Возложу на господа печаль мою

 

Мне позвонила моя давняя читательница и попросила совета: как расстроить наметившийся брак дочери?

Вопрос можно было бы отнести к разряду курьёзных, если бы это был единичный случай. Но ведь ситуации, когда выросшие дети обретают любовь и строят планы семейной жизни, а их родители этому активно противятся, встречаются не так уж редко. Порой это – родительский эгоизм (мой ребёнок, и я никому его не отдам), но чаще – искренняя забота о будущем детей, ведь нам, многоопытным и далеко не всегда счастливым в своих браках, видится больше, чем ослеплённым влюблённостью детям, и хочется, чтобы они избежали наших ошибок и неудач.

Конечно, родительский опыт пригодился бы молодым, как и ненавязчивый, тактичный совет. Но для того, чтобы быть услышанным, нам нужно было с рождения воспитывать детей так, чтобы они видели в нас друга, а не диктатора, и чтобы родительский авторитет был непререкаемо высок.

Не знаю, к счастью или к сожалению, но домостроевские времена, когда женихов и невест выбирали своим детям родители, прошли. Хотя, к слову сказать, такой родительский диктат никогда не приветствовался Церковью. Прежде чем приступить к венчанию, священник и сегодня задаёт стоящим перед аналоем жениху и невесте вопрос из чина венчания: «Имаши ли произволение благое и непринужденное пояти себе в мужа (жену) сего (имярек), егоже зде пред тобою видиши?» И только после утвердительного ответа приступает к венчанию. По древней церковной традиции, в этот момент в храме не должны были находиться родители молодых, чтобы своим присутствием не смутить их и не побудить сказать неправду. Все разговоры, уговоры, все родительские доводы – остались за дверями храма, а здесь Бог и Церковь ждут последнего, решающего слова будущих супругов. И если прозвучало «да» и венчание совершилось, то уже никто и ничто не может этот брак «развенчать»: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф.19,6). И хотя в исключительных, строго оговоренных церковным уставом случаях Церковь разрешает развод, мы должны понимать, что это разрешение не есть «развенчание» (как говорят в народе) и тем более – не благословение на новый брак, который, опять же по заповеди Священного Писания, может быть заключён только в случае смерти одного из супругов (см. 1-е Послание апостола Павла к Коринфянам, глава 7). Церковный развод – лишь разрешение Церкви в силу особенных обстоятельств жить в одиночку. И это тоже нужно хорошо помнить и самим молодым супругам, и их родителям, которые часто способствуют не примирению, а разжиганию вражды в молодой семье.

Что же делать нам, родителям взрослых детей, если мы ясно видим и чувствуем, что их избранник не принесёт счастья нашему чаду? Но все наши доводы разбиваются о глухую стену неприятия. Тогда остаётся… смириться. И «возложить на Господа печаль свою». Вернее, с этого следовало бы начать. Всем нам всегда нужно помнить предостережение Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5). Это значит, что любое наше дело, любое намерение должно быть освящено молитвой. А как молиться – рассказал нам Христос на примере молитвы Господней: просить у Бога только самого необходимого (хлеба насущного), во всём же остальном – «Да будет воля Твоя». В самом деле, кто, как ни Господь, лучше и единственно точно знает, что нужно и нам, и нашим детям? И что может быть проще, чем «возложить на Господа печаль» (Пс. 54, 23) – предоставить всё Его святой воли. Одна молодая девушка даже спросила меня как-то: «Почему Господь Сам не сделает нам всё, как Он считает нужным?» Да потому, что важнейшим свойством человека, делающим его «подобием Божиим», является свобода личности. И отнять эту внутреннюю свободу у нас не может никто, даже Сам Господь. Зато мы – можем отдать свою жизнь, свою судьбу в благую волю Божию. И вот тогда – и только тогда! – Господь даст нам именно то, что нам нужно, что в конечном итоге приведёт нас к спасению, то есть к вечной жизни в Царстве Небесном. Это не значит, что наш жизненный путь будет лёгок и светел. Мы живём в мире, где нас окружают не только Ангелы, но и бесы, где мы должны выбирать, с кем мы и кому служим. И чем ближе будем мы к свету, к добру, к Богу – тем сильнее будут подниматься против нас «духи злобы поднебесных» (Еф.6,12). А одна из главных целей этих духов – семья, «малая Церковь». Потому-то так мало счастливых браков (в житейском понимании этого слова), так трудно бывает вести семейную ладью по волнам житейского моря.

Позвонившая мне женщина мотивировала своё нежелание отпустить дочь замуж тем, что её избранник недостаточно воцерковлён, тянется более к материальному, нежели к духовному, а ей хочется, чтобы дочь была ближе к Богу. Что ж, это веская причина. Но ведь, по слову апостола Павла, даже «неверующий муж освящается женою (верующую)» (1Кор.7,14). И кто знает – может быть, именно брак с верующей и благочестивой супругой поможет этому человеку исправить свой путь к Богу?

А знает – Бог. Вот и попросим Его святой воли. «Как же я узнаю волю Бога?» – спросила звонившая. А её и не нужно узнавать. Нужно – смириться с ней, действительно, сердцем, а не одними словами предать себя в эту всеблагую волю. А если сможем и детей вразумить поступать так же, то Господь непременно устроит всё так, как должно. В прежние времена наши благочестивые предки перед принятием важных жизненных решений шли за благословением к известным старцам, которым, по святости их жизни, была открыта воля Божия. И порой случалось, что просящего благословение на брак старец посылал в монастырь, а желающей принять монашество велел выйти замуж; или не благословлял брак с конкретным избранником (и впоследствии оказывалось, что это недостойный человек, либо жених умирал внезапной смертью). Таких примеров в житиях святых множество. Сегодня таких подвижников почти нет, или они скрыты от мира. Значит нам остаётся – наша молитва и обетование Господа: «По вере вашей да будет вам» (Мф.9,29).