За окном – хмурый, туманный, с порывистым ветром и срывающимися из ниоткуда брызгами дождя вечер. И мы, уютно устроившись у телевизора или за обеденным столом, всё ещё поёживаемся от межсезонного ненастья. И мало кто вспомнит (да и знают – далеко не все), что в эти вечерние часы в наших православных храмах читается молитва святого Ефрема Сирина, называемая в народе Великопостной. Та самая, которой Пушкин посвятил своё «Отцы пустынники и жены непорочны…», а Лермонтов – «Молитву»: «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть,- одну молитву чудную твержу я наизусть…» Нет, не обычный день засыпает за окном. Заканчивается самый длинный «мясоед» (так называют в народе череду дней между постами), а завтра, 28 ноября, начинается Рождественский пост. Но при чём же здесь Великопостная молитва? Дело в том, что этой дивной молитвой, которую мы чаще всего слышим в храмах в дни Великого поста, открывается любой пост Православной Церкви, она дана нам для укрепления в несении постнических трудов, и читать её нужно как можно чаще. Дома вообще можно молиться словами Ефрема Сирина ежедневно, исключая разве что дни великих праздников. Ведь покаяние – главное духовное делание христианина. Ну а в дни постов эта молитва просто необходима.

Мы привыкли считать Рождественский пост лёгким и – что гораздо хуже – маловажным. Что касается «лёгкости» — в этом есть доля правды, хотя я всё же поостереглась бы употреблять такое слово. Он легче – в сравнении с Великим Постом. Но если поститься, как должно, как заповедано древним христианским уставом (который никто не отменял!), то три дня в неделю – понедельник, среду и пятницу – постную пищу разрешается есть один раз в день сухоядением, то есть даже без растительного масла; во вторник и четверг – с маслом; а вот рыбу, вопреки широко распространившемуся убеждению, что Рождественский пост «рыбный», можно вкушать лишь по субботам, воскресеньям, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, в день памяти святителя Николая Чудотворца и ещё нескольких святых, если службы им выпадают на определённые дни недели; в эти дни можно садиться за трапезу два раза в день. Соблюсти такие ограничения в пище легко для опытных подвижников, которые и в обычные, непостные дни не позволяют себе расслабиться и съесть лишнего. Для нас же, обычных современных людей, и такая уставная ноша скорее всего окажется слишком тяжела. Подвижники первых веков христианства провидели, что в последние времена люди будут спасаться, входить в Царство Небесное не столько молитвенными и постническими трудами, сколько терпеливым несением своего креста, перенося без ропота выпадающие на их долю болезни и скорби. Это совсем не означает, что молитва и пост станут не нужны. Без этих двух равнозначных по важности духовных деланий душа христианина – что птица без крыльев, она не может подняться в небо и гибнет от духовного голода и жажды, от нападения хищных зверей – искушений мира, порой и сама не замечая этого. А искушений в наши дни становится всё больше и противостоять им всё труднее. Вот и приходит нам на помощь молитва святого Ефрема Сирина. Звучит в храмах, и в нашем домашнем молитвенном правиле – тоже обязательно должна звучать. А из сердца своего её и вовсе не стоит выпускать.

Всего три предложения. Но в них – всё духовное делание христианина. Если, конечно, не только читать эти строки, но, с Божьей помощью, жить по ним.

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия — не даждь ми…»

Праздность – это лень, ничего-не-делание, духовный вакуум, за которым – духовная смерть.

Уныние происходит от самонадеянности, от маловерия, от нежелания или неумения просить в любом деле помощи Божией, от забвения слов Спасителя: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

Любоначалие происходит от гордости, от тщеславия, от стремления к первенству во всём, от невнимания к словам Христа: «Многие же будут первые последними и последние первыми» (Мф. 19, 30).

Празднословие – грех, привычный почти каждому: ненужные, лишние, фальшивые слова, «праздные» — то есть пустые, бесплодные, ни к чему не обязывающие, на первый взгляд – даже безобидные; но «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36).

Вступая на поприще поста, на невидимую брань с бесами, мы просим Господа не допустить к нам даже духа опасных грехов! Конечно, нам самим предстоит приложить большие духовные усилия, но сделать это возможно лишь с помощью Господа, если Он укрепит нас благодатными дарами:

«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему!»

Святой Ефрем Сирин называет основные добродетели, которые должен воспитать в себе человек, чтобы противостоять натиску тёмных сил.

Целомудрие – это чистота телесная и духовная, хранение себя от скверных мыслей и чувств, не говоря уже о делах.

Смиренномудрие – нищета духовная, осознание себя грешником, не способным без Господней помощи победить грехи и страсти, во всём надежду полагающим на Бога, а не на одни лишь свои слабые силы.

Терпение – та добродетель, за которую Господом обещано исполнение надежды всей жизни христианина: «Претерпевший до конца спасётся» (Мф. 24, 13).

И высшая духовная сила, побеждающая любое зло,- любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Иоан. 4, 6). Одним из главных признаков приближающейся кончины мира и Своего Второго Пришествия Господь назвал оскудение любви (Мф. 24, 12). Не исполнение ли этого пророчества мы видим сегодня, даже и среди людей, называющих себя христианами?

«Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Заключительное прошение молитвы замечательного подвижника и стойкого борца за Православие святого Ефрема Сирина. Только очистившие душу от горделивых стремлений и чувств, только стяжавшие благодать Святого Духа в любви Божией – получают возможность ясно видеть свои грехи, а значит, и противостоять им. Только не осуждающим других, а сострадающим грешному брату, молящимся за друзей и врагов – посылает Господь прощение наших собственных согрешений. Ведь именно в очищении от грехов, в преображении души – смысл и награда поста.

 

Марина Захарчук