И ещё одно лето позади. Лето – кануло в Лету. Немножко грустно. Потому что, как ни хороши по-своему и осень, и зима, и весна, лично для меня главная их радость в том, что они приближают лето. Пору распахнутых дверей и окон, зелени, солнца, поездок-путешествий. Летом все мы спешим отдохнуть, загореть, набраться здоровья. Но и о душе бы не забыть. Хорошо, если соберёмся в целенаправленное паломничество по святым местам. Но если вам, как мне минувшим летом, не удалось этого сделать, то всё равно в любом уголке нашей страны можно найти пищу для души.

Наверное, многие бывали в Сочи – этой всероссийской здравнице. Горы, море, диковинные деревья в национальных парках… А ещё там есть храмы. В мои школьные годы, в начале 1970-х, мы с мамой выбрались на недельку в Адлер и оттуда поехали по немыслемому горному серпантину в Сочи. А там – нашли храм, один из немногих (а может, и единственный), действовавший в курортном городе в то атеистическое время. Мы попали на вечернюю службу под праздник пророка Илии. Поразило множество молодых людей – длинные юбки, платки, а на мужчинах – строгие костюмы в эту жаркую пору. Чувствовалось, что это не случайные курортники, а постоянные прихожане. Храм был полон. Старенький священник читал акафист. Я и слова такого тогда не знала. Но до сих пор звучит во мне – жаль, не передать на бумаге! – дивный, непохожий на традиционно-акафистный, распев, который подхватывали все молящиеся: «Радуйся, Илие, великий пророче, Втораго пришествия Христова славный предтеча».

Почему сейчас мне вспомнилось это? Да просто летом я с детьми опять оказалась недалеко от Сочи, и за время наших морских каникул мы не раз выбирались в главный город курорта. Того храма из моего детства, конечно, не нашли – ведь я не знаю его названия. Но побывали в нескольких других, о которых хочется рассказать.

На морском побережье, в небольшом курортном посёлке Головинка, есть храм святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. И хотя выбор имени для построенного в наши дни храма вовсе не удивителен – ведь святая Нина является небесной покровительницей не только Грузии, но и вообще Кавказа, — я входила под приземистые своды небольшой церкви с особым чувством. Наверное, потому, что до сих пор не приходилось мне бывать под покровом этой святой. Нынешнее храмовое помещение – временное. Чуть поодаль, на возвышенности, достраивается большой новый храм. Но почему-то именно в низеньком тесном храме повеяло покоем и благодатью. Деревянные стены дышат домашним теплом, с икон взирают написанные в древней манере лики. А прямо у входа встречает большая икона нашего святителя Иоасафа. Кстати, я давно убедилась, что небесного покровителя Святого Белогорья почитают повсеместно: знакомый образ я видела не только в сочинских храмах, но и на калужской земле, и в Татарстане, и в республике Марий-Эл, и в скорбном доме для брошенных больных малюток в Москве. Как же обидно бывает, когда порой живущие на Белгородчине люди признаются, что никогда не были у раки святителя Иоасафа в Белгороде. Нет пророка в своём отечестве?

Но вернёмся в храм святой Нины.

Порадовавшись у иконы святителя Иоасафа, мы вышли в большой тенистый двор с фруктовыми деревьями (впервые в жизни увидела, как растут киви!), чтобы купить свечи – иконная лавка располагалась прямо под открытым небом. И тут нам рассказали о чуде, случившемся здесь в прошлом году. Недалеко от храма море вынесло на берег Иверскую икону Божией Матери. Случилось это в самый день празднования Иверского образа – 25 октября. Кстати, первообраз Иверской иконы был также принесён морскими волнами к монастырской обители на Святой Горе Афон в этот день, но в ХI веке. На приплывшей к храму святой Нины иконе сохранилась дата написания – 1896 год, а также имя автора или первого владельца: протоиерей Александр Смирнов из Москвы. Сама же икона была сильно повреждена временем и водой, хотя на металле сохранились остатки позолоты. Служители храма собирались найти для иконы реставратора, но вскоре заметили, что она обновляется сама. Сейчас на ней уже хорошо виден лик Младенца Христа, начинает освобождаться от тёмного налёта лик Божией Матери. Прихожане видят в этом чуде милость Божию к их храму.

А высоко в горах, в Адлерском районе Сочи, несколько лет назад восстал из руин храм другого особо почитаемого на Кавказе святого – великомученика Георгия Победоносца. Его построила община православных греков, живущих в этих местах. На видном месте – главная святыня храма: большая фотография под стеклом. На фото – рака с мощами великомученика Георгия. Тут же – частица его мощей. Храм святого Георгия Победоносца возносится в небо стройной свечой-колокольней. А вокруг и внизу – сплошь горы. И среди этих гор, чуть ниже, светлеется голубизной целый храмовый комплекс – Троице-Георгиевский женский монастырь. Вокруг него вьётся серебристой змейкой быстрая горная речка Сахэ. В её целебной воде стремятся омыться или хотя бы омочить ноги приезжие паломники. Здесь, в монастырских стенах, молятся о мире – а значит, и о нас с вами – пятнадцать женщин, отдавших сердце и жизнь Богу. Молодые и пожилые, они несут своё нескончаемое послушание.

Монастырь отстраивался с нуля. Когда в 1999 году строительство только планировалось, правящий архиерей благословил настоятельницу строить его исключительно на пожертвования. Но где же их взять? Конечно, сюда заезжают немногие экскурсионные автобусы, паломники заказывают поминовения близких. Но для грандиозного строительства это – копейки. И всё же благотворители нашлись, да такие, что один человек или семья строили сразу целый храм. Один за другим появились здесь храм Владимирской иконы Божией Матери, храм в честь «Семистрельной» иконы, часовня иконы Богоматери «Утоли моя печали» (перед этим образом здесь время от времени происходят чудесные исцеления), храм святого мученика Уара.

История появления последнего особенно знаменательна. Надо сказать, что по всей России храмов в честь мученика Уара всего три: в Москве, Иванове и – здесь, в горах Кавказа. Этому святому молятся, с благословения духовника, о умерших без покаяния, о тех, кто при жизни не задумывался о духовной жизни, не принимал участия в церковных таинствах. Однажды в Троице-Георгиевский монастырь приехала женщина, сын которой в «лихие девяностые» взялся за развитие собственного бизнеса и трагически погиб. Семья была безбожной, но в горе – все бегут в храм. Настоятельница монастыря посоветовала молиться святому мученику Уару. И тогда женщина продала дом и построила в обители храм, в котором она и монахини молятся за погибшую душу. Однажды мать увидела во сне сына в светлых одеждах. Он сообщил ей, что тоже работает Богу – ему дано послушание готовить вино для Причастия. Был ли это только сон – или откровение Божие, нам не узнать. Но, по словам святых отцов, молитва матери со дна моря поднимает. А если к молитве матери присоединяется соборная молитва иноков и инокинь…

Там, в горном монастыре, мне вспомнились слова преподобного Силуана Афонского: «Молиться – это кровь проливать». И мне вдруг так захотелось чем-нибудь помочь сёстрам обители. Я подошла к двум монахиням, принимавшим записки о здравии и упокоении, и попросила дать мне записочку с их именами для поминовения в нашем храме. Надо было видеть, какой детской радостью засветились лица пожилых монахинь! А когда узнали, что мы приехали с Белгородчины, обрадовались ещё больше: «Наша матушка-игуменья тоже из Белгорода!» Тут же написали и вручили мне узенький листочек: «О здравии: игумении Анастасии, монахини Иоанны, монахини Киприаны, монахини Магдалины, монахини Иулиании, монахини Веринеи, монахини Уриилы, монахини Фамары, монахини Мардарии, инокини Мелании, послушницы Ольги».

Храни вас Бог, скромные труженицы. Пока есть в разных уголках нашей земли такие вот обители, пока возносится в небеса монастырская молитва – стоит и хранится Богом наша земля, наша Россия. Ведь Он обещал даже ради десяти праведников хранить всех живущих окрест.

Марина Захарчук