Ивнянское благочиние

Статья «Боже, очисти мя грешнаго!» (Великопостные Богослужения) — от 23 марта 2015 г.

Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? скорбно и гулко разносится одинокий голос по храму. И хор отзыва​ется тихим вздохом:

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Первый день Великого поста. Храм полон. Но тихо, так тихо, словно и нет никого. Вслушиваясь в скорбную поэзию Великого покаянного канона святого Андрея Критского, каждый перебирает свою жизнь за минувший год и вздыхает в душе вслед за хором: «Помилуй, мя, Боже, помилуй мя«.

Совсем не случайно великопостные Богослужения открываются этим чудным умилительным каноном. В нем и скорбь о содеянном: «Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве?» и стук в уснувшую совесть: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается…» и покаянное моление ко Пресвятой Троице: «Возьми бремя от мене тяжкое греховное и даждь ми слезы умиления», и надежда на спасение: «Воспряни, о душе моя.., рцы со дерзновением деяния и помышления Христу, и оправ​дайся».

Время поста это время покаяния и очищения, все великопостные Богослужения посвящены воспоминаниям грехопадений людей от Адама до наших дней и восстанию человека через покаяние и упование на Искупителя Хри​ста. И в каноне преподобного Андрея Критского, который читается, по частям, в первые четыре дня поста, проходит перед нами история Ветхого Завета, перехо​дящая в новую жизнь во Христе.

Великопостные Богослужения особые, более длительные, со многими коленопреклоненными молитвами; меняется и убранство храма он окрашивается в скорбные темные тона, и хор обычные, знакомые нам песнопения поет по-иному, тихо и протяжно, а к ним добавляются новые, звучащие только в пост: «Покаяния отверзи ми двери» на всенощном бдении под воскресенье, прекрасное, скорбное и радостное одновременно; нежная, неземная музыка трио «Да исправится молитва моя» на литургии Преждеосвященных Даров…

На каждой службе, кроме воскресенья, по многу раз звучит молитва святого Ефрема Сирина. Перед закрытыми Царскими Вратами как перед затворенными дверями рая священник в черных ризах.

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!

И падает ниц перед алтарем, и вместе с ним опускаются в земном поклоне все молящиеся. «Праздник» и «праздность» слова одного корня, но праздник, в церковном толковании, это день, посвященный Богу, а праздность ленивое, бесцельное блуждание души, влекущее за собой уныние и прочие бесовские наваждения.

*​ Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему! и снова затихает храм в земном поклоне. Как не хватает в нашей жизни, суетной, издерганной житейскими попечениями, во всеобщем хаосе и распущенности, в свободе слов и нравов мудрого терпения, стыдливого целомудрия, смирения перед волей Божией и тихой, ровной любви к нашим детям, супругам, к старушке с протянутой рукой возле булочной,
к женщине с тяжелыми сумками в переполненном троллейбусе, к нашим ближним родным и незнакомым…

*​ Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…

Как любим мы «перемывать косточки» соседям и сослуживцам, легко переставляя, как на шахматной доске, чужие поступки: «Вот я бы на его месте…» А на своем? «Лицемер! отвечает нам Господь, вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5).

Боже, очисти мя, грешного! вздыхает вместе со священником храм.

Прошла первая покаянная седмица а вот и первый праздник. У него такое чудесное, такое радостное название: Торжество Православия. Наша Церковь совершает это празднование в первое воскресенье Великого поста. Более ста лет (с 726 по 843 год) тяготело над православными возникшее в Византии иго иконоборческой ереси. По приказу византийских императоров и патриархов уничтожали иконы, воины врывались в дома христиан, иконы рубили мечами и сжигали, а их хранителей предавали мученической смерти. Но безумство иконоборцев, охватившее и часть священноначалия, не стало всеобщим. В 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе, Церковь установила догмат о почитании святых икон, а в 843 году иконоборчество было побеждено окончательно. В память об этом и установлено совершать в первое воскресенье Великого поста особое молебное пение перед иконами Спасителя и Божией Матери об утверждении в вере православных христиан и обращении заблудших, после которого возглашается анафема еретикам и поется «Вечная память» всем святым и праведным, до конца оставшимся верными Православию.

Третье великопостное воскресенье называется Неделей Крестопоклон​ной. В этот день совершается поклонение Кресту Господню, призванное укрепить духовные силы верующих на оставшееся время поста, и напомина​ющее нам, что путь к Воскресению пролегает через крест главное ду​ховное оружие нашего спасения: «Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест верных утверждение, Крест ангелов слава и демонов язва». Опытные духовники предупреждают своих духовных чад, что с Недели Крестопоклонной обычно усиливаются искушения бесовские нападения на христиан. Очень уж ненавистен духам злобы наш спасительный Крест, ведущий христиан ко спасению, а диавола и всех его последователей в вечную погибель.

В четвертое воскресенье поста чтится память преподобного Иоанна Лествичника. Сам с 16-и лет вступивший на путь монашеского подвижничества, после 19-и лет в монастыре и сорокалетнего пустынножительства, он на​писал книгу, которая многие века служит руководством для начинающих монахов и благочестивых мирян по духовному восхождению к Богу. «Лествица» так называется эта книга: каждая из ееглав ступенька ввысь, последовательное преодоление греховных страстей и приобретение духовных добродетелей.

На пятой неделе в среду на всенощном бдении вновь читается, но уже не по частям, а весь целиком Великий покаянный канон. Эту службу называют еще «стоянием Марии Египетской» из-за ее продолжительности и воспоминания покаянных подвигов этой святой, память которой совер​шается в ближайшее, пятое воскресенье поста, а житие читается сейчас, на вечерней службе. Каким глубоким, каким великим может быть покаяние, возводящее человека из глубины грехопадения к вершине святости! Препо​добная Мария в юности была известной блудницей, более 17-и лет преда​валась распутной жизни. Промысл Божий привел ее на праздник Воздвижения Креста Господня в Иерусалим. Вместе с паломниками, движимая любо​пытством, она хотела войти в храм, но невидимая сила отбросила ее назад. Так повторялось несколько раз, до тех пор, пока она, осознав свою без​мерную греховность и недостоинство, омывшись покаянными слезами, с мо​литвой ко Пресвятой Богородице вошла под своды храма и поисповедовалась и причастилась Святых Таин. После чего, исполняя повеление Божией Матери, удалилась в пустыню за Иордан, где в одиночестве провела 48 лет. Незадолго до кончины Господь привел к ней старца, который причастил ее, а, вернувшись на то же место через год, нашел ее тело, не тронутое тлением и дикими зверями, предал его земле и рассказал миру о подвигах и чудесах, которыми Господь засвидетельствовал святость раскаявшейся грешницы.

В Великом посту почти не совершаются обычные панихиды по усопшим. Только погребение и панихиду сорокового дня можно служить в любой день поста. Все прочие поминовения совершаются в три субботы на второй, третьей и четвертой неделях, после чего заупокойные службы не соверша​ются до Радоницы вторника второй недели после Пасхи.

Пятая суббота поста снова торжественно-праздничная. «Похвала Пресвятой Богородицы» или «Суббота Акафиста». Приближаясь к светлому празднику Христова Воскресения, как не вспомнить Ту, Которая Божиим произволением стала Матерью нашего Господа! Акафист (дословно «не сидеть») торжественное богослужение, восхваляющее Божию Матерь, составлен​ное в 626 году в память о чудесном спасении столицы Византийской импе​рии Константинополя от врагов заступлением Богоматери. По образцу этого первого акафиста составлено множество других акафистных пений, про​славляющих Господа, церковные праздники, чудотворные иконы Божией Матери и святых угодников Божиих.

Шестая неделя поста уже совсем приближает нас к светлым пасхальным днямВ субботу этой недели воспоминается евангельское событие воскре​шения Иисусом Христом праведного Лазаря, который умер и был погребен, по иудейскому обычаю, во гробе-пещере, высеченной в камне. Христос пришел ко гробу на четвертый день по смерти и повелел отвалить камень от входа в гроб. Родные усопшего отговаривают: «Господи, уже смердит!» Но Иисус настаивает. Гроб открыт. Обращаясь к покойному, Господь пове​левает: «Лазарь, выйди вон!» И, повинуясь Богу, умерший встает и выходит из гроба. Это чудо было совершено в преддверии крестной смерти Спасителя в доказательство Его Божественной силы и в удостоверение об истине о грядущем Воскресении Христовом.

Вербное воскресенье. Дети и взрослые спешат в храм с пучками пушистых вербочек на встречу со своим Господом. В далеком Иерусалиме Спасителю, въезжавшему в город на осле, бросали под ноги пальмовые ветви. Но у нас пальма не растет, и мы приносим в храм первые просну​вшиеся весенние веточки вербу. Как изменчива людская природа, как глубоко уязвлено человеческое сердце диаволом. И если не отдать его всецело Христу, то лукавый быстро склоняет нас в свою волю. Три года жил, уча Божественной правде, Спаситель среди иудеев, исполнял их про​шения, исцелял, питал… Вчера еще воскресил на их глазах Лазаря, и сегодня они встречают Его как Царя, кричат Ему «осанна». А через не​сколько дней та же толпа будет скандировать в сатанинской злобе: «Распни, распни Его!»

Но это уже Страстная седмица. По​каянные дни Святой Четыредесятницы завершаются Вербным воскресеньем. В этот день праздничная трапеза с рыбными блюдами, вкушать которые в нынешний пост разрешается лишь дважды, в Вербное, да еще на Благовещение, которое празднуется 7-го апреля.

Благовещение праздник великий. Это день, когда Пресвятая Дева Мария впервые была названа Матерью Бога. Явившийся Ей небесный благовестник архангел Гавриил приветствовал Ее словами, ставшими цер​ковной молитвой: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!» (Лк. 1, 28). И рассказал Ей, что станет Она Матерью Господа Иисуса. Что творилось тогда в сердце юной Девы? Растерянность? Радость? Страх перед людской молвою и перед величием Божия произволения? Но Она отвечает с твердостью: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38). Вот то смиренномудрие, которого просим мы сейчас каждый день в великопостной молитве святого Ефрема Сирина. Нам бы всем научиться все случающееся с нами встречать с такой покорностью Божией воле. И если мы хотя бы чуть-чуть смогли утвердить в себе это смиренномудрие долгими и глубокими великопостными службами значит, не напрасен наш труд, наш пост, наше ожидание Христова Воскресения.

количество посещений (175)

Перейти к верхней панели