Моё первое сознательное знакомство с Церковью произошло, когда я училась в 9-м классе. В тот памятный вечер мамина приятельница – преподавательница пединститута – принесла нам дореволюционное карманное Евангелие и предупредила: «До утра». Я до сих пор не пойму, как успели мы прочитать его за ночь. Господь помог. Но к утру я была родившейся заново: я стала сознательно, убеждённо верующей. В школу летела, совершенно не чувствуя бессонной ночи, окрылённая появившимся в моей жизни смыслом: жить по Евангелию. В тот день, прямо из школы, я отправилась на вечернюю службу в кафедральный собор. И несколько лет, сначала в родном Курске, а потом и в Ленинграде, в годы учёбы в университете, время от времени тайком (то были атеистические 70-е) ходила в храм, наслаждалась церковным пением, слушала проповеди и считала себя глубоко верующей. До тех пор, пока знакомые не представили меня молодому священнику. А тот сходу огорошил вопросом: «Исповедуетесь? Причащаетесь? Нет??? Так какая же Вы верующая!?»

Увы. В то время о церковных таинствах я знала лишь из романов Льва Толстого, который так же далёк от Церкви, как все основатели сектантских течений. Духовное состояние гениального писателя, впервые посетившего Оптину пустынь, прозорливый старец Амвросий Оптинский охарактеризовал двумя сдержанными словами: «Горд очень». А гордость, по учению древних преподобных отцов и, в частности, святого Иоанна Лествичника, – мать всех пороков. Именно гордостью начинается – и заканчивается омертвение души. Именно гордость, подпитываемая элементарным незнанием, уводит людей во всевозможные секты. А в лучшем случае – делает нас верующими лишь потому, что «это вера наших предков», «не нами заведено, не нам и отменять». Но, обращаясь к Церкви лишь потому, что «так положено», мы не становимся действительно верующими, христианами, хотя искренне считаем себя таковыми.

Сегодня я благодарна Господу за то, что во время моих духовных исканий Он посылал мне мудрых духовных наставников, без которых путь к Богу не только очень труден – невозможен.

К огромному сожалению, очень многие люди приносят в Церковь суеверия. Наверное, потому и думают далёкие от истинной веры люди, что христианская религия суеверна. Но это совершенно не так! Один мой знакомый батюшка всегда говорит обращающимся к нему: «Прежде, чем что-то сделать, как кажется, духовное, спроси себя: а зачем это нужно?! И если ответ на этот вопрос будет убедительным, то поступай так, если же нет — воздержись и обратись за разъяснением в храм». А ведь в самом деле: чаще всего народные верования и действия, которые мы совершаем якобы для духовной пользы, оказываются нелепы и смешны.

Вот принесли крестить ребенка. Очень часто спрашивают: можно ли брать в крёстные женщину, которая сама ждёт ребенка? А почему же нельзя? Ведь Церковь не отлучает беременных от служб и участия в Таинствах, напротив: чем чаще беременная будет в храме, тем лучше для неё и её ребенка. Разве может повредить кому бы то ни было церковная служба?

При обряде пострижения волос в чине Крещения священник закатывает волосы в воск и бросает в купель. Почти всегда крёстные или бабушки младенца следят, не утонет ли восковой комочек, ибо от этого, как им кажется, зависит, будет ли ребёнок жить или умрёт. Но ведь воск не тонет никогда, так как он легче воды! А мы, поддавшись искушению, гадаем на судьбу, то есть совершаем грех, запрещённый еще в Ветхом Завете. Таким же гаданием занимаются и те, кто во время Таинства Венчания следит, например, за тем, кто первым — жених или невеста — вступит на постеленный для них коврик. В суеверном страхе жених с невестой или их родственники боятся упавшего кольца или погасшей свечи, считая это предзнаменованием непрочного брака или скорой смерти. Но духовное благополучие семьи зависит не от внешних символов, а от того, насколько сами супруги следуют христианским нормам поведения. Физическое здоровье тоже в очень большой степени зависит от здоровья духовного, ведь болезни и смерть человечество получило вследствие нарушения заповеди Божией.

Ещё более тяжко грешат люди суеверным страхом перед Таинствами Причащения и Соборования. Эти люди всегда — нецерковные, невоцерковлённые, те, кто обратился к Богу лишь в тяжкой болезни, в страхе возможной скорой смерти. Господь наш Иисус Христос, установив для Своих учеников и грядущих верных христиан Таинство Причащения, обещал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54); «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин. 6, 56). Вот почему православный христианин старается причащаться как можно чаще, чтобы всегда пребывать с Господом и в Господе. Те же, кто за всю жизнь ни разу не приступал к Исповеди и Причастию, считают, что причащаться нужно лишь перед смертью (более того – что после причащения человек непременно умрёт!), и стараются отложить это событие на последнюю минуту. Но часто, придя по вызову к такому больному, священник застаёт его уже в беспамятстве, не могущим осмыслить происходящее с ним. Такого человека нельзя исповедовать и причащать, так как участие христианина в церковном таинстве должно быть осознанным. И уходит он в мир иной с грузом нераскаянных грехов всей своей жизни, не примирившийся, не соединившийся со Христом.

То же происходит и с Таинством Соборования, в котором, по благодати Божией, прощаются и те грехи, в которых человек не исповедовался, потому что забыл их за давностью лет или просто не осознавал как грехи. Верующие люди в течение жизни прибегают к Таинству Соборования неоднократно, ведь церковный устав предписывает совершать его в случае тяжёлой болезни. Все молитвы, возносимые во время Соборования, содержат прошения об исцелении болящего. Но даже если оно не наступает — ведь всё в воле Божией, — то всё равно этим Таинством изглаживаются наши грехи и, таким образом, возвращается здоровье духовное. Вот почему православному человеку разрешается, помимо случаев болезни, собороваться каждый год Великим постом, когда мы особенно тщательно готовим себя к встрече Воскресшего Господа. Но почему-то именно с Соборованием, кроме страха умереть, связано ещё много других суеверий: говорят, что тому, кто соборовался, нельзя купаться в реке, ступать босой ногой на землю, вставать с постели с левой ноги, есть мясо, сквернословить и т.п. В этом перечне верно лишь одно: нельзя сквернословить. Но не потому, что человек соборовался, а потому, что это – грешно, и сквернословить нельзя вообще никому и никогда! Соборование — очень сильное и действенное Таинство, которого боятся бесы. Именно они внушают людям ложный страх. И получается, в конечном итоге, что, приходя в храм, мы обращаемся не к Богу, а к неким ложным «богам», идолам (как названы они в Писании).

Спросите у таких людей, для чего они крестят детей, венчаются, причащают и соборуют больных, — и услышите чаще всего: «Чтоб ребенок не болел; чтоб брак был прочным; чтоб больной умер, как положено». Конечно, в этих ответах есть доля истины, но только доля! Все церковные Таинства, в которых мы участвуем, направлены прежде всего на единение человека с Богом, на возвращение блудного сына, который сам себя изгнал из рая, к своему Отцу. Нам дано не только право, но и огромная ответственность перед Ним. В чине Крещения крещаемый или его восприемники совершают поклонение Небесному Отцу и возглашают: «Верую Ему яко Царю и Богу», — а затем читают «Символ веры». «Верую!» — говорим мы. А раз веруем, то должны жить по вере, по заповедям, по Христу. Будем грешить, нарушая заповеди, — будут болеть наши дети, будут скорби в семейной жизни, и даже высшее Таинство — Причащение — не принесёт успокоения, если не предварится искренним покаянием и решимостью не повторять содеянных грехов. Именно в нашей жизни не по-Божьему — корень всех наших скорбей и болезней, а вовсе не в упавшей свечке или кольце, как хочется думать нам. Бог смотрит на сердце человека, а не на то, с какой ноги он встаёт с постели. Вера — это наш постоянный внутренний труд, борьба со страстями и со всем тем, что отдаляет нас от Бога. Суеверие — набор каких-то внешних, очень простых и нелепых правил, которыми мы пытаемся оградить свою жизнь от неприятностей. Но«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Оно, это Царство, дается лишь тому, кто очищает свою жизнь и готовит душу к встрече с Богом. А суеверия с их суетной погоней за внешним лишь отдаляют нас от Христа.