Баптисты — это секта своеобразно заблудших людей, которая никакого отношения к Церкви Христовой и к спасению Божию не имеет. Библию у них, как и у всех сектантов и еретиков, изучают превратно, ложно и ошибочно. Обращаться к ним и сообщаться с ними есть грех, который причиняет душе тяжелый вред.
Не знаю, поможет ли в этом случае ваше запрещение. Нужно постараться объяснить их неправду и указать на святых отцов Церкви, как на единственно истинный источник духовного просвещения, в том числе и в отношении Священного Писания.
Баптисты — это протестантская секта, которая явилась в 1633 г. в Англии. Первоначально представители ее назывались «братьями», потом «крещенными христианами» или «баптистами» (баптисто с греческого значит погружаю), иногда «катабаптистами». Главою секты, при ее возникновении и первоначальном образовании, был Джон Смит, а в Северной Америке, куда значительная часть последователей этой секты вскоре переселилась, — Роджер Вилиам. Но там и тут еретики вскоре подразделились на две, а потом на несколько фракций. Процесс этого подразделения продолжается и поныне, вследствие крайнего индивидуализма секты, не терпящей ни обязательных символов и символических книг, ни административной опеки. Единственный символ, признаваемый всеми баптистами, есть символ апостольский.
Главные пункты их учения — признание Св.Писания единственным источником вероучения и отвержение крещения детей; вместо крещения детей практикуется их благословение. Крещение, по учению баптистов, имеет силу только после пробуждения личной веры и без нее оно немыслимо, не имеет силы. Отсюда крещение, по их учению, есть только внешний знак исповедания уже «внутренно-обращенного» к Богу человека и в действии крещения совершенно отдаляется божественная его сторона, — устраняется участие Бога в таинстве, и само таинство низводится в разряд простых человеческих действий. Общий характер их дисциплины — кальвинический.
По устройству и управлению они разделяются на отдельные самостоятельные общины, или конгрегации (отсюда другое их название — конгреционалисты); нравственную выдержку ставят выше учения. В основе всего их учения и устройства положен принцип безусловной свободы совести. Кроме таинства крещения, они признают и причащение. Брак хотя не признается таинством, но благословение его считается необходимым и притом чрез пресвитеров или вообще должностных лиц общины. Нравственные требования от членов строгие. Образцом для общины в целом ее составе ставится церковь апостольская. Формы дисциплинарного взыскания: публичное увещание и отлучение от церковного общения. Мистицизм секты выражается в преобладании чувства над разумом в деле веры; в вопросах вероучения преобладает крайний либерализм. Баптизм внутренне однороден.
В основе его учения лежит учение Лютера и Кальвина о предопределении. От чистого лютеранства баптизм отличается последовательным и безоговорочным проведением в жизнь основных положений лютеранства о Церкви, о Священном Писании и о спасении, а также враждебностью к Православию и к Церкви Православной, и еще большей, чем в лютеранстве склонностью к иудаизму и анархии.
Отсутствует у них ясное учение о Церкви. Они отрицают Церковь и церковную иерархию, делая себя этим повинными суду Божию:
Мф.18:
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
Баптизм (от греч. Βάπτισμα: крещение) — одно из направлений протестантского христианства.
Конфессия, вышедшая из среды английских пуритан. В основе баптистского вероучения, которое дало имя всему движению, лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение младенцев отвергается как несоответствующее требованию добровольности, сознательности и веры. Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием, обладающим исключительным авторитетом в повседневной и религиозной жизни.
В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства, а также самостоятельности и независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегационализм). Пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих.
Главное еженедельное богослужение баптисты проводят в воскресенье, в будние дни могут организовываться дополнительные собрания, специально посвященные молитве, изучению и обсуждению Библии и другой религиозной деятельности. Богослужения состоят из проповеди, пения в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.
История баптизма
Первая община баптистов была основана в Амстердаме в 1609 году группой английских пуритан во главе с Джоном Смитом, которая под влиянием меннонитов (умеренных анабаптистов) восприняла доктрину, отвергающую крещение младенцев. В 1612 году часть амстердамских баптистов вернулась на родину, образовав в Лондоне первую баптистскую общину Англии, где окончательно сформировались вероучение и догматы, а также возникло наименование «баптисты».
Зародившись в Европе, наибольшего развития баптистское движение достигло в Северной Америке. Основу первых баптистских общин составили изгнанники из пуританских колоний, преследуемые за высказывание взглядов о необходимости отделения церкви от государства и отказ от крещения детей. В 1638 году группой таких верующих во главе с переселенцем Роджером Уильямсом была основана новая колония Род-Айленд, где официально была провозглашена свобода вероисповедания, а в городах Провиденс и Ньюпорт основаны первые баптистские церкви. После обретения религиозной свободы, баптистами была развернута активная миссионерская деятельность, охватывавшая, помимо белых колонистов, индейцев и чернокожее население страны. Среди последних данное исповедание получило широкое распространение, вследствие чего до настоящего времени в США существует несколько афроамериканских баптистских объединений.
В континентальной Европе баптизм практически не имел распространения до первой половины XIX века. Благодаря усилиям британских и американских миссионеров, в 20—30-е годы XIX века баптистские общины были основаны во Франции и Германии. Впоследствии, благодаря активной миссионерской политике немецких баптистов, в частности, пастора И. Г. Онкена, Германия стала центром распространения баптистского учения в государствах Скандинавии и других странах Европы.
В 1905 г. на 1-м Всемирном съезде баптистов в г. Лондоне был основан Всемирный баптистский альянс, в который к настоящему времени вошли 214 баптистских объединений, действующих практически во всех регионах мира.
Основные направления
В баптизме были и остались два основных течения: общих и частных баптистов. Их разделяет понимание характера искупления грехов. Общие баптисты считают, что Христос совершил общее искупление, то есть искупил грехи всех людей без исключения. Частные (партикулярные) баптисты, придерживающиеся кальвинистских воззрений, утверждают, что Христос совершил частное искупление, то есть искупил грехи только избранной части человечества. Община Джона Смита (основателя баптизма) была общиной общих баптистов. Первая община частных баптистов возникла в 1638 году в английском городе Сосворке.
В целом, баптистское движение отличается богословским разнообразием. При этом в одно баптистское объединение могут входить общины с существенными различиями в вероучении. Основными вопросами, по которым ведутся дискуссии между различными направлениями баптизма являются учение об отделении верующих от мира (сепаратизм), отношение к организации миссионерской работы, а также проблемы эсхатологии.
В XX веке особое значение приобрели различия между либеральным и консервативным подходами к богословию и практике церковной жизни, что в отдельных странах привело к выделению общин, придерживающихся указанных позиций, в разные объединения.
В России и на постсоветском пространстве
Основная статья: Евангельские христиане-баптисты
В России баптизм получил распространение со второй половины XIX века. Основными центрами образования баптистских общин стали Кавказ, восток и юг Украины (Таврическая губерния и Херсонская губерния). Близкое по вероучению движение евангельских христиан сформировалось в Санкт-Петербурге. В 1944 году евангельские христиане и баптисты официально объединились, получив наименование евангельских христиан-баптистов.
Крупнейшее религиозное объединение баптистов России — Российский союз евангельских христиан-баптистов. Наряду с ним функционируют общины Международного союза церквей евангельских христиан — баптистов (бывший СЦЕХБ), ряд небольших объединений и автономных церквей, не входящих в какие-либо сообщества. Сотрудничество между РСЕХБ и другими действующими в стране христианскими объединениями, придерживающимися баптистского вероучения, осуществляется через Общественный совет евангельских христиан-баптистов.
Баптисты составляют вторую по численности (после православной) группу христиан на территории СНГ[7]. В каждой из стран Содружества действуют свои союзы и братства евангельских христиан-баптистов, органом, координирующим их деятельность с 1991 года является Евро-Азиатская Федерация Союзов евангельских христиан-баптистов (ЕАФ ЕХБ). Аналогичные объединения, образованные выходцами из перечисленных выше стран, существуют и в ряде других государств мира.
количество посещений (2658)