Есть у меня в Москве любимый храм – старинная церковь Николы в Хамовниках. Среди огромных, в золоте, икон в массивных киотах, среди величественных подсвечников и лампад неприметной скромницей глядится небольшая иконка Божией Матери, именуемая “Споручница грешных”. Но именно она прославила храм явленными от неё чудесами в XIX веке, а сегодня, на подъёме религиозности, вновь снискала храму необычайную популярность среди москвичей и гостей столицы. Возле неё – всегда живые цветы и всегда – небольшая группа людей. Икона очень уютно устроена на небольшом возвышении, куда можно подняться только по одному и там, наедине с Матерью Божией, попросить помощи в самом необходимом. Здесь нет толчеи, спешки. Да и куда спешить под плавное течение службы и пение прекрасного хора? Но однажды я слишком долго дожидалась своей очереди. Поднявшаяся передо мной по ступенькам женщина оставалась у иконы уже, наверное, более получаса, и я подняла на неё глаза. Далеко не старая, роскошно и явно не по-церковному одетая (в брюках, без головного убора) дама была более похожа на пациента психиатрической клиники, чем на прихожанку храма. Она то воздевала вверх руки и запрокидывала голову, точно на пляже под южным солнцем, то прижимала ладони к иконе, то ловила руками воздух и кутала в него своё ярко накрашенное лицо. Заметив моё изумление, служительница, протиравшая подсвечник, шепнула: “Не бойся, это экстрасенсы, они часто сюда приходят – говорят, заряжают энергией от иконы”.

Не знаю, осознавала ли сама “целительница”, что совершает святотатство (слово это означает воровство святыни) – ведь украсть благодать, исходящую от чудотворной иконы, не только невозможно, но и сама попытка такого воровства не останется без Божьего воздаяния. Или это была “рекламная акция” для тех её доверчивых клиентов, которые, возможно, стояли тут же в храме. Но одно я знаю точно: не может быть ничего общего, никакого согласия у Христа с Велиаром (этим именем, вслед за апостолом Павлом, святые отцы Церкви называют диавола). А ещё Церковь устами святых утверждает: каждый человек своими поступками служит либо Богу, либо – диаволу, как бы ни незаметно было это служение. Ведь со времени сотворения мира на земле идёт война между Господом и сатаной, а поле битвы – человеческие души. И от исхода этой битвы в каждом конкретном случае зависит вечная посмертная участь бессмертной души. Вот почему так строги забытые сегодня (но никем не отменённые!) церковные правила, касающиеся наказания за занятия ворожбой, гаданием, вызыванием духов (спиритизмом) – всем тем, чем занимались и занимаются древние и современные колдуны и экстрасенсы. В Ветхозаветные времена их предавали смерти, основываясь на строгом запрете людям прибегать к помощи тёмных сил: “не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это” (Второзак. 18, 10-12). Правилами Церкви, принятыми в первые века Христианства, для раскаявшихся колдунов и идолослужителей установлена 20-летняя епитимия. Более того, они, как и “предавшие себя волхователям или неким подобным”, приравниваются к убийцам!(65 и 72  правило святого Василия Великого). В некоторых случаях для обратившихся к волхвам и исполняющим “обычаи языческие” применялось более лёгкое наказание – шестилетнее отлучение от Церкви (83-е правило того же святого).

Корни оккультных наук уходят далеко в прошлое, они пришли в мир вместе с грехопадением первых людей. Эти знания, по мнению святых отцов, сообщили людям падшие ангелы, которые, в силу своей принадлежности в прошлом к различным чинам небесной иерархии, в той или иной степени посвящены в тайны бытия. С помощью этого “тайного знания” демоны пытаются подчинить себе человека, привлекая его внимание и интерес к себе путём открытия некоторых из этих “тайн” и наделяя своих последователей сверхъестественными способностями. Овладев этими способностями, человек становится “как боги”, оказывается в силах воздействовать на окружающий мир и людей, но и сам становится рабом тёмных сил. Знания же, полученные от бесов, ничего доброго дать не могут, а несут только зло, причиняющее вред миру. Это умножающееся зло и стало причиной всемирного потопа: “И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём. И сказал Господь: “Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил” (Быт. 6: 5-7). Однако и после потопа знания по магии не исчезают. По многочисленным свидетельствам древних, они были надёжно укрыты, а после потопа вновь предложены людям.

 Если проследить историю человечества, то окажется, что те древние цивилизации, в которых “тайные знания” получают наибольшее распространение, гибнут и исчезают с лица земли. Так случилось с Вавилонским, Ассирийским и Персидским царствами. Пророк Исайя, предрекая гибель Вавилона, от имени Господа с иронией говорит: “Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочёты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожёг их, — не избавил души своей от пламени” (Ис. 47: 12-14).

Не только Церковь, но и Сам Господь наказывает тех, кто пользуется  магическими ритуалами. За обращение к волшебнице, вызвавшей дух пророка Самуила, Господь попустил страшную смерть первому израильскому царю Саулу: на его глазах в сражении с врагами погибли трое его сыновей, а сам он покончил жизнь самоубийством, и победители воткнули отрубленную голову Саула в капище языческих богов (1-я Книга Царств).

Обращение людей к “тайному знанию” и его носителям наблюдалось во все времена земной истории, но особенно возрастало во времена апостасии – отступления человечества от Бога. Очень яркий всплеск оккультизма в России был на рубеже эпох – в предреволюционное время. Как грибы после дождя, в больших городах возникали теософские кружки, появилась оккультная школа Елены Блаватской, а затем и её последователей – супругов Рерих. Новым и страшным в этом течении было и остаётся то, что диавол – этот, по словам Спасителя, “лжец и отец лжи” (Ин.8, 44) – действует под именем Бога и Церкви, и тысячи не слишком воцерковлённых людей считают, что они обращаются к Богу, а на самом деле – отдают себя в руки диавола. Кстати, святые отцы единодушно утверждают, что именно вниманием человека стараются завладеть бесы: это единственная дверь, через которую они могут проникнуть в душу.

В документах Оптиной пустыни есть рассказ о том, как некая православная, воцерковлённая девушка стала посещать кружок спиритов из чистого любопытства. Желая проверить, не являются ли чудеса, происходящие на спиритических сеансах, лишь ловкостью рук, она самолично предложила использовать для вызывания духов церковную просфору – и тут же была наказана Господом внезапным приступом падучей болезни, после которого она на много лет стала одержима бесами; лишь после горячей молитвы на могиле преподобного старца Амвросия, долгой исповеди и вычитывания над нею Оптинскими старцами специальных молитв об избавлении от злых духов она смогла вновь обрести рассудок и причаститься Святых Христовых Таин.

 Именно великие старцы Оптиной пустыни первыми забили тревогу в связи с распространяющимся в России спиритизмом и спасли от гибели много человеческих душ. Некто Быков, бывший когда-то видным спиритом, описывает в книге “Тихие приюты” своё посещение оптинского старца Нектария и приводит его слова: “Люди учёные часто увлекаются спиритическими учениями, искренне думая, что этим путём можно найти спасение. Ан нет! Вот отсюда-то и проистекают болезни… Под прикрытием великого христианского учения и через своих слуг бесов, которые появляются на спиритических сеансах незаметно для человека, — он, сатана, сатанинской лестью древнего змея, заводит человека в такие ухабы и такие дебри, из которых нет ни возможности, ни сил выйти самому, ни даже распознать, что ты находишься в таковых”. Предупреждал великий старец и о том, что эти люди, возомнившие себя великими учителями и целителями, совершенно отступились от Бога и Церкви, хотя сами могут этого и не заметить, так как “дух тьмы настойчиво … посылает запутываемого человека в храмы Божии служить панихиды, молебны, читать акафисты” – но это лишь разжигает в человеке сатанинскую гордость, и несчастная человеческая душа “или теряет рассудок, человек становится невменяемым в самом точном смысле этого слова, или кончает с собой”.

Сегодня, когда мы, после долгих десятилетий государственного атеизма, после насильственного отторжения от настоящего церковного знания и сознания, вновь вернулись в Церковь, — оказывается, что мало одного желания быть с Богом, нужен ещё огромный душевный и физический труд.

 Когда нам наконец-то “разрешили верить”, оказалось, что люди, не подготовленные, как должно, с детства, не способны (а чаще – просто не желают!) воспринять Христианство, Православие во всей полноте, без купюр. Зайти в церковь, поставить свечку, исполнить внешние обряды – пожалуйста, и даже долгом своим считаем. А вот проникнуть в глубину – нет: “Нас же ничему не учили!” Но ведь давно уже есть церковные отделы и целые магазины духовной литературы, есть библиотеки при храмах, есть даже духовные курсы для детей и взрослых. Нужно только побудить себя к духовному образованию (или хотя бы самообразованию, но всё-таки желательно – под руководством духовного наставника) для того, чтобы наше общение с Богом не оказалось вдруг общением с демонами. Сегодня ведь нет великих прозорливых старцев, очень мало настоящих духовных учителей, зато сомнительной околоцерковной и оккультной литературы, телевизионных передач вроде недавнего цикла “Феномен” – пруд пруди. И это уже – откровенная, неприкрытая бесовщина, которая очень пагубно действует на физическое и психическое здоровье людей, и особенно детей.

Почти в каждой газете сегодня можно встретить рекламу “духовных” услуг. “Приворожу любимого!”, “Сниму (наведу) порчу и сглаз!”, “Снятие венца безбрачия!”. Что думаем мы, отправляя письмо по указанному адресу “матушке Ларисе” или собираясь на “целительный” сеанс к “бабушке Клаве”? Вдруг да поможет? А не поможет – всё равно интересно, да и деньги с нас берут не очень большие, пропадут впустую – не велика потеря…

Как же мы ошибаемся! Деньги наши пропадут не впустую, а в великий вред нам. Иногда – вред непоправимый. У многих наверняка в памяти телевизионные сеансы исцеления от всех болезней А.Кашпировского и их последствия – временные, а иногда и постоянные душевные расстройства, обострение болезней. Те же, кто, поддавшись магическому гипнозу, получал кажущееся исцеление, спустя некоторое время впадал в ещё более тяжкий недуг. Особенно уязвимыми перед духовной агрессией мага, по свидетельствам врачей, оказывались дети.

А вот такой эпизод из деятельности Кашпировского помнят, наверное, немногие: начиная сеансы массового гипноза, “целитель” просил собравшихся в зале и у экранов “снять с себя все металлические предметы”. И люди послушно снимали украшения, часы и…нательные кресты, без которых оказывались незащищёнными перед агрессией тёмных сил. Именно нательный крест, а не весь остальной металл мешал магу воздействовать на души людей. У меня до сих пор жива в памяти статья, опубликованная в середине 1990-х в газете “Православная Москва”, рассказывающая о ребёнке, разоблачившем колдуна, который под видом преподавателя какой-то духовной дисциплины устроился работать в школу. Лишь одна девочка из глубоко религиозной семьи, каждое воскресенье причащавшаяся в храме и всегда носившая освящённый крестик, не поддавалась чарам “учителя”, а, притворившись уснувшей, читала Иисусову молитву. Вместе с родителями она добилась того, что учитель-маг был изгнан из школы.

Вторая откровенная ложь Кашпировского была в том, что он заявлял со сцены и в интервью, будто бы его деятельность благословлена Церковью. В то время у нашей Церкви ещё не было доступа в светскую печать, и о том, что это ложь, узнали немногие: на страницах “Журнала Московской Патриархии” сообщалось, что Кашпировский не только не получал благословения Церкви, но и не мог за ним обратиться, поскольку сам был некрещёным.

Ложь о причастности экстрасенсов  магов, знахарей  к Церкви – козырная карта всех “бабушек”, “матушек” и “народных целителей”. И в рекламных роликах, и в жилище деревенского знахаря, и на сцене в зале, где проходит массовый сеанс “исцеления”, непременно присутствует христианская символика: кресты, свечи, иконы, кощунственно перемежаемые магическими и сатанинскими символами, знаками, предметами. Расчёт точен: неосвящённые церковные предметы не имеют духовной силы, но пришедший на сеанс видит эти предметы и успокаивается: “раз они здесь, значит, и целитель – от Бога”. Хотя воздействовать на психику и душу “целитель” будет с помощью именно магических, а не христианских символов.

В языке Православной Церкви нет понятий “сглаз”, “испуг” “венец безбрачия” – это лексика колдунов всех мастей, как бы они себя ни называли.

Да, есть тёмные силы, обращаясь к которым некоторые люди, сознательно ставшие на путь служения сатане, могут духовно и физически вредить другим людям – некрещёным или тем христианам, которые в силу различных причин утратили благодать Святого Духа и крестную силу, полученную при крещении. Но исцеление от колдовства и проклятия происходит совсем не так легко, как обещают “целители” и как хотелось бы нам. И уж тем более невозможно, да и духовно вредно учить духовному врачеванию всех желающих. “Если слепой поведёт слепого, то оба упадут в яму” (Мф. 15, 14), — говорит Господь. Спаситель  спрашивал иудейских законников: “Как сатана может изгонять сатану?” (Мк. 3, 23). Этот вопрос звучал риторически даже для фарисеев, ищущих обвинений против Христа. Для того времени было очевидным: силой диавола невозможно исцелить духовные болезни. Мы же, считающие себя христианами, вполне можем утром сходить в храм, а вечером – на приём к ворожее.

Нас не должно вводить в заблуждение и то, что многие “целители” используют во время своих сеансов молитвы. В житии одного из православных святых рассказывается, как во время молитвы подвижник увидел рядом с собой беса, что-то бормочущего и кланяющегося иконам. “Что это ты – молишься?” – изумился святой.  –    “Нет, я ругаюсь над молитвой”, — ответил бес. Так же ругаются над молитвой самозваные целители: вплетают в слова церковных молитв, вслух или мысленно, другие слова, используют совершенно не церковные заговоры и заклинания, облекая их церковным стилем и лексикой. Существуют целые ритуалы поругания христианской веры, которые человек нецерковный воспринимает как нечто божественное.

Лишь очень немногие, наиболее сильные чародеи открыто отрицаются от Христа и объявляют себя членами ассоциаций магов и колдунов, как, например, колдун Юрий Лонго. Огромную популярность этого “магистра практической магии” оборвала внезапная, страшная своей необъяснимостью смерть, в которой православные люди увидели Господнее возмездие за служение сатане.

В последнее время некоторые колдуны и маги, тратя деньги на солидную рекламу, стали предлагать свои услуги “абсолютно бесплатно”. Для чего?! Всем известна поговорка о бесплатном сыре, который бывает только в мышеловке. Не забыть бы о ней, собираясь воспользоваться заманчивым предложением. Эта мышеловка распахнута для бессмертной души, которую потом так непросто, а часто – невозможно вызволить из диавольского плена. Не слишком ли дорогая цена за “бесплатное” удовольствие?