Поездка в Самару началась с искушения. В купе теснились трое мужчин и женщина. Один из мужчин, лет 50-ти, требовал, чтобы женщина убрала тяжёлую сумку из-под его нижней полки. Высоким голосом, срываясь на фальцет, он кричал: «Ваше место наверху – забирайте туда свой багаж!» (Надо сказать, вещей у него было немного и под полкой уместились бы сумки обоих). Провожавшие его молодые ребята в безукоризненно отутюженных костюмах сохраняли невозмутимое молчание. Этой отутюженностью и бесцветностью лиц они сразу напомнили мне шпионские фильмы, непременными героями которых всегда были такие вот личности без лиц… Я ехала почти налегке, поэтому тут же предложила попутчице разместить вещи под моей полкой, и конфликт был исчерпан. Молчаливые спутники нашего соседа тихо исчезли, но сам он ещё долго жаловался в пространство на «таких вот» бессовестных пассажиров, которые норовят занять непринадлежащий ему метр купе. В конце концов, не встретив во мне сочувствия, он достал карманную Библию, сплошь испещрённую пометами, и углубился в чтение.


Я ехала в Самару на торжества, посвящённые 20-летию православной газеты «Благовест», с которой в последние годы я тесно сотрудничаю. И надо же, такая досада: полтора суток предстоит провести в обществе иеговиста (то, что он именно из этой секты, я тоже поняла как-то сразу). Но ведь у Бога не бывает случайностей. Неслучайна была и эта встреча.


Мой спутник поднял на нас глаза и умиротворённо произнёс: «Иегова сказал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…». Он замолчал, а я продолжила: «…не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт… Это сказал Апостол Павел». Мой визави даже вздрогнул от удивления: «Вы… знаете Апостола Павла!? Откуда!?». В эту минуту мне хотелось процитировать Деяния Апостолов: там есть рассказ о том, как некие иудеи пытались изгнать злого духа из болящего человека именем Христа и Апостола Павла, на что демон, усмехнувшись, ответил: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» (Деян. 19, 15). Но, рассудив, что негоже начинать знакомство с нападения, я сдержалась. А попутчик, собравшись с мыслями, продолжил: «А вы знаете, что имя Бога – Иегова, и всё, что написано в Библии, написал Иегова?»  –  «Я знаю, что в Ветхом Завете Бог назван и Иеговой, и Саваофом, и Яхве… Но написал Библию всё же не сам Бог, а Богодохновенные люди – древнееврейские пророки, судьи, цари и новозаветные Апостолы Христовы».


Мой собеседник сник и вышел в коридор. Я объяснила попутчице, что перед нами – «свидетель Иеговы» (и, видимо, крупного ранга, так как рядовые члены этой секты везде ходят по двое – чтобы следить друг за другом и, при необходимости,  доносить на спутника начальству). Секта «Свидетелей Иеговы»  –  одна из самых крупных и активно действующих в нашей стране (хотя в некоторых странах её деятельность – под запретом властей); однако по времени возникновения эта организация является одной из самых молодых. Она была образована   в США Чарльзом Расселом в 1870-е годы. Иеговисты ждут скорого пришествия на землю Иисуса Христа и установления им тысячелетнего царства на земле. Как и некоторые другие секты, иеговисты несколько раз назначали дату Второго Пришествия и затем переносили её на более поздние сроки. По утверждению иеговистов, в 1914 году Иисус Христос прогнал с неба сатану, который живет теперь на земле, и поэтому в мире теперь столько войн и несправедливости. Это не единственное, хотя и одно из самых абсурдных утверждений иеговистов, совершенно не подтверждённых ни Библией, ни церковным учением.


У любой секты есть свой основатель, лидер, который создаёт своё толкование священных книг, очень далёкое от учения Церкви. Но все секты, называющие себя христианскими, используют церковную терминологию, и главное – обильно цитируют Библию. «Свидетели Иеговы» пошли в этом дальше других: они не просто заучивают и постоянно цитируют отдельные вырванные из контекста фразы (это может быть даже часть предложения, «доказывающая» то, что сектантам хочется доказать), но и откровенно перевирают Писание. Иеговисты сделали свой собственный перевод Библии – просто-напросто заменив ненужные им слова на другие. И это тоже повод задуматься. Самый первый перевод с еврейского языка книг Ветхого Завета для греческого царя Птоломея еще до Рождества Христова делали 72 учёнейших мужа, созванных им в его библиотеку. Славянский перевод Библии был сделан святыми Кириллом и Мефодием – просветителями славян. В России на протяжении нескольких веков текст Библии тщательно оберегался от возможных ошибок, царскими указами создавались специальные комиссии, сверявшие рукописные списки Библии с греческими текстами; вкравшиеся при переписывании от руки ошибки исправлялись. С появлением книгопечатания также очень строго выверялись тексты библейских книг по греческим оригиналам. Начиная с 1858 года происходил постепенный перевод и печатание отдельных книг Библии на русском языке, а в 1876 году вышел первый полный русский текст Библии, он называется Синодальный перевод, и именно этот текст используется и сегодня. Им же пользуются и сектанты, ведущие свою деятельность в России. Иеговисты же делают незаметные вкрапления в Синодальный перевод Библии из своего «Современного перевода» или из «Священного Писания – Перевода нового мира». Их обильные, к месту и не к месту, цитаты рассчитаны на то, что неискушённый читатель (а таких, к сожалению, большинство: очень немногие могут сказать, что прочли всю Библию и тем более – читают её постоянно) не станет проверять цитаты. Раз написано – значит, так и есть, думают читающие издания иеговистов. Так ли?


«Свидетели Иеговы» утверждают, что у Бога одно имя – Иегова и что в Библии это имя употребляется около 7 тысяч раз. На самом же деле, Иегова – это лишь одно из многих именований Бога, и встречается оно в Ветхом Завете лишь 6 раз. Во всех же остальных случаях иеговисты заменили стоящие в Библии слова «Бог», «Господь», «Саваоф», «Яхве» и другие на полюбившееся им Иегова. Сектанты утверждают, что «христианский мир предал Бога и Библию». В действительности же, сами иеговисты вытворяют со Священным Писанием – Библией – самые невероятные превращения. Вот они утверждают, что Бог – не Троица, а Один, что Христос – первый «сотворённый» Богом человек, назначенный Богом «главным представителем». При этом иеговисты ссылаются на Послание Апостола Павла к Колоссянам (1,15) и на первые стихи Евангелия от Иоанна. Откроем указанные места. В Послании Апостола Павла Иисус Христос назван Сыном Божиим, «Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари» (Кол. 1, 15). Рождённый, а не «сотворённый»! Еретическое учение о «сотворении» второго лица Пресвятой Троицы – Сына Божиего – было осуждено еще на Первом и Втором Вселенских соборах, в IY веке, иеговисты же ныне повторяют древнюю ересь. Евангелие от Иоанна начинается философским утверждением: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога, всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоанн. 1, 1-3). Как, скажите, из этих слов сделали вывод о том, что Христос – «представитель Бога»!?


Вообще, богословие иеговистов крайне примитивно. В толковании Божественного Откровения они полагаются на человеческий разум, ориентируясь при этом на самое простое понимание  вещей. «Иисус  родился  не  25 декабря. Он  родился приблизительно 1 октября – в то время года, когда пастухи ночевали со своими стадами в поле», – пишут «Свидетели Иеговы», снова ссылаясь на Евангелие, где действительно сказано, что Мария родила Сына в пещере, где были ясли для скота, и первыми Богомладенца увидели пришедшие пастухи. По мнению иеговистов, пастухи не могли кочевать зимой. Но ведь Палестина – не Россия! Там нет мороза и снега, и зимняя непогода едва ли сравнится с климатом нашего октября.


Иногда иеговисты откровенно отрицают некоторые слова Священного Писания только потому, что утверждения Библии им просто не нравятся. Вот цитата из брошюры «В чем смысл жизни?»: «…подумайте, например, об учении, что плохие люди будут вечно мучимы в раскалённом аду. Как вы на это смотрите? Многие не могут с этим согласиться. Они не видят основания, чтобы Бог вечно мучил людей, предавая их невыносимой боли. Такая злодейская мысль отвратительна Богу…» Может быть, иеговисты и «не видят оснований», но они есть в Библии, особенно в Новом Завете, где содержится очень много предупреждений нам: жить надо  так, чтобы не быть нам вверженными «в геенну, в огонь неугасимый» (8-я, 18-я и 25-я глава Евангелия от Матфея, 9-я глава Евангелия от Марка), а книга «Откровение» (Апокалипсис), приоткрывающая картины Страшного Суда, прямо говорит: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов – участь в озере, горящем огнём и серою» (От. 21, 8).


Очень любят иеговисты цитировать одну из заповедей блаженств из Нагорной проповеди Христа: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5). По их мнению, это доказывает, что Христос придёт и будет царствовать на земле 1000 лет, и одновременно опровергает христианское учение о Царстве Небесном. Но ведь Нагорная проповедь начинается словами: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). И еще одна заповедь из этой проповеди гласит: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5, 10). Да и во всём Евангелии много раз говорится именно о Царстве Небесном. Иеговисты же «доказывают» будущую вечную жизнь не на Небе, а на земле даже словами Иисуса Христа, обращенными к раскаявшемуся разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю». При этом их «доказательство» звучит так: «В разговоре с одним человеком, умолявшем о надежде на будущее, Иисус Христос сказал о намерении Бога восстановить рай на Земле: «Будешь со Мною в раю» (Луки 23, 43). (Цитата из брошюры «В чем смысл жизни?»). О том, что «один человек» – это умирающий на кресте разбойник, что Сам Христос произносит эти  слова в  последние  мгновенья Своей земной жизни и именно поэтому говорит раскаявшемуся злодею: «Ныне же будешь со Мною в раю» (слово «ныне» иеговисты опускают), – современные толкователи Библии молчат.


Как похожи иеговисты, ожидающие тысячелетнего царства Христа на земле, на древних иудеев, ждавших земного царя и не узнавших в Христе своего Спасителя! И те, и эти верят в свою избранность. «Очищение Земли,  – утверждают «Свидетели Иеговы», –  будет завершено Богом посредством наилучшего правительства, какое только может иметь человечество», и Бог, «положив конец злу и страданиям, выполнит своё первоначальное намерение – наполнит Землю совершенной, счастливой человеческой семьей, которая будет жить в условиях Рая, в совершенном мире и экономической безопасности» («В чем смысл жизни?»). Так хочется, чтобы всё совершилось без наших усилий, по одному «намерению» Бога. Но словно не два тысячелетия назад, а сегодня остерегает нас Апостол Павел: «День господень так придёт, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1Фесал. 5, 2-3). «Мир и безопасность» будет обещать людям Антихрист и созданное им мировое правительство, но когда люди примут Антихриста как своего царя, этот «мир» обернётся величайшими бедствиями, конец которым положит Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.


Кого же на самом деле ждут «Свидетели Иеговы» и им подобные? Случайно ли в текстах иеговистов слово «Дьявол» пишется с большой буквы, а местоимение «он», применительно к Богу – с маленькой? Случайно ли сектанты, как огня, боятся Креста и крестного знамения, в своих абсурдных утверждениях заявляя, что слово «крест» по-еврейски звучит как «бревно» и Христос был распят «на столбе», игнорируя все исторические факты: ведь на кресте распинали преступников и до Христа, и после Него, крест и придуман был как удобное и мучительное оружие медленной смерти. Как, интересно, звучат в переводе иеговистов вдохновенные слова Апостола: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галл. 6, 14)? Неужели у них Апостол хвалится «бревном», на котором просто невозможно быть «распятым»!? Оставим это на совести руководителей секты «Свидетели Иеговы». Мы же будем мудры и рассудительны, чтобы не пойти на поводу у каждого, предлагающего нам «свободное изучение Библии». Мы уже однажды сделали выбор, крестившись в Православной вере. Мы «проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость», «ибо слово о кресте для погибающих юродство есть. А для нас спасаемых – сила Божия». (1 Кор. 1, 23 -24; 18).


…Вернувшись в купе, наш попутчик разложил на столике многочисленные листы-тексты. Внимательно читая, он отчёркивал отдельные места красной ручкой. Женщина следила за его действиями с верхней полки. Позже она  сказала мне, что то были подробнейшие инструкции по вербовке в секту новых адептов. «Свидетелям» предписывалось заговаривать с любым человеком на нейтральные темы, осторожно переводить разговор на Библию (вернее, на её иеговистское толкование) и, если человек проявит хотя бы малейший интерес, делать всё возможное, чтобы уже не отпустить его от себя. (Мораль Гоголевского Чичикова: «Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай»!).


Не выдержав, женщина спросила: «Кем Вы работаете?»  – «Я несу служение организации!» – гордо ответил он. Кстати, за всё время поездки слова «свидетели Иеговы» не прозвучали из уст нашего попутчика ни разу!  – и это тоже показательно: ни один сектант, и тем более иеговист, не назовёт свою «организацию» сектой и постарается скрыть её наименование. Ведь люди, далёкие от Бога, не искушены в теологических различиях, но из средств массовой информации наверняка слышали о пагубном воздействии сектантства на людей. Зато многие сектанты прикрываются атрибутикой Православия! В молодости у меня был знакомый из секты «Адвентисты Седьмого дня». Эта секта категорически осуждает поклонение Кресту. Но в последние годы даже на зданиях, в которых происходят собрания адвентистов, можно увидеть при входе изображение креста. Делается это, несомненно, для того, чтобы привлечь людей в «организацию».


Что же касается нашего спутника по поезду, он, сделав несколько безуспешных попыток отстоять «учение» иеговистов, смирился и внезапно приоткрыл завесу своего «служения». Вся жизнь этого человека проходит на колёсах. Переезжая из города в город, он, с помощью подробнейших (и примитивных, надо заметить) инструкций, в которых расписаны возможные варианты диалогов, пытается вербовать новых членов для секты. Это основное занятие всех иеговистов. Для чего? Многим из них, наверное, кажется, что действительно – для Бога, для Его будущего Царства (хотя, согласно их учению, спасутся всё равно только 144 тысячи избранных). Но на самом деле руководителям секты нужны не души, а вполне материальные вещи – дома, деньги, драгоценности адептов, которые наивные люди отдают секте: ведь их заверили, что очень скоро наступит второе пришествие Христа и в Его Царстве поселятся только нищие (слово «духом» все сектанты, включая Льва Толстого, предусмотрительно опускают). И деньги к руководству «Свидетелей Иеговы» поступают действительно немалые! Иначе – на что содержать огромную армию вербовщиков, этих «служителей организации», оплачивать их бесчисленные поездки, да и просто жизнь? А стопы красочных журналов и книг, завозимых к нам из-за границы?


Неожиданно наш попутчик рассказал и о методах своей работы. Привожу его слова дословно:


 – Приезжаю в город и иду, как правило, на кладбище. Там ищу свежие могилы и смотрю, кто в них похоронен. Вот, вижу: фотография девочки-школьницы. Дожидаюсь, пока придут родственники, начинаю осторожно расспрашивать, что случилось. Рассказывают: дочка пошла в гости к подружке, а та пригласила ещё несколько парней и они собрались её изнасиловать. Девочка выбросилась с балкона. Конечно, родители убиты горем. Я их успокаиваю, говорю, что есть люди, которые верят в Бога, у них тоже были несчастья, но они друг другу помогают… И предлагаю пойти к этим людям…


Каким же цинизмом дохнуло от этой исповеди! Будь такая встреча с трагедией случайной, сочувствие иеговиста можно было бы оправдать его, пусть и ложной, убеждённостью в истинности своей религии. Но этот расчётливый улов на кладбище – возможно ли объяснить чем-то иным, как не стремлением любыми способами выполнить план и отчитаться перед руководством? Вот какую «жизнь с Богом» готовят поверившим им людям сектанты-иеговисты.


Мне показалось, что сидевший напротив меня собеседник безмерно устал от своей жизни на колёсах, в которой ни на минуту нельзя забыть о своих обязанностях перед безликой организацией. Когда я выходила из поезда в Самаре, он пожелал мне удачи и хорошего праздника.


Марина Захарчук