). 37.57.1.153а. С. 64.
9 . Мусин А.Е. Опираясь на метрику // Газета «Кижи». № 5 (67). Июнь 2010 [Электронный ресурс]. URL:
http://kizhi.karelia.ru/info/about/newspaper/74/1816.html
10. Институт истории материальной культуры РАН (СПб.), РО НА, фонд Р-III (далее ИИМК), № 2697.
11. ИИМК. № 2697. Л. 1 об.
12. Там же. Л. 1 об. –4 об.
13. Там же. Л. 5–9.
14. Там же. Л. 9–9 об.
15. Там же. Л. 9 об.–10
16. Там же. Л. 10–13 об.
17. Там же. Л. 14.
18. КЕВ 1882. № 8. С. 373; 1893. № 42. С. 659; 1894, № 22. С. 395.
19. КЕВ. 1889. № 26. С. 369.
20. КЕВ 1894. № 52. С. 817; 1895. № 50. С. 698.
21. Государственный архив Белгородской области (ГАБО). Ф-130. Оп. 1. № 2. Л. 90 об.; КЕВ 1894. № 42. С. 703;
1896. № 52. С. 657.
22. Справочная книга о церквах, приходах и причтах Курской епархии. За 1908 год. Курск, 1909. С. 134–135;
КЕВ 1900. № 45. С. 509.
23. Алпеева А. Указ. соч. С. 5–6.
24. Справочная тетрадь о церквах Курской епархии и составе при них причтов. Курск, 1898. Экземпляр
Государственного архива Курской области (ГАКО). Ф. 217. Оп. 1. № 117. Л. 49 об. –50.
25. КЕВ. 1900. Приложение. Отчет Курского епархиального Наблюдателя о состоянии школ церковно-
приходских и грамоты Курской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1898–1899 учебный год. С. 33.
– В цитате речь идет об Обоянском уездном Отделении Курского Епархиального Училищного Совета.
26. КЕВ. 1904. Приложение. Отчет о состоянии церковных школ Курской епархии в 1902–1903 учебном году. С.
17, 19. Список церковно-приходских школ Курской епархии. № 54; КЕВ. 1905. Приложение. Отчет о состоянии
церковно-приходских школ и школ грамоты Курской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1903–
1904 учебный год. С. 7–8. – Таким образом, сведения о Драгунской школе грамоты в официальных отчётах
конца XIX – начала XX века противоречат утверждению Б.И.Осыкова и его последователей (ср., напр.:
Осыков Б.И. Сёла белгородские. Энциклопедический справочник. Белгород, 2001. С. 157: «1 ноября 1896 г. в
Драгунском появилась своя школа – в церковной сторожке»).
27. ГАБО. Ф-130. Оп. 1. № 2. Л. 88 об. 90 об. –91; КЕВ. 1907. № 34. С. 579.
28. КЕВ. 1907. № 42. С. 639; Справочная книга…1908 год. С. 134–135; Приложение. С. 11.*
29. КЕВ. 1908. № 30. С. 331–341; 1909. № 25. С. 249–250, 252– 253, № 26. С. 280–282; 1910, № 28. С. 227, № 29.
С. 235–237; 1911, № 29. С. 330–331. – Михаил Димитриевич Воскресенский, будущий архиепископ, окончил
Обоянское духовное училище в 1911 году.
* Не о нём ли нижеследующее?
Богоявленский Вячеслав Иванович
Родился в 1881 г., Белгородская обл., Корочанский р-н, с. Н-Березово; священник.
Проживал: с л . В о л о к о н о в к а .
А р е с т о в а н 1 1 я н в а р я 1 9 2 9 г .
П р и г о в о р е н : О С О Г П У 5 а п р е л я 1 9 2 9 г . , о б в . : п о с т . 5 8 — 1 0 У К .
Приговор: 3 года высылки в Сибирь. Реабилитирован 5 октября 1994 г. по Закону от 18.10.91 г.
Источник: Книга памяти Белгородской обл.
количество посещений (679)