Православные люди по особому любят и почитают Пресвятую Богородицу, называют Её Матушкой-Заступницей, а в молитвах обращаются к Ней даже чаще, чем к Самому Господу. И это не странно. Ведь и в жизни так. Отец – глава семейства, кормчий семейной ладьи, его слово – закон для домочадцев. Но и с разбитой коленкой, и с возникающими жизненными проблемами дети бегут прежде всего к матери.

Царица Небесная, Матерь Господа Вышнего, стала Матерью всего человечества, Она вникает во все наши просьбы и молит за нас, неразумных, Своего Божественного Сына.

Церковь почитает великими праздниками главные события из жизни Пресвятой Девы, и первым в этом ряду стоит, конечно, Её Рождество. Церковный год начинается в сентябре, и уже спустя неделю после новолетия, 8 сентября (21-го по новому стилю) – день Рождества Пресвятой Богородицы.

Маленький городок, в котором родилась Дева Мария, называется Назарет. Слово это переводится как «избранный, отделённый». Он стоит в стороне от больших дорог и торговых путей, точно отделённый от суетного мира.

В Назарете жила благочестивая супружеская чета – Иоаким и Анна. Иоаким происходил из колена Иудова, предком своим имея святого царя Давида, а Анна – из священнического рода Аарона. До преклонных лет у них не было детей, и соседи, и даже родственники сторонились их, считая, что супруги тяжко согрешили перед Богом: ведь бездетность считалась наказанием Божиим. Всю жизнь молились Иоаким и Анна о даровании им ребёнка; можно сказать, что жизнь их была продолжительной молитвой. Как часто мы, заказав в храме молебен и не получив тотчас же просимого, впадаем в уныние, а то и в ропот. Но вслушаемся в слова святого Иоанна Златоуста: «Господь медлит, научая нас тем самым неослабному прилежанию (в молитве), и хочет, чтобы мы и за терпение получили награду».

И вот уже на закате жизни Господь даровал праведным супругам Дочь. Жизнь Иоакима и Анны, рождение Девы Марии и Её детские годы описаны в Евангелии от Иакова – старшего сына Иосифа Обручника. Оно не вошло в число канонических Евангелий, но древняя Церковь относилась к нему с большим доверием.

Пресвятая Дева Мария – вершина чистоты и святости. С древних времён святые отцы называли Её Богородицей, а окончательно это имя утвердил Третий Вселенский собор. Своё понимание и почитание Божией Матери Церковь воплотила в гимнах и канонах в честь Пресвятой Девы. Она сравнивается с ковчегом Ноя, плывущим среди волн всемирного потопа; Она предстаёт в образе Небесной лестницы, по которой мы восходим к Богу; Её называют чашей манны небесной, хранившейся в алтаре Ветхозаветного храма: Манна – это образ Христа Спасителя, а Золотая Чаша – прообраз Богоматери. В христианском Богослужении Евхаристическая Чаша, из которой причащаются верующие, – это тоже символ Пресвятой Девы.

Церковное Предание так описывает внешний облик Богородицы: Она была ростом немного выше среднего, лицо – овальное, волосы – золотистые, губы – похожи на распустившиеся лепестки розы, глаза – цвета маслин, пальцы – слегка удлиненные. А о Её духовном облике лучше всех, наверное, сказал Её современник, святой священномученик Игнатий Богоносец – тот самый ребёнок, которого Иисус Христос взял на руки и сказал: «если … не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18, 3); впоследствии он стал епископом Антиохийским. Он писал ученику Спасителя апостолу Иоанну Богослову: «Многие жёны у нас желают посетить Пресвятую Деву, чтобы услышать от Неё о многих и чудесных тайнах. У нас пронеслась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Говорят, что в гонениях и бедах Она всегда весела; в нуждах и нищете не скорбит; на огорчающих не только не гневается, но и благодетельствует им; в благополучии кротка; к бедным милостива. С твёрдостью защищает веру против врагов и служит нашему ещё юному благочестию мудрою Наставницею и Учительницею всех верных на всякое доброе дело. Более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения пред всеми; и все, удостоившиеся видеть Её, превозносят похвалами. Люди, достойные совершенного доверия, говорят, что в Марии, Матери Иисуса, по причине Её святости, видимо соединены естество ангельское с человеческим»