Ивнянское благочиние

Статья «Сон мне приснился, очень странный сон…» от 5 декабря 2017 г.

Вера и суеверие

Наверное, трудно – а то и вовсе невозможно – найти человека, который бы совершенно равнодушно относился к своим снам. А есть среди нас и такие, что каждому сну стараются найти истолкование и твёрдо верят: под понедельник сон – бездельник, воскресный сон – до обеда; ну а уж коли приснится покойник, тут мнения разнятся: оптимист скажет: «К дождю!» – а пессимист решит, что усопший пришёл по его душу.

Как и любая область неизведанного, находящегося на грани реального и потустороннего мира, сны всегда волновали и будут волновать человеческий разум. И отношение к этому мало изученному явлению и у простых людей, и в среде учёных, и даже у отдельных священнослужителей – различное. И всё же, думается, в области духовной правильнее будет избрать так называемый царский путь – золотую середину, без каких-либо бросаний в крайности. Ведь взаимоотношения человека и Бога на протяжении человеческой истории постепенно менялись, менялась и роль сновидений в этих взаимоотношениях.

Во времена жизни первых людей сонные видения были способом общения Бога с человеком. Ещё не был установлен Закон, ещё не выде­лились среди людей праведники-пророки, и Господь обращался к чело­веку, давая ему указания, чаще всего через сны. Так, в ноч­ном сне предсказывает Господь Авраму (тогда его имя ещё писалось с не удвоенной буквой А), что потомки его «будут при­шельцами в земле не своей, и поработят их и будут угнетать их четы­реста лет» (Быт. 15, 13). Здесь ещё не нужно никаких толкований: Господь прямо является человеку, хотя и не сказано, в каком виде, отмечено лишь, что на Аврама «напал ужас и мрак великий» (Быт. 15, 12), и открывает ему то, что считает нужным: «В этот день заключил Господь завет с Аврамом» (Быт. 15,18).

Так же в сонном видении является Господь Иакову, и тоже с целью предвозвестить будущее народу, который произойдёт от Иакова: «И уви­дел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь сто­ит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Иакова; (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему» (Быт. 28, 12-1З).

В книге Бытие есть ещё несколько примеров явления Бога или Его ангелов людям. И мы видим, что все эти богооткровенные сны случались людям исключительным, праведным. Многим из них Господь открывал разум к способности толковать сны. Первым из таких умудрённых Богом людей был сын Израиля Иосиф. Ещё в юности он видел и толковал пророческие сны, и родные братья «возненавидели его ещё более за сны и за слова его» (Быт. 37, 8). А оказавшись проданным в рабство в Еги­пет, Иосиф снискал уважение и благосклонность фараона, открывая ему значение пророческих сновидений. Он спас египтян от голода, распознав во сне фараона о худых коровах, которые съели коров тучных, предвестие грядущих голодных лет. По совету Иосифа, фараон повелел организовать сбор хлеба, который в голодные годы стал спасением не только для Египта, но и для народа Израильского, пришедшего в Египет для покупки хлеба, а для самого Иосифа – воссоединением с отцом и братьями.

В дальнейшем Господь прямо говорит Своему народу, что Свои по­веления Он даёт через пророков: «…слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне гово­рю с ним» (Числ. 12, 6).

Сон от Бога – всегда во благо народа, повинующегося Господу, или конкретного человека. Иногда Господь посылает пророческие сны и способность их истолкования даже врагам Своего народа. Так, перед битвой войск Гедеона с полчищами мадианитян и амаликитян, во многом превосходивших численностью израильские войска, Господь (опять же во сне) посылает Гедеона и его слугу в стан врагов. Придя, они слышат, как «один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и ша­тёр распался. Другой сказал в ответ ему: это не что иное, как меч Гедеона… предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан. Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился (Господу) и возвра­тился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский» (Суд. 7, 18-15). Подобное видение было в 1521 году татарскому хану Махмет-Гирею, когда он, собрав свои войска у стен Москвы, готовился штурмовать город. Во сне он увидел Божию Мать, окруженную грозными войсками. Татары в страхе бежали, Москва была спасена.

Оказавшись, подобно Иосифу, в плену у иноземного царя, пророк Даниил так же, как Иосиф, толковал сны правителя Вавилонского, за что снискал уважение и милость не только себе, но и своему народу.

    Но чем дальше уходил человек от Бога, поклоняясь ложным богам и нарушая заповеди Божии, тем реже являлся Господь людям. Появля­ются лжепророки, которые выносят свои «пророчества» уже не от Бога, но от диавола. «Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророче­ствующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось». Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? – восклицает Господь устами пророка Иеремии. – Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Моё из-за Ваала? Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого – Моё слово, тот пусть говорит слово Моё верно…» (Иер. 23, 25-28).

На тщетность обращения к гадателям и толкователям снов указы­вает и пророк Захария, ибо они «говорят пустое, и вещуны видят лож­ное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10, 2).

Таким образом, из Священного Писания становится ясно, что ве­щие, пророческие сны Господь посылает Своим избранным праведникам в исключительных случаях. Нам же видеть в каждом сне предзнаменова­ние каких-то событий – безрассудно. Вот как резко и даже насмешливо говорит об этом Иисус, сын Сирахов: «Пустые и ложные надежды – у человека безрассудного, и сонные грёзы окрыляют глупых. Как обни­мающий тень или гоняющийся за ветром, так верящий сновидениям… Гадания и приметы и сновидения – суета… Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждения и надеющиеся на них подверг­лись падению» (Сир. 34, 1-2, 5-7).

Но несмотря на библейские предостережения, очень многие про­должали и продолжают уделять снам чрезмерное внимание. В книге «Пролог», содержащей поучительные духовные рассказы, описан такой случай. В одной обители был инок, украшенный всеми добродетелями и за то уважаемый братиею. К несчастью, он верил снам, и диавол всею адскою силою вооружился на него. Каждую ночь, после обычных молитв, как только инок вздремнёт, демон показывал ему сновидения, сначала безвредные. Каждый сон оправдывался событиями наяву. Наконец, уверившись, что заблудший старец всему верит, дух тьмы представляет ему во сне «будущую жизнь», изобразив, что все апостолы, мученики, преподобные и все христиане сидят в ужасной тюрьме, терзаемые отчаянием; а в другой стороне, вместе с пророками и древними патриархами, ликует еврейский народ, и Бог Отец, указывая на них, говорит: «Вот чада Мои!» Старец от ужаса пробудился и, ни о чём не рассуж­дая, ушел в Палестину, в жилища иудейские. Там он принял обрезание и стал ревностным гонителем христиан. Но Бог сколь долготерпелив, столь и правосуден: через три года Он послал на него лютую болезнь, так что сгнили кости его; отступник скончался в ужасных мучениях.

Сны, учат отцы Церкви, бывают трёх видов: от естества челове­ческого, то есть такие, что они лишь естественное следствие возбуждённого состояния человека; сны от диавола и сны от Бога. «Когда увидишь во сне образ креста, – учит преподобный Варсонофий, – знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование его и не верь своему помыслу». Святитель Феофан Затворник писал: «Сны лучше пропускать без внимания. Иные из них, может быть, и значат что-то, но как нам это определить точно не дано, а догадки можно настроить обманчивые и неполезные, то лучше забывать их».

Человеку не нужно бояться оскорбить Бога невниманием к Его откровениям. Если сон действительно от Бога – Господь найдёт возможность довести его до человека (как уже говорилось, это и повторение однажды увиденного сна, и видение креста). Хуже, если за Божие откровение будет принято диавольское наваждение. Ведь бесы могут являться чело­веку в образах ангелов света и святых угодников, в образах усопших родственников и находящихся в дальних отлучках близких. Свои сны не следует рассказывать другим людям, лучше вообще стараться не вспоминать об увиденном во сне. Если бесы поймут, что мы сильно переживаете из-за снов, то будут еще сильнее нападать на нас. Лучше всего, пробудившись от смутившего сна, прочитать молитву «Да вос­креснет Бог». В крайнем случае, можно поделиться своими переживаниями со священником. Не забывайте осенить крестным знамением постель перед тем, как лечь спать; можно окропить её святой водой.

О том, что в наше время сны от Бога крайне редки, косвенно гово­рит и тот факт, что в Новом Завете, в отличие от Ветхого, о снах поч­ти не упоминается. Евангелие рассказывает о богооткровенных снах Иосифу Обручнику, когда Ангел возвещает ему о грядущем рождении Спасителя от Девы Марии, затем повелевает Иосифу вывести Марию с Младенцем из Египта в землю Израилеву; волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу, получают от ангела во сне повеление не возвращаться к Ироду (Мф. гл. 12); жена Пилата, разбирающего «дело Христа», посылает сказать ему: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27, 19). Всё это – события исключительной важ­ности, требовавшие прямого вмешательства Бога. В дальнейшем же ни в Деяниях, ни в Посланиях апостолов о сновидениях не упоминается. А это означает, что и нам неполезно обращать внимание на сны.

 Даже если сон сбывается в жизни – это ещё не означает, что такой сон – от Бога. Ведь если диавол будет предлагать нам одну лишь ложь, никто и верить ему не станет. Но он, как мы видели в случае, описанном в «Прологе», по­сылает сначала верные предсказания и, лишь убедившись, что человек полностью поверил его хитросплетениям, начинает подсыпать яд – душепагубные видения и предсказания. К слову сказать, то же случается и при обращении людей к колдунам, экстрасенсам, гадалкам: иные и впрямь получают у них верные известия и облегчения от болезней, но это лишь – до времени, пока человек полностью не отпадёт от Бога и предаст душу в руки тёмных сил. Не случайно и «вещие» сны часто снятся лишь тем, кто привык их истолковывать и с нетерпением ожидает очередного «про­рочества». Тем же, кто на сны не обращает внимания, очень редко снит­ся что-либо действительно содержательное и тем более пророческое. Это подтверждает православную истину: бесы способны управлять человеком, вредить ему – лишь с его добровольного согласия. Поэтому всем нам нужно быть очень внимательным в том, что касается духовной сферы, чтобы не быть обманутым бесами. И даже если нам однажды всё же приснился сон, который, как оказалось впоследствии, был действительно послан Богом,  – не нужно гордиться своей «богоизбранностью», не нужно и рассказывать о нём другим. Мы – грешные люди и вряд ли достойны, чтобы Господь беседовал с нами посредством сновидений. И если Он всё же избрал такой способ, чтобы достучаться до нашей души, нам остаётся лишь благодарить Бога и приложить внимание и усилие к устранению наших духовных несовершенств.

Марина Захарчук

количество посещений (235)

Перейти к верхней панели