Недавно я была в одном из новопостроенных храмов. В церковной ограде, на земле, увидела выложенную тротуарной плиткой восьмиконечную звезду. Прихожане, идущие в храм на службу, старались не наступать на неё, обходили вокруг… Что это? И для чего она здесь, у входа в храм?

 

Восьмиконечная звезда – один из знаков христианской религии, она символизирует Вифлеемскую звезду, которая взошла в небе в день Боговоплощения – рождения на земле Богомладенца Иисуса Христа.

Почему именно восьмиконечная? Образ звезды вообще очень часто присутствует в различных религиозно-мистических толкованиях. В сатанинских ритуалах используется пентограмма – пятиконечная звезда; звезда с шестью концами, состоящая из двух равносторонних треугольников, называется звездой Давида или звездой Сиона и является отличительным знаком иудаизма. Число семь в религии означает полноту, завершённость, а восемь – символ вечности (вспомним, что и в математике лежащая «на боку» восьмёрка – знак бесконечности). Поэтому и восьмиконечная звезда – символ вечного Божества. Восьмиконечные звёзды (как бы пересекающие кресты) изображают на плечах Богоматери.

Прихожане абсолютно правы, когда стараются не наступать на изображение восьмиконечной звезды. Православное сердце, даже и не зная символического значения, чувствует в ней святыню, которую нельзя осквернять.

Почему же она оказалась на земле? Ответ, наверное, один: по нашему небрежению. Мы слишком мало уделяем (или вообще не уделяем) значения символам. А ведь слово «символ» означает связь, соединение. Символ – это связь людей с иным миром, это явление вечного во временном. Используя символы, мы, порой неосознанно, включаемся в действие различных космических сил, а они могут быть и благими, божественными, и разрушительными, сатанинскими. Поэтому нужно быть очень осторожным в применении символов, не держать в доме и не носить на одежде пятиконечные звёзды, знак с числом 666 (этот символ Антихриста часто изображается на пуговицах, авторучках и т.п.), шаманские маски и вообще те символы, значения которых мы не знаем. Ведь через символ мы входим в связь с первоисточником.

Существует много христианских символов, присутствие которых охраняет нашу жизнь от действия тёмных сил. Главный и самый могущественный символ христианства – крест. «Крест – красота вселенной, крест – демонов язва!» – поёт Церковь. Распятием на кресте наш Господь Иисус Христос превратил страшное орудие смерти в оружие нашего спасения. Крест освящает жизнь христианина с момента крещения до смерти и уходит с ним в вечность. Нательный крест нужно носить постоянно, никогда не снимая, и как можно чаще ограждать себя крестным знамением. Вот как прекрасно говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Когда знаменуешься крестом, подумай о великой силе креста и угаси ярость и все прочие страсти. Когда знаменуешься крестом, пусть чело твоё будет исполнено дерзновения и душа свободна. Крест должно изображать не просто перстом, но прежде всего произволением, соединённым с сильной верой. И если ты так изобразишь крест на лице твоём, ни один из нечистых духов не может близ тебя стать, потому что он увидит меч, который причинил ему смертельную рану… Не стыдись креста, чтобы не постыдился Христос, когда придёт со славой Своей… Из-за креста бесы уже не страшны, но достойны презрения; смерть уже не смерть, а сон; крестом всё повержено долу, и всё восстающее на нас попрано».

Но и в этом прекрасном действии христианина – крестном знамении – не должно быть излишеств, и уж никак нельзя допускать, чтобы оно становилось привычным взмахом руки. Ведь небрежный крест – насмешка над Христом, на радость бесам.

Церковь почитает и покланяется Кресту Христову как орудию нашего спасения. Тёмные же силы, наоборот, ненавидят крест и в своих ритуалах стремятся к попиранию и уничижению креста. Перевёрнутый православный восьмиконечный крест используется в магических ритуалах сатанизма, да и вообще ритуальное поругание креста – обязательное действо оккультных сообществ. Мы же, христиане, должны быть внимательными к нашим святыням, чтобы даже каким-то невольным действием не осквернить крест и иные Божественные символы. К сожалению, чаще происходит обратное: наше невнимание, небрежение, а иногда и «ревность не по разуму» оказывают нам медвежью услугу. Кресты и изображение других христианских святынь укладывают на землю, изображают на перилах; иконописные изображения святых помещают на тарелки, чашки, полиэтиленовые сумки, продающиеся в православных иконных лавках и книжных магазинах. Идём мы с таким пакетом по улице, входим в троллейбусную толчею и чувствуем себя православными. Не замечая, что лик святого бьётся о ноги прохожих (не говоря уж о том, каким содержимым заполняем мы сумку со священным изображением!).

Вопрос о почитании креста настолько серьёзен, что он особо рассматривался на Шестом Вселенском Соборе, 73-е правило которого гласит: «Поелику животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображение Креста, начертываемое некоторыми на земле, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашея не было оскорбляемо попиранием ходящих. Итак, отныне начертывающих на земле изображение креста, повелеваем отлучати». В правилах Новгородского архиепископа Илии (рукопись 1570 г.) сказано: «Аще на ковре крестцы, то не спати на них… Аще же не спати, благоявленно есть, яко и не ходити по них и не попирати ногами».

Приведённые цитаты, думается, можно отнести к изображениям не только креста, но и других христианских святынь. Просто в те давние времена никому и в голову не приходило использовать лики святых и изображения храмов в быту. Сегодня же мы почему-то свыклись с изображением храмов на винных бутылках, с ликом Царя-мученика Николая на колбасе, с обликом преподобного Серафима на сумках, с именем святого Георгия на сигаретах, с крестами на коврах, с восьмиконечными звёздами на пороге храма. И даже замечая всю эту, мягко выражаясь, несуразность, говорим себе в оправдание: «А что я могу?» Многое! Даже в одиночку – не есть такой колбасы, не покупать таких сумок, объяснять другим (как это делают старушки в храме). Можем и, собравшись вместе, обратиться к тем, от кого зависит выпуск подобной продукции. Даже таким малым стоянием в вере мы засвидетельствуем слова Спасителя: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10).

Марина Захарчук