Ивнянское благочиние

Статья «О грехах, святости и «мерседесах»

Я получила письмо читателя – большое и неоднозначное. Со многими недоумёнными вопросами, ответить на которые сразу, одним махом невозможно: не потому, что ответов на сложные и, порой, каверзные вопросы у меня нет – а потому, что для этого потребуется не статья, а целая книга. И всё-таки я постараюсь постепенно, в разных публикациях, коснуться всех заданных тем.

А начну сегодня – с вопроса «о грехах и святости». Мой критик по имени Николай спрашивает: «Кто такой святой человек? Это тот, кто грехов не делал или ему все грехи простили. Кто имеет право прощать грехи, и когда будут их прощать? Только один Господь Бог, и только Он. И ни один земной человек не имеет этого права. А прощать эти грехи будут на Страшном Суде, которого ещё не было. Так что все разговоры о святости отдельных вождей, князей, юродивых и отшельников – это досужие и экономически выгодные домыслы попов, выдуманные для одурманивания и добровольного самоограбления простых людей. Откуда у попов мерседесы и роскошные дома? Ради этого святым можно объявить и князя Владимира, убившего родного брата и изнасиловавшего сестру Рогнеду, который гордо с крестом стоит у нас в Белгороде на Харьковской горе. Кстати, на Украине ему места не нашлось».

Прежде чем ответить на эти вопросы, должна предупредить Николая и всех читателей: я всегда говорю и пишу с позиций православной религии и православной Церкви. Оттого и возникают у людей, живущих в миру и от Церкви далёких, вопросы и упрёки в адрес Церкви и даже Бога, что миром правит – или, во всяком случае, пытается править – диавол, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Петр.5,8). Оттого и предупреждает нас апостол Иаков: «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак.4,4). Ему вторит апостол Павел: «Мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1Кор.3,19).

Но если бы здесь, на земле, диавол царствовал безраздельно, то земля наша давно перестала бы существовать, уничтоженная всепоглощающим злом. Но «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). И, как мы знаем из Евангелия, уже при земной жизни нашего Спасителя Иисуса Христа нашлись люди, всецело поверившие Ему. Они не были безгрешными до встречи с Христом. Более того, они согрешали и ставши учениками Господа (вспомните отречение Петра!). Так за что же Церковь и мы, её члены, почитаем их святыми?

Учение Церкви о святости (как и вообще всё учение и все правила Церкви) основано на Священном Писании. Да, из книг Нового Завета мы знаем о грядущем Страшном Суде, который определит участь всех когда-либо живших – и воскрешённых для этого Суда людей. Но почему-то не обращаем внимания на слова Христа: «Верующий в Него (в Бога – М.З.) не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Ин.3,18); «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин.5,24).

С момента прихода Христа в мир появились люди, поверившие Ему настолько, что просто не смогли уже жить по законам и обычаям мира. Они отверглись себя, взяли крест свой и последовали за Христом. В первые века христианства таковы практически все христиане. Оттого и говорит, обращаясь к ним, Апостол: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет…» (1Петр. 2,9).

В IV веке на христианство, благодаря императору Константину Великому, прекращается гонение, а затем оно и вовсе становится государственной религией могучей Римской империи. И вот – кажущийся парадокс: исповедание христианства более не возбраняется и даже приветствуется, а истинных христиан становится всё меньше! Именоваться христианином становится не только безопасно, но и – выгодно. Так уж повелось в «роде сем, прелюбодейном и грешном» (Мк.8,38), что и самое святое в жизни человека – веру – диавол пытается (весьма успешно) извратить, «подогнать» под законы и обычаи мира.

Начиная с IV века широко распространяется монашество: истинные христиане, не связанные семейными узами (а иногда и разрывая их), бегут, как прежде от преследований императоров-язычников, в пустыни и пещеры, спасаясь там от фальшивого нео-христианства. Если I – III и начало IV-го века дали Церкви множество святых мучеников, которые за одно только имя Христа добровольно шли на неподдающиеся современному разуму мучения и казни, то IV-й (особенно) и последующие века – это сонм святых в лике преподобных, то есть монашествующих, достигших святости не мгновенным исповеданием веры, а долгим, в десятилетия, путём аскетического подвига, борьбой  со страстями и молитвой за тот самый грешный, покинутый ими мир. Сегодня, как и в те далёкие времена, модно упрекать монахов в ничегонеделании, в ненужности их для общества (и в отношении некоторых из них эти упрёки могут быть справедливы). Но мы забываем – а чаще не знаем или не осознаём, что именно непрестанной молитвой (см. 1Фес.5,7) столько уж веков стоит наш грешный мир. И будет стоять до тех пор, пока есть ещё на земле святые молитвенники – знаменитые и безвестные подвижники-монахи. Среди прославленных Церковью святых больше всего именно монахов-преподобных.

Но и живя в миру, тоже можно (хотя такое случается много реже) достичь святости. Церковью определены 4 критерия, по которым живущие люди (специальная комиссия по канонизации, которая работает над каждым конкретным исследованием порой долгие годы) определяет святость давно почившего человека. Необязательно должны быть налицо все четыре критерия, но хотя бы один-два должны оказаться бесспорными. Это: нетленность мощей; народное, непреходящее с годами почитание усопшего; чудотворения у мощей, или могилы, или при молитвенном призывании имени ещё не канонизированного святого; его миссионерско-просветительские труды  во имя Христа и Церкви.

Особо преуспевшие на миссионерском поприще, обратившие в христианство целые народы – получают при канонизации очень редкое звание святых-равноапостольных. В Русской Церкви такое звание носят лишь четверо: князья Владимир и Ольга и создатели церковнославянской письменности Кирилл и Мефодий.

Фигура великого князя Владимира (как и его бабки княгини Ольги) действительно очень яркая и неоднозначная. Он правил Русским государством 37 лет (978-1015), из них 28 лет прожил во святом Крещении. Современные историографы часто изображают князя жестоким тираном и развратником, имевшим несколько жён и множество наложниц. И церковное житие святого Владимира не отрицает действительные исторические факты. Но, вспоминая их, мы должны помнить о времени, в котором он жил, и о языческом варварстве, царившем на Руси! Владимир жил и начинал своё правление по законам своего времени. Но это – не опровержение его святости, а подтверждение её! Однажды я услышала слова старенького иеромонаха, которого в монастыре почитали старцем: «Важно не то, как грешить, а то, как каяться». Из этих слов не следует, что можно оправдать любой грех, нет. Они – о том, что как бы ни согрешал человек, грех, который он осознал, принеся искреннее покаяние, непременно будет прощён Богом. «Нет человека, который жил бы и не согрешил», звучит в молитве Церкви над усопшим. Но нет и греха, который при истинном раскаянии не был бы прощён Богом. А кто имеет право, от имени Бога, прощать грехи, спрашивает мой оппонент. И сам же отвечает: «Ни один человек не имеет этого права». Ошибаетесь! «Исследуйте Писания» (Ин.5,39), а не только навязанный сектантами цитатник, якобы опровергающий православное учение Церкви. Посылая, уже по Своём Воскресении из мёртвых, Апостолов на проповедь, Господь Иисус Христос повелевает им – и рукоположенным через апостольское преемство священникам: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (…). Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, тому останутся» (Ин.20; 21,23). Вот почему так важно не только наше раскаяние в содеянных грехах, но и обязательное наше участие в таинстве исповеди, когда священник именем Господа прощает и разрешает нас от грехов. При этом в молитвах перед исповедью священник напоминает: мы исповедуемся Богу, а он, священник – только свидетель.

Наша жизнь с Богом и в Боге начинается с момента нашего крещения. В этом таинстве, установленном Самим Христом Спасителем и засвидетельствованном в момент крещения Иисуса Христа гласом Небесного Отца (об этом также пишут Евангелисты), человеку, независимо от его возраста на момент крещения, прощаются все содеянные им грехи, включая и наследственный грех, перешедший на человечество от Адама и Евы (именно поэтому крестят и безгрешных младенцев). Прощаются без словесного покаяния, одной благодатью Божией. Духовно – человек начинает жить с чистого листа. По этому закону и князь Владимир для Церкви существует не в языческом периоде его жизни и княжения, а с момента его крещения греческим патриархом. И при возведении – а точнее, признании Церковью князя Владимира прославленным в лике святых равноапостольных рассматривается только период его жизни во святом крещении. И почему же нам верить более современным околоисторическим исследованиям, которыми напичкан интернет, а не тем источникам, на которые опиралась Церковь при канонизации князя? Такие источники, прежде всего – это древнейшие летописные памятники: Никонова летопись и «Слово о законе и благодати» Киевского митрополита Илариона. После крещения Руси, которое в Киеве прошло спокойно благодаря проповедям священнослужителей и, главное, самого князя, прозванного тогда же (не забудем!) народом Красным Солнышком, а в других местах большой страны вызывало порой естественное сопротивление воспитанных в языческой традиции наших предков, князь Владимир возвёл по всей стране множество храмов, в которых продолжалась начатая им проповедь христианства. Прославляя храмоздательные труды равноапостольного князя, святитель  Иларион восклицает: «Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает».

Во исполнение записанного ещё в Ветхом Завете закона об отношении народа к храму, Владимир, построив в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, названной впоследствии Десятинной, написал уставную грамоту (церковный Устав), в котором распорядился: «Се даю церкви сей Святыя Богородицы десятину из всего своего княжения, и тако же по всей земле Русской от всего княжья суда десятую векшу, из торгу – десятую неделю, а из домов на всяко лето – десятое всякого стада и всякого жита, чудной Матери Божией и чудному Спасу». Библейский закон обязывал священников самих, по совести распоряжаться этой десятиной: часть употреблять на строительство и содержание храмов, часть – на попечение о нищих, вдовах, сиротах и всех нуждающихся, часть – оставлять для пропитания своей семьи. Если бы такой закон действовал и сегодня – в наших храмах, как в былые времена, не было бы оплаты за совершение церковных таинств и треб, а попы (кстати, это слово стало пренебрежительным лишь после нашей революции, а изначально оно – славянская калька греческого «иерей», то есть – священник) не строили бы роскошных домов и не ездили бы на «мерседесах», а руководствовались бы своей пастырской совестью. Кстати, она и сегодня есть у большинства священнослужителей; просто они не бросаются в глаза нецерковных людей именно из-за того, что живут весьма скромно; большинство же сельских батюшек вынуждены (в нарушение церковного устава, запрещающего священнослужителям иметь другие попечения, кроме церковного!) выживать за счёт личного подсобного хозяйства или зарабатывать – в ущерб молитве и постоянной, а не только во время богослужения проповеди христианства – пропитание для семьи каким-то иным трудом.

Священники, как и вообще все люди, бывают очень разными. Другое дело – с них, как «взявших ключи разумения» (Лк.11,52), спросится больше, чем с «простых смертных». В церковной среде известно описание видения святому Серафиму Саровскому о кончине мира: две людские реки текут в два направления – рай и ад; и тот, и другой поток возглавляют архиереи и священники. Впрочем, тут уж суд действительно принадлежит не нам, а Богу, который может «из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3,9) – может самого закоренелого грешника привести к покаянию и даже святости.

Но вернёмся к князю Владимиру. Не ограничившись крещением Руси и строительством храмов, он открыл училища для обучения наиболее способных детей грамоте, Закону Божьему и философии. «И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любомудрых философов»,  – говорит летопись.

Владимир не только построил первую в русской истории засечную черту для защиты государства от набегов кочевников, но и организовал христианскую проповедь среди степных язычников. В Никоновской летописи под 990-м годом записано: «Того же лета приидоша из болгар в Володимиру в Киев четыре князя и просветишася Божественным Крещением». В следующем году «прииде печенегский князь Кучуг и прият греческую веру, и крестися во Отца и Сына и Святого Духа, и служиша Владимиру чистым сердцем». Под влиянием святого князя крестились и некоторые иноземцы, например, живший несколько лет в Киеве норвежский конург (король) Трюггвасон, знаменитый Торвальд Путешественник, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком, и другие.

Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры князя: по воскресеньям и большим праздникам после литургии выставлялись столы с обильным угощением, звонили колокола, пели церковные хоры, а «калики перехожие» распевали былины и духовные стихи. Больным и нищим князь «доставлял по улицам великие кады и бочки  мёду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога».

Митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у его гробницы в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником святого Константина, и сравнивает его проповедь на Руси с благовестием святых Апостолов Христовых. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», – говорит митрополит Иларион.

Точная дата церковного прославления святого равноапостольного Владимира неизвестна. Официальное празднование его памяти было установлено Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, чудесной помощью и заступлением святого Владимира, им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Святой равноапостольный князь Владимир был великим созидателем русского христианского государства. Именно поэтому до сих пор живо не только церковное, но и всенародное его почитание. Из храмов, освящённых в честь Крестителя Руси, наиболее замечателен Князь-Владимирский собор в Киеве. Памятники святому Владимиру стоят во многих городах: Владимире, Белгороде, Новгороде (памятник «Тысячелетие России», открытый в 1862 году), в Лондоне (установлен украинской диаспорой), а также в Киеве (1853 год), откуда «есть пошла русская земля».

Марина Захарчук.

количество посещений (243)

Перейти к верхней панели