На эту пару невозможно было смотреть без тёплой улыбки. Они светились счастьем – совсем юная, тоненькая, будто Дюймовочка, невеста и старавшийся быть серьезным и мужественным веснушчатый, с копной рыжих волос жених. Во всё время венчания они то и дело взглядывали друг на друга, словно боялись, что всё это происходит не с ними, а в каком-то дивном сказочном сне.

…Не прошло и полгода, как мать невесты – теперь уже жены – подошла к священнику: «Батюшка, развенчайте наших молодых!» – «Что-что?!» – не понял священник с лёгкостью слетевшего с губ женщины неологизма. – «Развенчать надо, – уверено повторила посетительница, – Детей у них нет, в ЗАГСе уже развели. – «Да что случилось-то?» – «Да ничего страшного, – улыбнулась просительница. – Не сошлись характерами. Светочка моя уж с другим сошлась, надо бы повенчать, но сначала… – она вдруг запнулась, поняв, что говорит нечто несуразное, – развенчаться с этим надо ж».

Развенчать. Ни в одном словаре не найти такого слова. Потому что нет такого понятия, никогда не знала Церковь такого «священнодействия». Наше горькое безбожное наследие не оборвалось так же резко, как внезапно остановилось гонение на Церковь и веру. В храм нынче смело идут все. Многие – слишком смело. Перестав бояться вызова на комсомольское собрание или в кабинет директора, отбросили и боязнь Бога. И вот уже смело требуют у батюшек: покрестите побыстрее – мы спешим! Обвенчайте в субботу, мы же в этот день расписываемся! Отпойте самоубийцу – он был начальником! И наконец – дух времени! – «развенчайте нас»!

Но Церковь не хочет идти «в ногу со временем». Меняются правительства и внешний статус религии в обществе, но правила церковные остаются неизменными. Они установлены Иисусом Христом и законодательно оформлены в первые века христианства, на семи Вселенских Соборах.

Семь главных священнодействий названы в Церкви таинствами. Таинство – то, что невозможно объяснить рационально, то, что из области знаний переходит в область веры. В таинстве по молитве священника на людей, над которыми совершается таинство, сходит благодать Святого Духа, «снять» которую человек уже не может. Во время венчания из двух людей складывается одна супружеская чета. «Да будут два в плоть едину!» – провозглашает апостол Павел. И добавляет: «Тайна сия велика есть». (Ефес.5,31-32). Сочетаясь законным браком (а таковым Церковь признает только таинство венчания), человек возвращается к своему первоначальному естеству: ведь первой чете – Адаму и Еве было дано одно имя – человек («И сотворил Бог человека… мужа и жену», – читаем мы в 1-й главе книги «Бытие»).

Ежегодно в нашей стране растёт число разводов. Это явление справедливо связывают с безблагодатностью гражданского бракосочетания. Да и сам термин этот – «гражданский брак» – во времена Царской, Православной России означал совсем не то, что принято понимать под этими словами сегодня. Гражданским браком называли блуд или, ещё хуже – прелюбодеяние! Православное государство признавало законным браком лишь тот, что был заключён в Церкви. Исключение составляли люди, принадлежащие к другим религиям, но и для них российские законы требовали заключения брака по тем религиозным нормам, что существовали в иных конфессиях. Те же, кто жил в блуде (невенчанном браке) или прелюбодействовал (оставлял законного супруга и уходил к другому), считались изгоями общества, а Церковь относилась к такому сожительству очень строго, отлучая таких православных от таинства Святого Причащения.

Сегодня наше государство живёт по иным законам, оно не провозгласило себя Православным, поэтому любой брак должен быть зарегистрирован в гражданских органах власти. Но ведь для души православного человека не изменилось ничего! Меняются правительства, государства, отношения этих государств к религии. А Бог – тот же, и законы Его – те же. Ему не важно, в каком государстве и в какое время мы живём. Ему важно – как мы исполняем Его заповеди.

Супруги, на совместную жизнь которых не было благословения Господня, живут в блуде; дети, рождённые в том браке, для Церкви – незаконнорожденные.

Но всё-таки даже венчание – ещё не гарантия прочности семейного очага. В чём же дело?

А дело в том, что в нас почти исчез страх Господень, который святые отцы называют «началом премудрости» и поставляют в основу человеческой жизни. Что ищут молодые в таинстве венчания? Для них это – прежде всего красота, зрелищность, старинный обряд, яркая память, запечатлённая на видеокамеру. Да ещё – как талисман, гарантирующий прочность брака, вручённые молодожёнам священником венчальные свечи и полотенце, которым связывали руки. Но сами по себе материальные свидетельства венчания не сохранят и не упрочат брак. Человек создан Богом свободным, вольным выбирать, жить ли ему по Божьим законам или по своему разумению и хотению. Современный человек чаще выбирает последнее.

Готовясь вступить в брак, о Церкви, как правило, вспоминают в последний момент. Или ещё хуже: помнить-то помнят, но откладывают визит к священнику до последней минуты. Уже давно назначен в ЗАГСе день регистрации, пошиты свадебные наряды, разосланы приглашения гостям, собрано приданое, заказаны оркестр и машины. Осталось два дня до свадьбы – ну, теперь можно и к батюшке сходить. Да и то – зачем самим молодым тратить время, пусть отдохнут перед свадьбой, а с батюшкой договорится мать невесты, она ведь и в храм иногда по праздникам ходит… Пришла. «Обвенчать надо, батюшка!» А священник ей – с горькой улыбкой: «А где же ваш жених?» – «Да не меня, – смеётся женщина, всё ещё не понимая нелепости своей просьбы. – Не меня, дочка моя замуж выходит». Объясняет батюшка, мягко выговаривает за нерадивость, и приходится всё-таки самим молодым идти на беседу к священнику. Но что успевает запечатлеться в их памяти и душах, когда до свадьбы – два дня, когда в часовой беседе нужно усвоить то, чему должны были учить родители с детства… если бы у них самих была православная семья. Но даже если эта беседа состоялась у священника за неделю, за месяц до свадьбы, то многие ли подготовились к таинству, как должно? Ведь венчанию должен предшествовать пост, исповедь и Причастие. В прошлые времена молодожёны приезжали в воскресный день в храм к началу службы, исповедовались, причащались, и по окончании Литургии начиналось венчание. Сейчас многие батюшки отказываются венчать в воскресенье. Регистрация была накануне, всю ночь ели и пили, гуляли и веселились. И вот, прямо из-за стола, гурьбой, поехали в храм. Не исполнив ничего из положенного перед венчанием, не отдав Богу Божие, мы требуем, чтобы Он воздал нам сполна, гарантировал нерушимость и благополучие семьи. Но может ли быть прочно то, что начато с вопиющими нарушениями?

Как-то раз, незадолго до начала Рождественского поста, мне пришлось участвовать в венчании одной пары. Пришли молодые вместе с родителями к батюшке недели за две. Побеседовали, выбрали дату венчания. «А когда же свадьба?» – спросил священник. Посетители засмеялись. «Вы нас, батюшка, ругать будете. В первый день поста». Почему, зачем? Тем более – зная заведомо, что совершают беззаконие. Да и спешить-то им было некуда – у жениха с невестой подрастал сынишка. Венчание состоялось в назначенный день. А свадьба? Этого я не знаю. Но слабо верится, что, убеждённые словами священника, её отменили, перенесли на послерождественское время.

А вот другая нововенчанная чета. Молодая девушка вышла за разведённого мужчину. Он оставил жену, детей и ищет счастья в новом браке. Формально, перед законом он чист: с прежней женой разведён, с нею он не венчался. Это тоже одно из распространённых заблуждений, а скорее, самооправданий: не венчался – значит, свободен. Но, видимо, совесть что-то подсказывает, и не в свой храм, а в город, к незнакомому батюшке едут молодожёны, и там на вопрос священника: «Не обещался ли иной невесте?» – разведённый жених твёрдо отвечает: «Не обещался». По церковному закону, без этого вопроса-ответа нельзя начинать венчания. И если кто-то из присутствующих знает, что у жениха или невесты есть препятствия к вступлению в брак, они обязаны объявить об этом в храме, иначе сами становятся соучастниками греха. Знают все: свидетели, родные, гости и сами молодые. Знают, что не только «обещался», но и бегают где-то возле своего дома двое детей жениха. Знают – и молчат, и искренне желают ему счастья в новом браке. Не знает только батюшка, возлагающий на их главы венцы. Батюшку можно обмануть. Но Бога?! Пошлёт ли Он Своё благословение, благодать Святого Духа на совершающееся беззаконие?

А что, спрашивается, делать, если действительно не сошлись характерами, если недавно ещё не мыслившие своего существования друг без друга становятся чужими, не имеющими ничего общего, кроме дома и хозяйства, людьми? Да ничего не делать. Жить и понемногу менять свой характер, подстраивать его под характер супруга. Церковь принципиально против любого развода: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучит». (Мф.19,6). В исключительных случаях расторжение венчанного брака возможно, и главная причина, по которой высшее священноначалие (приходской священник разрешить эту проблему не властен) может разрешить развод – прелюбодеяние, физическая измена одного из супругов. Грехом прелюбодеяния нарушается целостность брака: в единую плоть, каковой является муж и жена, вторгается некто третий. Но и эта серьёзная причина не является обязательной для развода. Если согрешивший супруг приносит покаяние и обещает своей законной «половине» не нарушать супружеской верности впредь, то их брак остаётся в силе. Духовной причиной для расторжения брака могут стать препятствия, чинимые одним из супругов другому в исполнении религиозных таинств и обрядов. Например, муж-атеист или иноверец запрещает жене ходить в церковь, причащаться, крестить детей, или же принуждает её к принятию другой, не православной религии. Случается, что супруги, не имеющие несовершеннолетних детей, решаются, по взаимному согласию, посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастыри. Разрешение на монашество может быть получено. Хотя в этом случае брак их не расторгается, а переходит из области плотской в область сугубо духовную.

Большинство причин, кажущихся нам весомыми для расторжения брака, Церковью не признаются существенными для развода. Нужно устранять их, по возможности, собственными силами, собственным смирением и терпением скорбей, которые неизбежны для живущих на земле. Большую помощь для восстановления семьи может оказать и опытный духовник-священник, а чтобы причин, разрушающих брак, было меньше, нужно относиться к таинству венчания как к самому серьезному в своей жизни и готовиться к нему задолго до объявления дня свадьбы. В прекрасной книге «Нравственное Богословие для мирян» (она должна стать настольной книгой всякой православной семьи!) даётся такой совет женихам и невестам: «Если вы хотите найти взаимное счастье в супружестве, – вот чего ищите друг в друге: веры и веры в Бога».Вера в Бога – это желание и стремление жить по Заповедям Божиим. А там, где они будут соблюдаться, там, где будет общее желание исполнять Закон Христов, – сами собой примирятся несхожие характеры и не прозвучит под сводами храма печальное «развенчайте нас».

Марина Захарчук