КОНЕЦ СВЕТА НАЗНАЧЕН.


                                           Считаем последние дни?


 


Мы встретились в петербургском храме Александро-Невской лавры. Он подошёл ко мне после литургии, когда я направлялась к выходу. Молодой ещё, лет тридцати пяти, мужчина, с приветливой улыбкой, слегка заикаясь, спросил, читала  ли я Библию. Сейчас бы я сразу поняла, кто передо мною. А тогда… Я была студенткой, и жаждала новых знаний, и новых общений, и вообще всего нового. Я только-только начала открывать кладезь религиозного познания, ходила по питерским храмам, жадно слушала проповеди. Другого источника познания не было: конец 1970-х, время жёсткого государственного атеизма. Но Библию я уже читала, просиживая вечерами в читальном зале библиотеки ЛГУ над огромным, в красном бархате, старинным фолиантом. И теперь, оказавшись под низким питерским небом с холодными осенними тучами  вместе с моим неожиданным собеседником, я не чувствовала ни пронизывающего ветра, ни срывающегося мелкого острого дождя. Мы бродили по лаврским аллеям, превращённым в городской парк, по узорчатым мостикам Обводного канала, изредка присаживаясь на скамьи, и разговаривали, разговаривали – до самых вечерних сумерек.


 Мой собеседник оказался членом секты Адвентисты 7-го дня (которую он, конечно, называл Церковью). Наши встречи стали регулярными. Я не боялась посещать его комнату в большой коммуналке совсем рядом с Исаакиевской площадью, с интересом слушала его рассказы об адвентистах и их пророчествах, и даже согласилась съездить на собрание секты в маленький пригородный посёлок. (Тогда я ещё не знала, что посещение чужих религиозных собраний и служб православному человеку запрещено Апостольскими Правилами).


Собрание адвентистов произвело на меня удручающее впечатление. Я ожидала встретить таких же горящих верою людей, каким был мой знакомый Алекс. Вообще-то настоящее имя его было Владлен (от Владимир Ленин), но уже во взрослом возрасте он сначала принял православное крещение в честь святого Александра Невского – отсюда и его любовь к Александро-Невской лавре, и плохо скрываемая ностальгия по утраченному Православию, которое он поменял на новое религиозное убеждение и, стыдясь православного имени Александр, стал именоваться Алексом…


Широкие приветливые улыбки, обращение друг к другу словами «брат», «сестра», взаимные целования знакомых и не знакомых между собой людей не помогли мне, как надеялся Алекс, влиться в их коллектив. Напротив – с порога появилось всё усиливающееся чувство искусственности происходящего. Хотя я, как понимаю теперь, была идеальной кандидатурой для сектантов: уже верящая в Бога и ищущая Его познания, но ещё не имеющая духовных руководителей, равно как и близких друзей в огромном, прекрасном, но пока чужом городе. Меня усадили рядом с Алексом в середине комнаты-зала на ряд откидных стульев, какие обычно стоят в сельских клубах. На сцену поднялся «старший брат» и предложил всем встать и прочесть хором молитву «Отец наш небесный…». Затем все снова сели, а «старший брат» (это было официальное наименование руководителя общины) прочитал маленький отрывок из Библии и стал вызывать сидящих в зале с просьбой рассказать, как они понимают услышанное. Вызванные вставали и понимали всё правильно: отвечали они, как плохие отличники, вызубренными кусками чужого текста. Потом все снова встали и под аккомпанемент разбитой дореволюционной фисгармонии пропели «псалом» – убогостью стихосложения и примитивностью мелодии достойный младшей группы детского сада. Потом снова – отрывок из Библии, заученный комментарий, детская песенка про Бога… Я едва досидела до конца, борясь с дремотой и головной болью. Настал момент «преломления хлеба» (имитация Тайной Вечери Спасителя). Принесли обыкновенные батоны – белые булки из ближайшего магазина. «Старший брат» поломал их на куски, и его помощники разнесли подносы с этими кусками по рядам сидящих людей. Несмотря на голодные вопли желудка и игрушечность происходящего, я отказалась принять участие в странной мистической трапезе: что-то говорило мне, что этим унижается величие Бога.


 Результатами неудавшегося приобщения меня к «истинной вере» Алекс был очень огорчён. Как выяснилось, он готовился принять новое крещение в секте, а для этого ему необходимо было привлечь в секту новых членов. Он обещал подарить мне Библию, звал меня посетить с ним Тулу, где был центр всех адвентистов Советского Союза и, по его словам, очень умный, прошедший стажировку то ли в США, то ли в Канаде пресвитер. Я отказалась. Хотя приятельские отношения с Алексом сохранились, мы иногда встречались, а позже, когда моя учёба в Питере закончилась, переписывались.  Он всё-таки принял сектантское крещение, но в его письмах всё чаще сквозило разочарование. Да и немудрено: ведь главное пророчество адвентистов (само слово – адвентус – переводится как «пришествие») очередной раз провалилось.


 Смысл существования членов этой секты – дождаться Второго Пришествия Христа на землю и попасть в число избранных, которых Господь должен, по их верованию, отобрать для тысячелетней блаженной жизни. Адвентисты ждали Второго Пришествия (которое у нас просторечно называется концом света) ещё в 1844-м году.  Основатель секты американский фермер Вильям Миллер вывел эту дату из предсказаний пророка Даниила – как ему казалось, с точностью до месяца, дня,  часа и даже места. В указанный день 1844 года громадные толпы людей в белых одеждах собрались у «горы суда» в штате Нью-Йорк… Однако их ожидания оказались тщетными. Эстафету Миллера подхватил другой проповедник, Георг Спорс, который изменил учение Миллера, и вскоре в среде адвентистов появилось новое откровение от «духа святого», который якобы (а может, и в самом деле, ведь когда Истина подменяется ложью – в действие вступают силы ада) объявил сектантам, что в указанный Миллером день Христос приходил, но не на землю, а в небесное святилище, и с того дня происходит на небе «суд исследования»…


 Не хочется подробно вдаваться в учение адвентистов – нам, православным, оно ни к чему. Объявления о грядущем конце света появлялись у этой секты неоднократно: его ждали и в 1914 году, и в 1932-33-м, и, наконец, в 1995-м или, на крайней случай, в 1997-м году. Помню, главным аргументом Алекса в спорах со мной было то, что не только адвентистский, но и православный календарь кончается одной из этих дат. Тогда, конечно, церковных календарей в продаже не было, но в крупных православных храмах висел за стеклом календарь с Пасхалией на годы вперёд, и она действительно заканчивалась одним из этих грядущих годов – больше просто не помещалось на листе; на самом же деле дату празднования Православной Пасхи можно вычислять бесконечно, но это уже другая тема.


Кроме адвентистов 7-го дня, дату конца света называли ещё многие секты и «пророки». Известно более 50-ти дат «конца света» в прошлом и почти столько же в будущем. Ещё свежи в памяти и 1992-й год, когда одна из корейских сект ожидала начало Армагеддона 28-го октября, и 1993-й – тогда по людным улицам наших городов ходили адепты «Белого братства», обещавшие конец света 10-го ноября. 11 августа 1999-го года Земля должна была погибнуть по одному из предсказаний Нострадамуса. Потом – страхи, связанные с ожиданием «последнего в истории человечества» года – двухтысячного. Но то была по крайней мере хоть немного объяснимая паника, связанная со столь круглой датой человеческой истории. А чего стоила организованная паника в связи с последней датой конца света в 2012 году?


Впервые услышав о новом «пророчестве», я заглянула в Интернет и обнаружила там уйму разъяснений (на самом деле только ещё больше запутывающих падкое на сенсации человечество), связанных с окончанием календарного цикла древней цивилизации Майя и ожидаемых космических катаклизмов. Как оказалось, есть и предсказания конца на более поздние даты: 2013, 2014, 2016, 2018, 2020. Последнюю дату вывел сам Исаак Ньютон, используя для своих расчетов пророческую книгу святого Иоанна Богослова – Откровение (Апокалипсис).


Но вот ведь интересно: среди обсуждающих возможность скорого конца света нет по-настоящему православных, воцерковлённых людей. Что это – отсутствие интереса к земным нуждам? равнодушие? беспечность? Да, беспечность! – та, к которой призывают святые отцы Церкви. Христианин должен печалиться и заботиться только о состоянии своей души и всегда быть готовым к кончине – и своей, и всего мира. Но великое благодеяние Господа к нам состоит и в том, что никто из людей (за исключением избранных святых) не знает даты своей смерти. Ведь как ужасно было бы жить, отсчитывая годы, месяцы, дни до перехода в вечность! Точно так же никто из смертных не знает даты кончины мира, хотя в том, что эта кончина Земли наступит вместе со Вторым Пришествием Христа, ясно говорит Евангелие устами Самого Христа. Но когда потрясённые Апостолы вопросили Спасителя о времени исполнения этого пророчества, Христос ответил: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). И в беседе с учениками перед Своим Вознесением на небеса Господь снова предупреждает Апостолов, а через них – и всех нас: «…не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). Святые отцы и учители Церкви не напрасно называли человеческие размышления об этом – «любопраздными». «Напрасно мы стараемся,  –  говорит блаженный Августин,  –  пребывая ещё в сем мире, исчислить и определять лета, когда из уст самой Истины слышим, что «несть наше разуметь сие» («О граде Божием»). И апостол Павел в  1-м послании к Фессалоникийцам пишет: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам» (1 Фес. 5, 1). И потом ясно учит, что бедствия, которые явятся в последние времена, наступят внезапно: «Ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5, 3).


Но, запрещая людям заниматься гадательными предположениями о последних судьбах мира, Божественное Откровение в довольно ясных чертах изображает некоторые знамения и признаки приблизившейся кончины мира. Ко времени Второго Пришествия Христова на земле не должно остаться ни одного уголка, где не было бы известно имени и учения Иисуса Христа, чтобы каждый человек имел возможность спастись, а не погиб бы по неведению. «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Мф. 24, 14). В последние времена будут гонения на христиан во всём мире до такой степени, что «предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их» (Мф. 13, 12). «В то будущее время, – предупреждал в XVI веке преподобный Нил Мироточивый Афонский, – благодаря силе величайшей преступности и распутства, люди лишатся благодати Святого Духа, которую они получили во святом крещении, а равно потеряют и угрызения совести. Церкви Божии лишатся богобоязненных и благочестивых пастырей…». Впрочем, внешнее великолепие храмов перед концом мира, возможно, будет сиять ярче, чем прежде, но «ходить в те храмы нельзя будет, благодати в них не будет» (схиархимандрит Лаврентий Проскура, начало ХХ века). Следствием умножения людских беззаконий станет потеря людьми любви и веры. Вначале придут лжехристы и лжепророки, об этом также говорил Спаситель: «…многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24, 5); «И многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф. 24, 11). Но Господь предупреждает нас: «Тогда, если кто вам скажет: «вот, здесь Христос», или: «вот, там»,  –  не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13, 21-22).


И, наконец, перед самым концом мира явится Антихрист – «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 3-4). Уже упоминавшийся преподобный Нил Мироточивый так пишет о появлении на земле Антихриста: «Мир будет воображать, что сей Антихрист кроток и смирен сердцем. На самом же деле он будет по сердцу лисицей (Лк. 13, 32), по душе волком (Ин. 10, 12), смущение людей будет его пищей (…) Смятение людей же будет сие: осуждение, зависть, злопамятство, ненависть, вражда, любостяжание, мужестрастие, забвение веры, прелюбодейство, похвальба блудом. Это зло будет пищей Антихриста. И сделается Антихрист главою над городами, над сёлами, над округами сёл после того, как не окажется никакой главы в сёлах и округах сельских. Во время крайнего безвластия и беззакония зло между людьми дойдёт до крайних степеней, и люди возопиют, чем и воспользуется Антихрист и явит себя как избавитель мира».


Наверное, многие, прочтя сейчас эти пророчества, подумали: как похоже всё это на нынешнее состояние мира! Похоже. И очень. И всё-таки говорить о близком конце света с уверенностью – нельзя. Священное Писание утверждает: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8). То, что видится нам огромным событием нашей жизни, во вселенском масштабе (перед очами Господа) – миг. И наоборот: пропущенное нами как должное и малозначительное – может оказаться роковым событием человеческой истории. Пророчества Библии и святых отцов говорят, что основная масса людей не заметит пришествия Антихриста и даже примет его за Христа. И как раз с этой точки – воцарения Антихриста на земле – обратного хода истории уже не будет. Последняя книга Библии «Откровение святого Иоанна Богослова» (или, по-гречески, Апокалипсис) ясно говорит, что царствование Антихриста продлится три с половиной года, после чего действительно совершится Второе Пришествие Христово. Пока же воцарения последнего, смертельного врага рода человеческого не произошло – движение человечества к последнему мигу существования Земли может быть замедлено, как это уже случалось не раз (вспомним хотя бы нашу революцию или Вторую мировую войну – ведь тогда гибель человечества многим казалась неизбежной). Только осознание каждым человеком своей личной греховности, только всеобщее – личное и общенародное – покаяние может изменить суд Божий о нашей грешной земле и отодвинуть на одному Богу известное время кончину мира. И не нужно думать, что мы ничего не можем сделать с нарастающей лавиной всемирного зла. Самое простое, что в силах каждого,  –  неучастие в этом зле, во всём, что мы осознаём как ложное, греховное, человеко- и Богопротивное. Это уже – очень много. А у кого-то достанет сил и противостать этому злу – словом ли, делом, кто как сумеет. И когда действительно наступит Страшный Суд и диавол с его приспешниками будут ввержены в вечный огонь мучений,  – дай нам Бог оказаться на «новом небе и новой земле», где «ничего уже не будет проклятого» и где вечно жить будут «те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21, 1; 22, 3; 21, 27).


Марина Захарчук