— Можно ли праздновать сорокалетие?

Вопрос, обращённый ко мне, был совершенно неожиданным. Приходилось слышать всякое, но такое – впервые.

— А почему бы не отпраздновать? – в свою очередь спросила я.

— Ну, не знаю… — мялась собеседница. – Говорят, нельзя.

Кто эти неведомые, которые «говорят», как всегда, вспомнить не удалось. Но так сильны бывают околоцерковные страхи, что мы, даже ощущая всю нелепость сказанного, боимся поступить наперекор тому, что «говорят».

Говорят, нельзя жениться в високосный год, а если еще и в мае приспичит – век маяться будешь (наверное, от того, что не послушал говоривших). Говорят, на крещении нужно смотреть, не утонет ли воск с волосиками младенца, брошенный священником в купель. Говорят, на поминальном обеде нельзя есть вилками. А теперь вот, оказывается, и сорокалетие нельзя отметить.

Когда я слышу эти и подобные «говорят», всегда спрашиваю: а почему? И всем советую задать тот же вопрос. Потому что ответы, как легко убедиться, своей абсурдностью разрушают сам вопрос. Для чего следить за воском в купели? – А говорят, если утонет, то младенец умрёт. Но воск не может утонуть, просто по законам физики. А вилки? Оказывается, из «нельзя» брать, «чтоб глаза покойнику не выколоть». Да какие же глаза у бесплотной души! «Май» и «маяться» — слова вовсе не однокоренные, а просто созвучные и друг с другом никак не связанные. Если уж кому не повезло в високосном году, так только тем, кто родился 29-го февраля. Вот у такого именинника сорокалетие и вправду может проскочить мимо. Во всём же остальном – 40 такая же цифра, как 39, 41 или даже 13. Я вот родилась 13-го числа и очень этому рада, потому что в том году день моего рождения совпал с первым днём Пасхи. И вообще – почему, говоря о числе 13, мы вспоминаем какую-то бесовскую дюжину. Для христианина 13 – это прежде всего число Апостолов во главе с Христом.

Цифра 40 тоже не несёт в себе ничего страшного. Вероятно, те, кто придумал исключить сорокалетие из дат нашей жизни, вспомнил о сорока днях поминовения усопших после смерти. Да, для покойника эта дата – сороковины – очень важна, ведь именно в сороковой день по смерти Господь определяет душе её посмертную участь, то место, где она будет находиться до всеобщего воскресения и Страшного Суда. Вот почему мы заказываем сорокоусты – сорокадневные поминовения новопреставленного на литургии. Но сорокоусты бывают и заздравные, их можно заказать о здравии любого крещёного человека. Просто число 40 означает в Церкви некую полноту, завершённость. Сорок дней отведено на очищение женщины после родов, в сороковой день по рождении положено принести ребёнка в храм и воцерковить его (это специальное чинопоследование, читаемое священником над младенцем и его матерью). Сорок лет странствовал Моисей по пустыне, направляясь в землю обетованную. Сорок дней читают, с благословения священника, псалтирь во время бедствий или каких-либо трудных жизненных ситуаций.

Как видим, ничего страшного в числе 40 нет, и отмечая сорокалетие, нужно заботиться лишь о том, чтоб празднование не пришлось на время поста или постный день: если это так, то нужно перенести застолье на другое, непостное время.

Точно так же не следует бояться числа 666, если речь идёт о простой цифре. Она может присутствовать в нашей жизнь безо всякого злого умысла – в номере телефона, на книжной странице, в ответе школьной задачи или в полученной зарплате. Иное дело – если мы сознательно делаем это число, указанное Библией как тайный знак грядущего Антихриста, символом нашей жизни: просим дать нашей автомашине этот номер или сделать его центральным числом телефонного номера. В таком случае мы действительно становимся в оппозицию Христу и причисляем себя к слугам Антихриста, даже если на самом деле таковыми себя не мыслим.

К сожалению, для людей, не посещающих регулярно храм, не являющихся деятельными христианами, вера в Бога сводится, как правило, к системе запретов. Ведь рядом всегда окажется «всеведущий» некто, который расскажет, чего, по его убеждениям, делать нельзя. И вдруг оказывается, что самым страшным грехом мы считаем работу в праздник. Нередко по утрам меня будит телефонный звонок: «Скажите, а сегодня стирать можно, праздника нет?» Стирать в праздник – конечно, нехорошо. Но куда большим нарушением будет просто оставаться дома в то время, когда в храме проходит праздничная литургия. Ведь по правилам святого Василия Великого, человек, пропустивший без уважительной причины три воскресные литургии подряд, должен быть отлучён от церковного общения.

Если мы почитаем церковную «Книгу правил» (а она бывает в православных книжных магазинах), то откроем для себя много действительно серьёзных и строгих запретов, узнаем, как нужно проводить время постов и праздников, как вести себя на Богослужении, как строги наказания за нарушения церковной дисциплины, но ничего не найдём про вилочки или сорокалетие. Напротив, подобные страхи отнесены Церковью к разряду гаданий и суеверий, что само по себе является грехом.

Не нужно исполнять любой нелепый совет. Если возникают сомнения, а ответа на вопрос «почему» не находится, обязательно нужно спросить священника или людей действительно церковных. И всё встанет на свои места.

Марина Захарчук