Святая вода – одно из самых востребованных вещественных доказательств истинности нашей веры. Но с нею связано и наибольшее количество суеверий. Попробуем разобраться, что истинно и что ложно в наших представлениях о святой воде.

Есть такая церковная книга – «Симфония». В ней по любому слову, которое есть в Священном Писании, можно найти цитату. Я не поленилась – посчитала: слово «вода» употребляется в Библии 365 раз. Немногим словам так повезло! Да и понятно ведь: без воды нет жизни! И всё же Божия вода – особая. Есть в Евангелии рассказ о том, как Господь Иисус Христос отдыхал в жаркий день у колодца и попросил напиться у пришедшей за водой женщины-самарянки. На её удивление: как это иудей просит пить у представительницы презираемого иудеями племени самарян? – Христос замечает: если бы знала она, Кто просит у неё пить, она сама просила бы Его дать ей живой воды, ибо «всякий, пьющий воду сию(из колодца – М.З.), возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 13-14).

Господь говорит здесь, конечно же, о таинстве крещения, открывающего человеку возможность вернуться к своему первообразу, к тому, кем он был до грехопадения, и войти в жизнь вечную. Некрещёный человек, каким бы хорошим он ни был, не может после смерти быть с Богом. Об этом прямо говорится в Евангелии: «…если не крестится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Таинственно, прикровенно показано нам это Небесное Царство в «Откровении» Иоанна Богослова. От престола Божия исходит там «чистая река воды жизни» (Откр. 22, 1), и Христос встречает Своих избранных словами: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром» (Откр. 22, 17).

Вода даёт жизнь всему живому. Но в ней же, после грехопадения наших прародителей, поселились нечистые духи. Наши предки недаром, прежде чем выпить воду или иную жидкость, всегда осеняли крестным знамением сосуд с этой жидкостью, дабы оградить себя от действия тёмных сил. В царской Руси – причём не в столь древние, а весьма цивилизованные времена – был безошибочный способ отличить психически больного умалишённого от бесноватого. Когда такого человека привозили в клинику, врачи ставили перед ним 10 стаканов с водой: 9 – с Крещенской освящённой и один – с обычной, колодезной, предлагая взять один из стаканов и напиться. И сколько бы раз ни повторяли эту процедуру, бесноватый неизменно выбирал тот единственный стакан, в котором была неосвящённая вода. Тогда врачи отправляли его вместо клиники в монастырь, на отчитку.

Самое первое освящение воды совершил Господь Иисус Христос, погрузившись в момент крещения Его Иоанном Предтечей в Иордан и освятивший Собою воды. «Иордан возвратился вспять» – поётся в наших храмах в этот день. И на самом деле, в утверждение истинности этого события ежегодно в праздник Крещения Господня река Иордан меняет своё обычное течение. Нелишне напомнить, что это и другие чудеса (схождение Благодатного Огня на Пасху, облако над горой Фавор, появляющееся среди ясного неба в день Преображения Господня) случаются в дни великих христианских праздников по православному, юлианскому календарю, а не по григорианскому, на который давно перешла католическая церковь и весь мир. Хотя даты православных праздников – не строго исторические, а весьма условные, закреплённые решениями Вселенских Соборов.

В нашей Церкви существует два вида освящения воды – малое и великое. Малое можно совершать в любой день. Есть в церковном календаре дни обязательного освящения воды – в пятницу на Светлой седмице, в день «первого Спаса» (14 августа) и некоторые другие. Но можно и самому заказать в храме водосвятный молебен – например, если кто-то из близких заболел, и взять эту воду домой. Великое же освящение воды совершается один раз в год, в праздник Крещения Господня. В этот день после литургии священнослужители и народ «исходят на источники» – то есть, на реку или родники (где нет текущих источников, вода освящается в храме) и совершают молебен с просьбой освятить воду и «сокрушить главы гнездящихся в ней змиев». После чего все желающие набирают эту воду в ёмкости и относят в свои дома, где она будет храниться и использоваться по мере надобности до следующего года. Такая вода называется Великая Агиасма, что в переводе с греческого – великая святыня. Хранится она может не год и не два, а неопределённое время, не подвергаясь порче. Но даже если приобретёт вода посторонний запах или зеленоватый осадок от попавших в неё микроорганизмов, то всё равно не потеряет своих целебных и всеосвящающих качеств. И если добавить хотя бы каплю Великой Агиасмы в ёмкость любого объёма, вся вода в ней освятится.

В атеистические годы мне не раз приходилось защищать святую воду от выпадов безбожников, утверждавших, что вода эта не портится по причине того, что в неё был погружён серебряный крест. Думается, в эту глупость не верили и сами атеисты. Ну, во-первых, сколько ионов серебра упадёт с пусть и серебряного креста в воду за те секунды, на которые погружает его священник в реку? И не унесёт ли их течением куда-то вдаль? А во-вторых, все драгоценные металлы из храмов наших были изъяты ещё в ленинские годы, и если и остался где серебряный крест, то только на груди какого-нибудь потомственного священнослужителя.

Сегодня – другая крайность. Недавние атеисты толпами бегут на иордань и ныряют в Крещенскую воду. Нет, я не против возрождения старинных традиций. Но только не мешаем ли мы их снова с языческими обрядами и верованиями? Спроси любого из окунающихся в водную купель на Крещение, зачем они это делают, и наверняка услышишь в ответ: «Чтоб грехи смыть!» Мне даже стишок прислали в «Одноклассниках»: «В день великого Крещенья/ Ждём от Господа прощенья./ Знаем, снятие грехов/ Лишь до первых петухов».

Ах, как хотим мы, чтоб всё было легко и просто! Окунулся в ледяную воду – и всё, смыл грехи. Можно запасаться ими дальше – до следующего Крещения, а о прошлом забыть. Но задумаемся: для чего же тогда все таинства Церкви, и то, к которому православный прибегает наиболее часто – таинство покаяния? Грехи отпускаются человеку без словесного покаяния единожды в жизни – когда сам человек принимает крещение. Всё! С той минуты, когда священник надел на нас крестильный крест, мы отвечаем за каждый свой шаг. Именно для этого установлено в Церкви таинство покаяния, или исповеди, прибегать к которому нужно как можно чаще – каждый раз, когда нашу совесть тяготит какой-либо грех.

Погружение же в Крещенскую прорубь в день праздника Богоявления – это только наше участие в народном обычае, вместившем в себя память о Евангельских событиях. И, конечно же, это не главное из того, что мы можем и должны сделать в этот день. Главное – пойти в храм и принять молитвенное участие в Богослужении. После водосвятного молебна – испить Великой Агиасмы и непременно принести освящённую воду домой. А дома – взять ёмкость побольше, налить в неё обычной воды, добавить немного освящённой и, обходя все комнаты и все помещения во дворе (если мы живём в частном доме), окропить самодельным или покупным кропилом всё вокруг, не боясь, что великая святыня прольётся на пол или в какое-то нечистое место. Единственный раз в году, в день Крещения, освящается всё – и дом, и двор, сараи, хлев, и даже туалетные комнаты и собачья конура – всё, с чем мы соприкасаемся в быту. Но уже назавтра и во все остальные дни года со святой водой нужно обращаться очень бережно и употреблять её с благоговением: пить по утрам (натощак) или в болезни (в любое время суток), окроплять по мере необходимости постель, особенно детскую, а также принесённые из магазина или с рынка продукты и обязательно – каждую купленную вещь, будь то авторучка или холодильник. Во многих молитвословах помещена молитва на освящение всякой вещи. Прочитав эту молитву, следует окропить трижды крещенской водой любую новую вещь. А вот квартиры и машины освящает священник, и надо знать и помнить, что наше ежегодное окропление дома Крещенской водой не заменяет специального молебна на освящение дома. Также обязательно священником освящаются иконы, нательные крестики и венчальные кольца, причём кресты и кольца – только в храме: они кладутся на престол в алтаре. А вот поить и обмывать крещенской водой скотину, как это порой делают деревенские жители – не следует. Она освящается только для крещёных людей. Если уж болеет животное – нужно заказать в храме молебен тем святым, которые покровительствуют животным: священномученику Власию, мученикам Флору и Лавру, мученику Трифону, преподобным Зосиме и Савватию…

Сейчас становится модным вместо того, чтобы идти за Крещенской водой в храм, выставлять сосуды с водой в Крещенскую полночь на балкон или выносить на улицу. Считается, что она и так освятится – наитием Святого Духа. Да, Церковь говорит, что если по какой-либо причине человек не может находиться в Крещенскую службу в храме, то в виде исключения Господь может освятить ему воду и таким образом. Но – только в виде исключения! Таких исключений в церковной практике немало: и крестить умирающего может не священник, а любой человек, и даже сама мать, и даже не водой, а песком или любым сыпучим материалом; и исповедоваться умирающий может любому православному человеку, если нет священника; и причастить человека, внезапно застигнутого болезнью (например, в автоаварии) священник может не натощак и без должной подготовки. Но всё это – крайние случаи, проявление особой Божией милости к человеку. А во всё прочее время мы должны неукоснительно соблюдать все церковные правила. И не лениться идти в храм и отстоять службу.

Хранить Крещенскую воду нужно отдельно от продуктов и вещей, лучше всего – в святом углу, под иконами. Оставшуюся с прошлогоднего освящения водичку нужно вылить на текущую воду – в реку или родник; в крайнем случае можно полить ею уличные или комнатные цветы, но не выливать в канализацию или в грязное место.

И обязательно будем помнить: свои целебные и освящающие свойства Крещенская вода сохраняет лишь в том случае, если мы относимся к ней с благоговением и употребляем с верою.