Ивнянское благочиние

Статья «Плод покаяния» (от 13 марта 2016 г.)

Приближается время Великого поста. Скоро, скоро каждое утро долгим, тягучим, однотонным звоном будут звать нас колокола в Божии храмы. Великий пост. Время сугубой молитвы, покаянных слёз и светлой радости очищения от грехов. Как мы проживём это время? Как встретим «праздников праздник и торжество торжеств» – Светлое Христово Воскресение?

Во время поста, особенно Великого, каждый православный человек стремится омыться духовно – сходить на исповедь и получить отпущение грехов. Но удаётся это далеко не каждому. Мало ведь пойти в храм и сказать: «Всем грешна, батюшка» – так иногда исповедуются старушки и молодых учат: «Говори: всем грешна – все грехи и простятся». Один мой знакомый батюшка в ответ на такое «признание» ошарашил прихожанку встречным вопросом: «Лошадей воровала?» – «Не-ет…» – «Ну вот, а говоришь: всем грешна; иди, подумай».

Но даже если священник, стремясь успеть до конца литургии пропустить сквозь епитрахиль огромную очередь, всё же читает над нами разрешительную молитву – это ещё не означает, что нам простились все грехи. «Не обманывайтесь», предупреждает наши заблуждения апостол Павел. Обманом ещё никто не вошёл в Царство Божие. И если мы сознательно не называем какой-то свой грех или утаиваем его под общими фразами – таинство покаяния не совершается. Напротив: к прежним грехам добавляется новый – обман священника и попытка обмануть Бога.

Есть такое церковное понятие: ложный стыд. Это – когда человек, зная за собой какой-то грех, стыдится назвать его перед священником, на таинстве исповеди. Стыд этот естественен, но он не должен перевешивать наше желание избавиться от греха. Всегда нужно помнить, что хотя и принимает нашу исповедь священник, каемся мы всё же не перед ним, а – перед Богом. Вот и в священнической молитве перед исповедью звучит: «Аз же точию свидетель». Не судья перед нами сейчас, а лишь свидетель Божий, облечённый свыше властью «вязать и решить грехи» – то есть имеющий право, в зависимости от тяжести греха и глубины нашего раскаяния, либо отпустить этот грех прямо сейчас, либо дать нам время на дополнительное размышление и возможность принести «достойный плод покаяния» (Мф. 3, 8). Если ложный стыд удерживает нас от словесного покаяния – это явное действие диавола в нашей душе. И надо во что бы то ни стало пересилить себя и открыть тяготящий душу грех на исповеди

Однажды я была в гостях у приятельницы. Разговор зашёл о человеческих грехах и о тех людях, которые смогли победить в себе греховность, – о святых. «Я преклоняюсь перед такими святыми, как Сергий Радонежский или Серафим Саровский: они всю жизнь, с юности, посвятили Богу. Но если человек грешил смертными грехами, а потом вдруг стал монахом – для меня это не святой, как бы он ни жил потом», – говорила моя собеседница. А я вспомнила одного современного старца-подвижника. Его тоже упрекали братия монастыря за то, что он постоянно заступается за одного монаха, часто впадавшего в прегрешения. «Важно не то, как грешить, а то, как каяться», – отвечал старец.

Великий пост даёт нам образец такого покаяния, возводящего от греховной бездны к сиянию святости. Неоднократно – в Покаянном каноне святого Андрея Критского на первой и пятой неделе поста, в четверг и воскресенье пятой недели, в день её преставления 1 (14) апреля – вспоминается святая жена, посвятившая жизнь покаянию. В монастырях читают вслух во время службы её житие. Это Мария Египетская. Семнадцать лет продолжалась греховная жизнь блудницы. А покаяние заняло 48 лет – до самой смерти. Её плач о грехе продолжался даже тогда, когда уже простил Господь. Но не простила себе она сама – и получила от Бога венец святости.

Было это в VI веке в египетском городе Александрии. Молодую блудницу знали все. С двенадцати лет, никем не наставленная ни в вере, ни в нравственности, занялась она греховными усладами. Кто-то осуждал, кто-то пользовался её услугами, а сама она – похоже, просто развлекалась, не задумываясь и не терзаясь угрызениями совести. И когда из Александрии в Иерусалим направилась толпа богомольцев, чтобы встретить в святом городе праздник Воздвижения Креста Господня, Мария пошла с ними. Нет, не затем, чтобы поклониться святыне. Она искала новых развлечений. Всю дорогу отравляла молитвенное настроение паломников бесстыдными выходками. Но вот и цель пути – Иерусалимский храм. Вслед за другими Мария хочет войти в него, но какая-то сила останавливает её, отбрасывает в сторону – раз, другой, третий. Наконец, женщина понимает, что Господь закрывает ей двери в храм за её грехи. Слёзы раскаяния омывают её лицо и душу. Перед иконой Пресвятой Богородицы обещает она исправить свою жизнь, просит помощи Царицы Небесной и слышит повеление Богоматери: уйти в пустыню за Иордан. Поисповедовавшись и причастившись, Мария покидает Иерусалим, чтобы никогда уже больше не вернуться в этот мир.

Почти пять десятилетий – одна, без людей, среди диких зверей, почти без пищи и одежды. Но хуже диких зверей донимали её воспоминания о прежней, лёгкой и беспечной жизни. Семнадцать лет горело в ней пламя былых страстей: скудная пища пустыни вызывала воспоминания о роскошных яствах, нехватка воды – печаль о дорогих винах, столь любимых ею прежде, а в голове неотвязно звучали мелодии страстных песен, зовущих вернуться в мир. В изнеможении падая на землю, часами и днями молилась Мария, прося Пречистую Деву помочь ей исполнить данные Богу обеты. И страсти отступали. Семнадцать лет мучительной борьбы – ровно столько, сколько грешила она в мире. Но и оставшиеся годы подвижница продолжала оплакивать свои грехи.

Кто-то, наверное, недоумевающе пожмёт плечами: зачем? Конечно, у каждого – своя мера. И Господь знает эту меру каждого из нас и видит, понесли ли мы её в полную силу или смалодушничали, слукавили, отбыли исповедь – и забыли о ней. А подвижник – от слова подвиг. Духовный подвиг труднее физического: он требует, порой, целой жизни.

Когда приблизилось время кончины преподобной Марии, Господь открыл её жизнь и святость людям. Один священник по имени Зосима имел обычай проводить в Египетской пустыне время Великого поста, а затем возвращался к месту своего служения. Он-то и обнаружил святую и даже увидел, как во время молитвы она поднимается от земли в воздух. Узнав, что перед нею священник, Мария рассказала ему о своём прошлом и жизни в пустыне. По просьбе святой, Зосима навестил её через год и причастил Святых Таин. И ещё через год отправился Зосима за Иордан, но нашёл подвижницу умершей: тело её, не тронутое ни тлением, ни зверями, лежало на знойном песке, а сделанная ею предсмертная надпись на песке сообщала, что она скончалась ровно год назад. Совершив отпевание, Зосима стал думать, как предать тело земле, и тут явился лев, который вырыл лапами могилу…

Что бы ни говорило нам человеческое рассуждение, нет греха, который перевесил бы Божие милосердие. Согрешить может любой. Покаяться – далеко не каждый. Для начала попробуем хотя бы не осуждать тех, кто приносит покаяние. Это – уже шаг к нашему собственному очищении..

количество посещений (164)

Перейти к верхней панели