Каждый год в один из дней Великого поста мы встречаем великий христианский праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. Скорбные постовые песнопения перемежаются ликующим воплощением надежды человечества, обетованной со дня грехопадения наших прародителей Адама и Евы. Изгоняя первых людей из рая, Господь обещал, что оно, это изгнание, будет не вечным: семя жены сотрёт главу змия. Многие святые отцы, толковавшие Библию, давали этим словам пророческое толкование: Семя Жены – это грядущий Избавитель человечества, родившийся на земле от Девы Марии Господь наш Иисус Христос. Своим земным подвигом страдания за всё человечества Он искупил грех мира и положил конец власти диавола на земле. Начало же этого искупления – в Благовещении Пресвятой Богородицы.

«Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Так воспевает Церковь праздник Благовещения. Совершилось начало (главизна) нашего спасения, обещанное на заре истории человечества, – Архангел Гавриил возвестил Деве Марии об избрании Её Матерью Господа. Посланец Бога предстал перед Девой с благой вестью: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах» (Лк. 1, 28).

Иногда даже у глубоко верующих людей возникает крамольный вопрос: за что Церковь так прославляет Божию Матерь и, в частности, праздник Её Благовещения? Разве в том, что Господь избрал Её Матерью Спасителя мира, есть Её заслуга? Ведь это скорее заслуга Её благочестивых родителей, долгие годы не имевших детей: в скорби, поносимые соседями и родными (ибо бесплодие считалось наказанием за тяжкие грехи), безропотно вымаливали они и, наконец, вымолили у Бога Дитя, Которое, едва поставив на ноги, они вернули Богу – в Иерусалимский храм. Там Пресвятая Дева жила до пятнадцати лет. Поскольку взрослым девицам не полагалось жить при храме, а родители Марии уже умерли, священники храма, знавшие о Богоизбранности Девы и не раз бывшие свидетелями совершаемых возле Неё чудес, решили обручить Марию одному из мужей дома Давидова, но не для того, чтобы выдать Её замуж, а чтобы благочестивый муж стал хранителем Её девства. Жребий пал на праведного Иосифа, который привёл Марию в город, где он жил, – Назарет.

О жизни Девы Марии нам известно из Священного Предания – передаваемых из уст в уста и записанных впоследствии рассказов, которые почитаются Церковью наряду с текстами Священного Писания. В Назарете Пресвятая Дева занималась работой, порученной Ей священниками, – шила завесу для Святая Святых Иерусалимского храма. И вот в один из дней перед Ней предстаёт Архангел Гавриил: «Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою!». Какие чувства овладели в этот миг Марией? Восторг? страх? смущение? радость? Она смиренно молчит, и Архангел Гавриил продолжает: «И родишь Сына… Он будет велик, и наречётся Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 31-33).

Наверняка в этот миг в душе Девы возникло множество чувств, с языка были готовы сорваться десятки вопросов. Но лишь в одном позволила Она себе усомниться на миг: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?». Не вдаваясь в подробности, Архангел отвечает: «Дух Святый найдёт на Тебя». Этого достаточно. Архангел Гавриил слышит ожидаемое: «Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему»(Лк. 1, 34-35; 1, 38). Вот те простые и ясные слова, которые так трудно произнести обычному человеку. В них – и глубочайшая, непоколебимая вера Господу, и немногословное смирение, и покорность воле Всевышнего. То, что должно быть в каждом человеке и что встречается крайне редко, потому что с детских лет живёт в нас «матерь всех пороков» (по слову Иоанна Лествичника) – гордость. Вот за что возвеличивает Церковь Пресвятую Деву в день Благовещения – за глубину Её смирения, за безоговорочное послушание, за святость веры. Господь создал человека по Своему подобию – свободным. И без свободной воли человека не могло совершиться спасение человечества. Богоматерь стала воплощением свободного волеизъявления человечества на своё спасение. Кроткими и смиренными словами «буди Мне по глаголу твоему» Дева Мария низводит с мир Творца.

Архангел Гавриил возвещает Деве Марии тайну Боговоплощения теми же словами, какими за шестьсот лет до Благовещения говорил пророк Исайя, у которого сказано: «Нарекут Ему имя Еммануил». Архангел благовествует Деве: «Наречеши имя Ему Иисус». Эммануил переводится как «с нами Бог»; имя Иисус означает Спаситель. Сам Бог сошёл к людям, чтобы стать Спасителем человечества. Наше спасение совершилось в час распятия Господа на Голгофском Кресте. И завершилось победоносным Воскресением Его из мёртвых, которое стало залогом будущего воскресения всего человечества.