Почти все мы хоть раз в жизни становились крёстными родителями, принимая самое непосредственное участие в красивом и торжественном Таинстве Крещения. А есть люди, особенно в деревнях, которые ведут счёт своим крестникам за десяток. Но, принимая ребенка из рук священника от купели крещения, всегда ли понимаем, какую великую ответственность берем на себя? Не только перед этим маленьким существом и его родными родителями, но главным образом — перед Богом.

Увы! Если священник спрашивает нас об обязанностях крестных, чаще всего недоумённо пожимаем плечами: «Подарки дарить, помогать материально. Ну, если вдруг случится что-то с родителями — заменить их».

Подарки дарить, конечно, хорошо, и посидеть на почетном месте за свадебным столом или на проводах в армию тоже. Да только — не главное это. И совсем не обязательное. Если главное — подарки, то получается, что выбираем крёстных по их финансовым возможностям? Некрасиво как-то. Хотя бывает и так. В некоторых местах Украины чем состоятельнее родители, тем больше у младенца крёстных: две, три, четыре пары приходят в церковь, чтобы стать восприемниками. Хотя на самом деле крёстный тот, кто принимает ребенка из купели, отсюда и название крёстного — восприемник. Для мальчика нужен крёстный отец, для девочки — крёстная мать. Хотя на крещении присутствуют, как правило, двое крёстных, по образу родных родителей.

 Знаю я и такой случай: больного ребенка в спешке, опасаясь за его жизнь, крестили на дому, крёстными взяли оказавшихся дома соседей. А через время, когда угроза жизни миновала, выбрали других кумовьёв и, уже в храме, окрестили ребенка вторично, не сказав священнику, что он уже был крещён. А ведь это тяжкий грех! В Символе веры — молитве, являющейся исповеданием веры православного христианина (в народе она больше известна под названием «Верую»), которую крещаемый или его крёстные родители читают во время Таинства Крещения, говорится: «Верую… во едино крещение, во оставление грехов». Как физически невозможно родиться дважды, так и рождение духовное  (крещение) — одно.

Мы верим — должны верить, иначе какие же мы православные! — в то, что сказано в Евангелии нашим Господом Иисусом Христом: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мк. 16, 16). От чего спасён? От вечной смерти. С тех пор как наши прародители Адам и Ева согрешили непослушанием, нарушили заповедь, запрещающую вкушать плоды от древа познания добра и зла, на весь человеческий род легло наказание — смерть. Господь предупреждал: «…в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь» (Быт. 2, 17). Слово Господне неложно и неизменно, и смерть с тех пор — окончание жизни любого человека, Но, как говорит нам Библия, так возлюбил Бог венец Своего творения — человека, что во имя спасения его послал Сына Своего Единородного на землю, чтобы Он, воплотившись, то есть приняв на Себя человеческую плоть, стал во всём подобен человеку, кроме греха: прожил человеческую жизнь, взял на Себя грехи мира и добровольно претерпел мученическую кончину. Священное Писание называет Христа непорочным Агнцем.  Во времена Ветхого Завета люди приносили в жертву Богу специально взращенных животных — чаще всего это были ягнята (агнцы) от впервые окотившейся овцы, — закалывали их и сжигали на жертвеннике; новозаветная эра открылась жертвой за всё человечество: ею стал безгрешный и бессмертный Бог, который пострадал и умер как человек, и воскрес как Бог, «смертию смерть поправ», разрушив ее безграничную власть, прообразуя тем самым грядущее воскресение всего человечества. Мы знаем из Священного Писания и веруем в то, что при Втором Пришествии Иисуса Христа на землю все прежде умершие воскреснут и вместе с живущими в то время предстанут на Страшный суд, где каждому Господь воздаст по его делам и по Своему милосердию. Но возможность войти в Царство Небесное после суда есть не у каждого, а лишь у того, кто, живя в новозаветные времена, был крещён. Об этом тоже свидетельствует Евангелие: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Рождение от воды и Духа происходит в Таинстве Крещения. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», — поётся во время крещения. Тот, кто крестится во имя Христа, облачается в духовные ризы Его победы. Он неуязвим для сил тьмы — при условии, что эту свою духовную одежду будет всегда содержать в чистоте. То есть — жить по Христу и со Христом.

Всё это, как и другие основы Православия, кратко изложенные в Символе веры, должен знать крещаемый или — если это младенец — его восприемники (крёстные). У христиан первых веков существовало правило, которое не отменено и поныне, но в ритме нашей бурной жизни, к сожалению, часто игнорируется. Прежде чем принять крещение, человек должен был изучить основы веры, хорошо понять не только преимущества христианства, но и обязанности каждого члена Церкви. Для этого избирались твёрдые в вере христиане, которые обучали человека религиозным основам и готовили к таинству. Весь этот подготовительный период готовящиеся к крещению ходили в храм, но находились там лишь до середины Литургии. До сих пор на каждой обедне звучит «ектения об оглашенных» — так назывались эти люди, чьи имена оглашались в храме во время прошений к Богу о просвещении будущих членов Церкви. В конце этих прошений звучит возглас: «Оглашеннии, изыдите!» — после чего всякий некрещёный или иноверец должен покинуть храм.

Креститься можно в любом возрасте, однако в практике современной Церкви крестят чаше всего младенцев. И это правильно: ведь за некрещёного нельзя молиться в храме, нельзя его причащать и совершать другие церковные таинства и обряды. Взрослый человек, принимая крещение, может обойтись без восприемников. А вот за младенца на вопросы священника отвечают крёстные: отрицаются (отвергаются) сатаны, исповедуют веру в Иисуса Христа, поклоняются Ему как Царю и Богу. Крёстные же обязуются научить основам веры и привить любовь к храму и Богослужениям своему крестнику. Они будут носить, а потом водить его в храм, готовить к исповеди и Причастию, будут усердно молиться о своём духовном чаде… Но для этого крёстные сами должны быть людьми верующими и воцерковленными! Вот единственный критерий, по которому мы, родные родители, должны выбирать крёстных для своих детей. Знаете, почему священнослужители очень редко сами становятся крёстными родителями? Да потому, что понимают всю меру ответственности. Ведь на Страшном суде нам придётся нести ответ не только за себя и за своих родных детей, но и за крестников. Соглашаясь стать крёстным, нужно подумать: хватит ли у нас желания и сил всю жизнь вести крестника ко Христу, разрешат ли родные родители участвовать нам в воцерковлении ребенка? А мы, собираясь на крестины, чаще думаем о том, какой подарок сделать малышу, кто должен покупать комплект крестильной одежды, а кто — крестик, и какой лучше: серебряный, золотой? А ведь всё это — земное и поэтому совершенно не имеет значения в духовном плане. Даже самый бедный человек может сделать крестнику самый дорогой подарок — открыть ему путь в Царство Небесное. Если захочет идти этим путем сам и вести по нему того, за которого поручился перед Богом.