Из семи таинств, установленных в Православной Церкви, центральным является Евхаристия, или Святое Причащение. Оно основано Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере – последней беседе, прощальной трапезе Спасителя с учениками-апостоломи перед Его распятием. Вот строки из Евангелия от Марка: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из неё все. И сказал им: Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк. 14, 23-24). Почти дословно повторяется это в Евангелии от Луки: «И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предаётся: сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу, после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 19-20).

Первые христиане собирались в домах для бесед и молитвенных пений, а в воскресные дни совершали преломление хлеба в память о Тайной Вечере Спасителя с учениками. Вскоре появились и первые литургии – составленные апостолами Богослужения, из которых до наших дней дошла литургия апостола Иакова. Она служится сегодня лишь изредка в больших соборных храмах, а та служба, которую мы видим теперь на утреннем Богослужении в любом храме, – это литургия либо святителя Иоанна Златоуста, либо святителя Василия Великого (они отличаются друг от друга в основном текстом священнических молитв). Существует ещё литургия Преждеосвященных Даров, составленная святителем Григорием Двоесловом, которая совершается в будничные дни Великого поста.

Все литургии, которые служатся в Православной Церкви, совершаются ради таинства Евхаристии: по молитвам священника, невидимым образом, наитием Святого Духа, хлеб (специально выпеченные для этого просфоры) и вино (оно должно быть только красным виноградным), смешанное с водой, претворяются (преобразуются) в Тело и Кровь Христовы. Вот почему на второй части литургии, от начала пения Херувимской песни, имеют право присутствовать только верные, то есть крещёные православные христиане. Эта часть службы так и называется литургия верных, в отличие от первой половины – литургии оглашенных, на которой в древней Церкви присутствовали люди, готовящиеся к принятию крещения, изучающие основы христианского учения. Их имена оглашались диаконом во время службы, после чего следовал троекратный возглас (он звучит и теперь): «Оглашеннии, изыдите!». В этот момент все некрещёные, иноверцы, раскольники – словом, все, кто ещё не принадлежит к Православной Церкви или отступил от неё – должны покинуть храм.

Литургия верных, в конце которой совершается пресуществление – превращение видимых хлеба и вина в невидимые Тело и Кровь Христовы, – настолько важное и таинственное действо, что её ни при каких обстоятельствах нельзя прерывать, не доведя до конца. Даже если в храме начинается пожар, из алтаря на улицу выносятся священные сосуды и священник заканчивает служение литургии.

Подходя к Чаше с Причастием, мы должны твёрдо верить в то, что причащаемся именно Тела и Крови Христовой, а не символического подобия их, как считают протестанты различных толков. Часто родители или бабушки, впервые приведя в храм двух-трёхлетнего ребёнка, которому священник в ризах напоминает врача, уговаривают своё чадо: «Не бойся, батюшка мёда даст». Этими словами мы тяжко грешим против Бога, кощунствуем, называя Причастие «мёдом». Ребёнка к Причащению нужно готовить дома, доступно объяснив ему смысл таинства, а лучше всего – причащая его как можно чаще с первых недель жизни (разумеется, сначала его нужно окрестить, и тоже как можно раньше), тогда обстановка храма будет для него такой же родной, как домашняя, а когда малыш подрастёт и сможет понять смысл таинства, то поход в храм станет для него радостным и желанным.

Легкомысленное отношение к Причастию, когда мы подходим к Чаше, «не рассуждая о Теле Господнем»(1 Кор. 2, 29), может иметь самые страшные последствия. Об одном случае рассказывает святитель Игнатий Брянчанинов: в церкви преподобного Сергия, находившейся в Сергиевой пустыни под Петербургом, совершалось таинство Евхаристии. Молодой человек, учащийся Пажеского корпуса, Дмитрий Александрович Шепелев, по пути к святой Чаше выразил идущему с ним в паре собрату сомнение в истинности того, что будет вкушать подлинно Тело и Кровь Христову. Шепелев подошёл к Чаше, принял Частицу и с ужасом ощутил, что во рту у него сырое мясо. Его испуганный вид заметил священник и приказал войти в алтарь. Не выпуская Частицы изо рта, Шепелев покаялся в грехе неверия. Священник отпустил грех, и Шепелев ощутил во рту Частицу Тела Христова уже под видом кусочка просфоры и по благословению священника вкусил его.

Служащий священник причащается за каждой литургией, после чего с возгласом: «Со страхом Божиим и верою приступите!» – выносит Чашу со Святыми Дарами из алтаря и причащает стоящих в храме. В первохристианской Церкви причащались все, молившиеся на литургии: в то время христианами считались лишь те люди, которые сознательно посвятили всю свою жизнь Богу, и душа их, очищенная святой жизнью, была всегда готова принять Святые Тайны (так называется Причастие). Теперь же, когда многие, хотя и становятся членами Церкви через таинство крещения, но жизнь проводят в миру, полном искушений и пороков, где практически невозможно удержать в себе святость поступков, мыслей и чувств, к принятию Причастия нужно готовиться очень серьёзно, чтобы оно было нам, как читаем в молитве перед Причащением, «не в суд или во осуждение, но во исцеления души и тела».

Существуют различные взгляды на то, как часто нужно причащаться мирянам, поэтому лучше всего посоветоваться со своим духовником – но это для тех, у кого есть постоянный духовный наставник. Наиболее частый совет священнослужителей: причащаться минимум 4 раза в год, по числу (и во время) постов в церковном годичном круге Богослужений. Желательно также причаститься в день своих именин (день Ангела), в день рождения и крещения. Можно прибавить к этому дни великих праздников, а также причаститься накануне важных и трудных для вас событий – сдачи экзаменов, ухода в армию, далёкой поездки, перед тем, как предстоит лечь в больницу, и т.п. Дети до семи лет причащаются без исповеди, и для них нет ограничений в частоте причащений: чем чаще, тем лучше. Не забудьте только накануне причащения исключить из питания ребёнка мясо, а если возможно (в зависимости от возраста и состояния здоровья), то и молочную пищу.

Взрослые и дети старше семи лет должны готовиться к принятию Святых Таин: поститься в течение не менее трёх дней (воздерживаться от скоромной пищи, супружеского ложа и любого увеселения), помириться с ближними, вычитать каноны и молитвы ко причащению (они есть во всех молитвословах), поисповедоваться. Все взрослые и дети старше двух лет причащаются натощак, то есть утром, перед походом в храм, ничего не едят и не пьют. Грудных детей следует покормить часа за два до причащения, чтобы от избытка пищи в желудке у них не произошло срыгивания. После причащения нужно выслушать в храме или вычитать дома благодарственные молитвы, а день провести без суеты, праздных разговоров и развлечений, чтобы сохранить в себе благодать, полученную в таинстве Причащения. В случае угрозы смерти (тяжёлые приступы болезни, травма, авария) нужно немедленно пригласить священника: поисповедовав, он причастит больного Запасными Дарами, которые всегда хранятся в храме, даже если человек недавно поел. Христиане всегда очень тяжело переживали внезапную, без покаяния и причащения, смерть и, напротив, благодатной считается смерть вскоре после причащения: ведь душа ушла к Богу, освободившись от бремени грехов и соединившись в таинстве со Христом.

 

Марина Захарчук