Ивнянское благочиние

Статья «НЕБО НА ЗЕМЛЕ» от 10 марта 2017 г.

                                                       Смысл и значение церковных служб

                                                                                    (Окончание)

«Небо на земле». Так называл Божественную Литургию святой праведный Иоанн Кронштадский. Это не просто красивая метафора. По единодушному мнению святых отцов Церкви, «нет ничего выше и более литургии – ни на небе, ни на земле». Ведь совершителем этой главной церковной службы  является не один священник, а Сам Господь, Которого Церковь именует Великим Архиереем. Священник, предстоящий у престола в алтаре, — лишь слуга, исполняющий волю Господа.

Все предыдущие церковные службы, о которых мы уже писали, являются лишь приготовлением к совершению литургии. Слово литургия – греческое (как и все богослужебные термины) и означает «общественное служение». В народе литургию называют обедней, потому что совершается она утром, до обеда. Приступать к служению литургии священник, а также те, кто собирается причащаться на службе, должны обязательно натощак: с 12-ти ночи и до окончания литургии нельзя ничего есть и пить.

Во время литургии совершается таинство евхаристии (с греческого – благодарение) – этому и посвящается вся служба. В этом таинстве, установленном и преподанном Апостолам Самим Христом-Спасителем, происходит пресуществление (превращение, если можно так перевести с церковнославянского это могучее и ёмкое слово) хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. В отличие от протестантов, считающих, что хлеб и вино лишь символизируют жертву Иисуса Христа и напоминают о тайной вечери Господа с учениками, православные твёрдо верят, что на литургии причащаются истинного тела и Крови Христовой, которые преподаются им под видом хлеба и вина. Таинство евхаристии завещано Христом в Евангелии: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин.6, 54-56). Совершив на тьайной вечери преломление хлеба раздав его ученикам вместе с чашей вина, отправляясь на вольные страдания, Христос ещё раз напоминает: «…сие есть Тело Мое, которое за вас предаётся; сие творите в Мое воспоминание… сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк.22, 19-20).

В первые века христианства на литургии причащались все присутствовавшие. Сегодня причастников в храме не так уж много: ведь в наши дни уже нет того горения веры и святости жизни, которые были присущи первым христианам. Они могли причащаться без дополнительной подготовки, нам же требуется предварительное очищение души и тела – пост, покаяние, исповедь.

Начинается Божественная литургия проскомидией. Для стоящих в храме людей эта часть службы невидима, так как происходит в алтаре при закрытых царских вратах. Чтец на клиросе читает в это время третий и шестой часы. А священник с сослужащим диаконом (там, где он есть) облачается в священнические одежды, каждая из которых символизирует одежды Иисуса Христа или те страдания, которые довелось Ему претерпеть, и с чтением определённых молитв специальным копием вынимает из пяти больших церковных просфор частицы. Из первой вынимается большая частица, символизирующая заклание Агнца – Самого Господа Христа. Вторая просфора – Богородичная, третья – девятичинная (в честь девяти чинов святых Божиих), из четвёртой и пятой просфоры вынимаются частицы за здравие и за упокой архиереев, императора и всех тех христиан, о которых заказана обедня. Затем частицы вынимаются из маленьких просфор, купленных пришедшими на службу в храме и поданными в алтарь вместе с поминальными записками. По окончании проскомидии священник с кадилом, читая 50-й псалом, обходит храм.

Начинается вторая часть службы – Литургия оглашенных. Она названа так потому, что на ней имеют право присутствовать не только верные – крещёные – христиане, но и те, кто готовится к принятию таинства крещения. В былые времена имена таких людей во всеуслышание оглашались в храме с призывом к верным помолиться о них. Открывает Литургию оглашенных великая ектения (всеобщая, «миром», молитва к Господу), а за  ней следует пение изобразительных – двух псалмов Давида, восхваляющих Божие величие и сотворённый Им мир, и евангельские «блаженны» — стихи из Нагорной проповеди Спасителя. Во время пения блаженн священник с сопровождающими его служителями выходит из алтаря и благословляет стоящих в храме Евангелием. Это действие, называющееся Малым входом, символизирует первый выход на проповедь Господа Христа. Хор величаво и ликующе поёт: «Придите, поклонимся и припадем ко Христу! Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющие Ти: аллилуиа!» (Слово «аллилуия» означает «хвала Господу»).

В завершение Малого входа Евангелие возлагается на престол, а хор поёт тропари, выражающие суть праздника данного дня и восхваляющие святого, в честь которого освящён храм. Затем звучит «Трисвятое», или Ангельская песнь ко Пресвятой Троице. История этого краткого песнопения такова: спустя 400 лет после явления в мир Спасителя в Константинополе было сильное землетрясение. Весь народ взывал к Богу о помощи, и в это время один мальчик на виду у всех поднялся в небо и вскоре опустился на землю. Он рассказал, что слышал Ангелов, поющих: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!». Народ стал повторять эту молитву, добавляя в конце: «Помилуй нас!» После Трисвятого читается отрывок из Апостола, а затем – из Евангелия. И снова звучат ектении – молитвы о здравии, о упокоении и, наконец, об оглашенных. В конце последней диакон или священник возглашает трижды: «Оглашенные, изыдите!» В этот момент все некрещёные и иноверцы должны выйти из храма. Закрываются двери (в прежние времена уже никто не мог ни выйти, ни войти в храм до окончания службы).

Начинается третья, самая важная часть службы – Литургия верных. В закрытом алтаре священник простирает на престоле антиминс – плат с изображением Спасителя и с вшитыми частицами мощей святых. Антиминс есть в каждом храме, без него  совершать литургию нельзя. В годы гонений, когда закрывались и разграблялись храмы, священники, а иногда и миряне – благочестивые служители алтаря стремились спасти главную святыню храма – антиминс, и в простых домах, тайком, по ночам, а иногда – и в лагере, в ссылке совершали литургию.

 Во время литургии с жертвенника на престол переносятся святой хлеб и чаша с вином, растворённым водой. Хор в это время поёт Херувимскую песнь, в которой говорится, что отныне не одни священнослужители, но сонм невидимых ангелов-херувимов предстоит у престола: «Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе…» (В Великом посту на литургии Преждеосвященных Даров вместо Херувимской поётся песнопение «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат…»). Священник с сослужащими совершает Великий вход – выносит из алтаря чашу и дискос с хлебом-Агнцем и благословляет народ, а затем через царские врата входит в алтарь и полагает жертвоприношение на святой антиминс. Это действие берёт начало от древнеримского обычая: новоизбранного императора выносили к народу в сопровождении легионов войск на щите, поддерживаемом копьями. Один из императоров, уверовавший во Христа, сложил Херувимскую песнь, повергая своё величие в прах перед Небесным Царём, носимым херувимами и легионами Небесных Сил.

Снова звучит ектения, и вот уже весь храм единодушно поёт «Символ веры» — молитву, являющуюся в то же время уставом православных христиан. В нём определены главные догматы нашей веры. «Символ веры» был принят на Первом и Втором Вселенских Соборах.

Наступает самая важная часть службы – евхаристический канон, во время чтения и пения которого совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Священник молится у престола тайно, вполголоса, и возглашает лишь некоторые слова молитв, которые продолжает хор. Наконец раздаётся последний возглас: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся!» По благочестивому обычаю, стоящие в храме опускаются на колени, поклоняясь невидимому, но присутствующему в алтаре Господу. Хор отзывается тихим и медленным: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». Пресуществление совершилось. После кратких молитвословий хор и народ поют молитву Господню –   «Отче наш». В алтаре причащаются священнослужители, а затем служащий священник выносит чашу со Святыми Дарами к народу и причащает тех, кто исповедовался во время литургии.

Трудно земными словами передать те мысли и чувства, которые охватывают человека во время присутствия на литургии. У каждого они разные, и пережить их надо самому. Но вот какой вывод делает наш великий писатель Н.В.Гоголь в «Размышлении о Божественной литургии»: «Все, прилежно слушавшие Божественную литургию, выходят кротче, добрее в обхождении с людьми, дружелюбнее, тише во всех отношениях. А потому для всякого, кто только хочет идти вперёд и становиться лучше, необходимо частое, сколько можно, посещение Божественной литургии и внимательное слушание. Она нечувствительно строит и создаёт человека, и если общество ещё не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к брату… Велико и неисчислимо может быть влияние Божественной литургии, если человек положит правилом вносить в жизнь слышанное. Всех равно уча, равно действуя на все звания, на все сословия, от Царя до последнего нищего, всем говорит одно, одним и тем же языком: всех научает любви, которая есть связь всего общества, сокровенная пружина всего, стройно движущего жизнь всеобщую».

Марина Захарчук

количество посещений (177)

Перейти к верхней панели