Моё знакомство с Казанью случилось в последнюю неделю перед Универсиадой. Не слишком удачное время. С одной стороны – город готовился к встрече множества гостей и уже блестел обновлёнными фасадами зданий. С другой – последние приготовления, последние (нескончаемые!) авральные работы: укладка асфальта, ремонт брусчатки на мостовых, кипящая смола, грохот каких-то камнедробильных устройств, подъёмники с кирпичами, грозящими обрушиться на головы пешеходов. И – изнуряющая жара при полном отсутствии киосков с питьевой водой.

По центру старинного города, соединившего в себе культуру православной Руси и древнего Востока, мы с сыном бродили наугад, без гидов и без расспросов. Как говорится, куда глаза глядят. А глядели они, конечно, в первую очередь на главные красоты Казани – высокий холм со старинными крепостными стенами: Казанский Кремль. Центральное место в этом грандиозном архитектурном ансамбле занимает мечеть Кул Шариф, а в глубине кремлёвской площади виднеются сверкающие на солнце купола и кресты древнего Благовещенского собора. На мгновенье кольнула обида: мечеть явно главенствует. Но благоразумие победило: всё-таки Казань – столица Татарстана, республики по преимуществу мусульманской. А когда поднялись в гору и вошли под белокаменным сводом в Кремль, где нас встретила экскурсовод, всё и вовсе встало на свои места. Мечеть в Кремле – сооружение новое, современное, построенное на месте разрушенной мусульманской святыни ещё при взятии Казани нашим грозным царём Иоанном IV-м. Вместо неё – но несколько дальше, в северной части разрушенной крепости, на месте, лично выбранном Иваном Грозным, напротив ханского дворца, была в три дня построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, освящённая в октябре 1552 года. Она просуществовала недолго. В декабре 1555 года указом царя в Казань отправились псковские мастера Иван Постник и Иван Ширяй. Восемьдесят каменщиков, под наблюдением святителя Гурия (позже прославленного  в лике святых), взяв за образец Успенский собор Московского Кремля, приступили к возведению белокаменного собора. Камень же добывали и привозили с противоположного берега Волги. Строительство завершилось в 1562 году, и Благовещенский собор был освящён. Изнутри он украшен фресковой живописью, остатки которой сохранились до наших дней несмотря на многочисленные в истории собора пожары и варварские разрушения ХХ века. В ходе реставрации в 1990-х годах было обнаружено изображение Казанской иконы Божией Матери XVII века. И это не случайно – у Бога вообще не бывает случайностей. Казанская икона Богородицы – пожалуй, самая известная и самая почитаемая на Руси – родом ведь из этого древнего города, из Казани, и у Матери Божией особое попечение об этом новоприобретённом острове Православия в мусульманском мире. Но о самой иконе разговор у нас впереди…

Внутри Благовещенского собора – пятиярусный иконостас, роспись которого неоднократно подновлялась и возобновлялась после пожаров и разрушений, но всё так же выдержана в строгом византийском стиле; пол выложен узорчатой керамической плиткой начала XIX века, сохранившейся до наших дней. В былые времена рядом с собором возвышалась величественная колокольня, сначала деревянная, позже – каменная, поражавшая всякого, въезжавшего и входившего в Кремль, своими колоколами, самый большой из которых весил 1500 пудов (24000 кг). Колокольня была разрушена в 1928 году. Сегодня в дни больших праздников, когда в Благовещенском соборе проходят Богослужения, колокола звучат… внутри храма. Это – не временная мера, а совместное решение гражданских и церковных властей в духе сосуществования различных религиозных культур. В стоящей рядом мечети, где тоже службы проходят только по большим мусульманским праздникам (в остальные дни она открыта для осмотра как музей), муэдзин собирает приверженцев Аллаха на молитву криками не с минарета, а так же находясь внутри помещения. Такая вот толерантность в действии.

Благовещенский собор Казанского Кремля издревле служил местом упокоения скончавшихся казанских архипастырей (из исторической литературы известно 17 погребений). В XIX веке в ходе перестройки Борисоглебского придела собора была обнаружена подземная келья святителя Гурия, в которой он уединённо молился при жизни.

Кафедральный собор, каковым на протяжении столетий являлся Благовещенский храм, непременно посещали все известные в России люди, приезжавшие в Казань: император Пётр Великий, все наши цари от Екатерины II, почти все члены Императорского Дома, писатели, включая А.С. Пушкина, композиторы, художники… Многие из них описали эти посещения в мемуарах и письмах. В хоре собора пел великий Шаляпин, родившийся в Казани. Памятник великому певцу стоит сегодня неподалёку от Кремля, на улице Баумана (бывшая Проломная), возле другого старинного памятника Православной культуры – колокольни Богоявленской церкви. Эта величественная кирпичная колокольня высотой 74 метра, соединившая в себе элементы древнерусской и восточной архитектуры, и сегодня остаётся одним из символов Казани. Хотя сам Богоявленский храм, бывший в первые годы советской власти кафедральным собором, закрыт в 1939 году.

Гуляя по центру Казани, мы с радостным удивлением убеждались, что этот город в религиозном отношении более православный, чем мусульманский – во всяком случае, в архитектурном плане. Хотя на улицах много мусульман, особенно женщин, одетых, несмотря на жару, в длинные платья, из-под которых виднеются изящные шаровары, и окутывающие голову и плечи большие платки-хиджабы. А в каждом магазинчике сувениров – великое разнообразие тюбетеек, хиджабов и прочей национальной одежды. И нигде – ни намёка на национальную неприязнь, коренные жители и гости Казани чувствуют себя в этом городе спокойно и уютно.

Конечно, в нашем двухдневном пешем  путешествии по Казани мы старались посетить как можно больше храмов. Петропавловский собор – пожалуй, самый красивый в Казани: богатство и обилие лепных украшений, узоры, выполненные в восточном стиле, подарили ему прозвище «Каменных висячих садов Казани». Очень высокий (52 метра), стоящий на горе, он виден по Волге за много километров. Построен этот величественный храм в память посещения Казани Петром Первым, направлявшемся в персидский поход. А закрыт – в советское время (последний настоятель, протоиерей Андрей Иванович Боголюбов, умер в лагере). С 1989 года Богослужения в соборе возобновились, храм отреставрирован…

Конечно, невозможно описать здесь все православные святыни Казани. Но не упомянуть ещё об одной – нельзя. Это храм Ярославских чудотворцев – благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина. Не самый старый в городе (датой постройки считается 1796 год), он выделяется среди прочих обилием в нём православных святынь. Здесь находится рака с мощами первого архипастыря Казани святителя Гурия; сюда в 1930-е годы, когда большинство храмов было закрыто, а эта кладбищенская церковь оставалась действующей, «переехали» чудотворные иконы: Смоленско-Седмиезерский образ Божией Матери, Грузинская икона Богородицы (ныне она возвращена в Раифский монастырь), икона преподобного Сергия Радонежского из Свияжской Иоанно-Предтеченской обители, икона великомученицы Варвары и Тихвинская икона Богоматери… Сегодня главная иконописная святыня храма – список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, а также Нерукотворный образ Спасителя над ракой с мощами святителя Гурия – копия иконы со знамени Ивана Грозного при взятии Казани в 1552 году.

…Уже совсем «под занавес» своего путешествия по Казани, потихоньку двигаясь в сторону вокзала по узкой тенистой улочке, мы вдруг увидели в конце её ещё один небольшой купол храма. Зайдём? – Конечно же, зайдём, а заодно и отдохнём на скамейке, которая непременно окажется в ограде. Подходим ближе – и замираем от радости и неожиданности. Над входными вратами – надпись: «Пресвятая Богородице, спаси нас» — и небольшая иконка Казанской Владычицы. Прежде чем зайти внутрь храма, обходим его вокруг. Позади храма – пустырь, окружённый жилыми домами, а на пустыре – небольшая беседка-сень и цветы, цветы… Арка с надписью: «Место обретения Казанской иконы Божией Матери». Вот так – неприметно, вдали от главных туристических троп. Так же, как и четыре с лишним столетия назад, когда в 1579 году девочке Матроне явилась во сне Матерь Божия и указала место пожарища, где в земле была сокрыта Её икона, получившая после обретения наименование Казанская. Исследователи считают, что её спрятал в земле ещё во времена Казанского ханства либо русский пленник, либо мусульманин, принявший Православие. Но это не столь важно. Чудотворные иконы являются так и тогда, когда этого хочет тот, чьё изображение они хранят. Казанская икона явила милость Матери Божией к этому краю и утвердила Православие на Волжских берегах. В обретении иконы принимал участие священник Гермоген – будущий Казанский митрополит, а затем и патриарх-мученик всея Руси, заморенный голодом оккупантами-поляками в 1612 году за отказ помазать на Русское Царство польского королевича. А на месте обретения иконы был устроен великолепный по своей архитектуре и размерам Казанский Богородицкий женский монастырь. Со времени царствования Алексея Михайловича Казанская икона стала одной из самых почитаемых в России и участвовала во всех знаменательных событиях русской истории. Список с неё находился в шатре Петра I во время Полтавской битвы; в 1812 году Михаил Илларионович Кутузов вынес её из Казанского собора на Красной площади, когда русские войска оставляли Москву, а после победы и в память её был воздвигнут Казанский собор на Невском проспекте Петербурга; во время последней страшной Великой Отечественной войны Божия Матерь явилась молившемуся за Россию патриарху Гор Ливанских Илие и через него передала советскому правительству повеление молиться перед Её Казанским образом! Что и было исполнено: многочисленные молебны, крестные ходы (в том числе на самолёте – вокруг блокадного Ленинграда), а колыбель городов русских – Киев – был освобождён в день празднования Казанской иконы 22 октября церковного календаря (4 ноября по новому стилю). Сегодня, когда история Великой Отечественной войны сознательно искажается даже в учебниках истории,  явление Богоматери митрополиту Гор Ливанских Илие с последующим участием Казанской иконы в битве за Победу стали называть «мифом». Но есть ещё один исторический факт: после Победы митрополит Илия был приглашён Сталиным в Россию, он отслужил литургии в нескольких храмах Ленинграда и возложил свой дар – драгоценный венец на чудотворный список Казанской иконы.

А судьба первообраза трагична, как и судьба Казанского Богородицкого монастыря. В 1904 году чудотворная икона была похищена из храма ночью. И хотя злоумышленники были быстро обнаружены, у них оказался только драгоценный оклад, саму икону они то ли сожгли, то ли продали старообрядцам. А в советские годы на территории закрытого властью монастыря расположились бараки, склады, табачная фабрика и – пустырь на месте взорванного собора. Сегодня обитель потихоньку возрождается, но уже как мужской монастырь, в котором пока всего лишь 7 монахов. В небольшом Крестовоздвиженском храме есть список чудотворной иконы XVIII века, подаренный монастырю патриархом Алексием II. И лишь полотно с рисунком собора Казанской иконы Божией Матери, натянутое по границе пустыря за местом обретения чудотворного образа, напоминает о былом величии. И всё же верится, что молитвами тысяч православных казанцев и усилиями добрых жертвователей, а главное – волей Заступницы Усердной рода христианского и собор, и монастырь будут восстановлены, как восстанавливается вера в наших сердцах.

Марина Захарчук