Читая Библию

Тот, кто жил в советское время, хорошо помнит, с каким упорством насаждалась советским людям религия атеизма. Я не оговорилась. Атеизм (дословно: отрицание Бога) – это тоже религия, упорное, невзирая ни на какие логические доказательства и не поддающиеся логике чудеса, неверие в существование Бога. Несмотря на усилия богоборцев, приняли эту новую религию далеко не все, но всё же – большинство. Так же, как сегодня большинство атеизм отвергают. Не имея, впрочем, для этого ни твёрдых знаний, ни твёрдой веры в Бога. Наверное, поэтому я получаю иногда такие письма:

«Марина Захарчук часто печатает статьи православного толка, является весьма опытным и эрудированным теологом, и мне захотелось вступить с ней в лёгкую полемику, а точнее, задать несколько вопросов по существу её статей… Пару слов о Библии. Уж очень неуважительно мы изображаем в ней нашего Бога. Он и всемогущий, и всезнающий, а небо считает твердью, сначала отделяет свет от тьмы, а потом создаёт солнце и луну. А как понимать слова, что на седьмой день Он почил? Он что, уснул? Тогда зачем мешать Ему отдыхать и приставать к Нему с нашими молитвами в день отдыха? Ну почему мы такие жестокие? Даже своему Богу не даём покоя ни днём, ни ночью. Кстати, о Его всемогуществе. Какой бог может изменять законы природы, ну, например, изменить таблицу умножения, чтобы дважды два было не четыре, а семь? Может ли Он отменить закон всемирного тяготения или чиновников сделать не взяточниками, а честными слугами народа? Очевидно, есть такие проблемы, которые сегодня не под силу даже богам. Одна из них, как забеременеть от Святого Духа? Стать монашкой? Об этом чуде мечтают миллионы бездетных женщин, но оно произошло единственный раз. Вы знаете, когда. Согласно Библии (кн. 2, гл. 6), у Бога было очень много сынов. Почему мы молимся только одному Иисусу Христу? Другие что, недостойны?.. Николай Ивнянский».

«Пара слов» автора – даже не о Библии, а только об одной, первой книге Библии «Бытие».

Знаете, в чём Ваша, Николай, да и многих неопытных читателей ошибка? Вы читаете Священное Писание как художественную литературу. А к нему нужно относиться по меньшей мере как к научной книге. Ведь недаром же теология (богословие) – это именно наука, а не просто наше эмоциональное восприятие текста Библии. А раз наука – должны быть и учебники. Вот с них и нужно начинать! Существуют и самые настоящие учебники, по которым учатся в духовных семинариях и академиях, существуют многочисленные толкования – а вернее, разъяснения библейских текстов, написанные святыми отцами древности и современными теологами. Если мы внимательно эти разъяснения-толкования прочитаем, очень многое встанет на свои места и не вызовет того недоумения, которое возникает у Вас. Только читать нужно те современные книги, которые написаны по благословению нашего священноначалия и одобрены издательским советом Московской Патриархии. Книга Зеликова «Путь слепцов прозревших», о которой Вы с возмущением упоминаете (разделяю Ваше возмущение), никем не благословлена и не одобрена. Я же, ограничиваясь малым форматом газетной статьи, попробую сделать только несколько штрихов, которые, надеюсь, всё же заставят Вас пересмотреть свою точку зрения.

Начнём с того, что лежащий перед Вами экземпляр Библии – это перевод с перевода. Первоисточник Ветхого Завета был написан на древнееврейском языке. Затем – переведён на древнегреческий, а с него – на церковнославянский и, наконец, на русский (тоже уже во многом устаревший). Некоторые слова и понятия ветхозаветных текстов полностью разъяснить может только первоисточник.

Бога «неуважительно изображаем» не мы. У каждой книги Библии есть свои авторы – их называют пророками, судьями, царями израильского народа. Все они позднее были причислены к лику святых. Потому что Библию они писали, конечно же, не своим произволением, а по наитию Святого Духа. Потому и называются их труды богодохновенными, а сама Библия – Священным Писанием. И вот в этом нам-то как раз сомневаться не пристало. В Библии описаны такие события, даны такие пророчества, которые и в голову не могли придти ветхозаветным людям. В их языке и понятий таких не было! Вот и использовал Моисей – автор первых пяти книг Библии – те слова, которые могли хотя бы приблизительно объяснить его современникам Божий замысел. Да и язык у древних евреев был очень беден. В письменности отсутствовали гласные буквы, так что одно и то же написание порой читалось по-разному, да и обозначало разные понятия. Вот и слово «иом», которое в переводах Библии звучит как «день», в то время обозначало и вообще любой отрезок времени. Так что, когда мы читаем о шести днях творения, это совсем не обязательно те 6 дней, которые мы имеем сейчас. Богословы до сих пор не пришли к единому мнению. Одни считают, что библейский текст нужно воспринимать буквально, и 6 дней – это именно 6 суток. Другие – их большинство – уверены, что под «иомом» может скрываться период времени в сотни и тысячи лет. Ведь и в самом тексте Библии сказано (по другому, впрочем, поводу), что у Бога «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8). Святитель Иоанн Златоуст считал повторяющиеся в конце описания каждого дня творения слова «И был вечер, и было утро, день первый (второй, третий)» – лишь символами, а не действительным обозначением суток, «чтобы ты знал, что не мгновенно всё появилось, а что было начало, середина и конец периода». Да и главный толкователь книги «Бытие» святой Василий Великий в своём труде «Шестоднев» пишет: «Если ты скажешь день или век, то выразишь одно и то же понятие».

Библейское повествование о сотворении мира – это в очень сжатой форме (а большего понять и принять люди того времени не могли!) рассказ о создании Вселенной. Свет, который Господь сотворил в первый день, – первооснова всего. Это сегодня учёные знают о том, что свет – это рассеянная во вселенной первичная световая туманность с температурой свыше 15 тысяч градусов. Словом Божиим он «отделился от тьмы» и сгустился в миллионы отдельных светил. Понять до конца природу такого превращения человечество не может до сих пор.

Во второй день-период Господь создал «твердь» и назвал её небом. Каким ещё понятным для людей словом можно было назвать видимую с земли небесную атмосферу? Но Господь предупреждает: за пределами этой «тверди» есть иные миры, Он «отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» (Быт. 1, 7). Современные богословы под «водою над твердью» понимают эфир, космос.

Подробные толкования-разъяснения можно найти на каждый из описанных в Библии дней творения, да и вообще на любой библейский текст. Невозможно здесь познакомить с ними читателей, поэтому любознательным я посоветовала бы почитать уже упоминавшийся «Шестоднев» святого Василия Великого, книгу протоиерея Стефана Ляшевского «Библия и наука», а также труд иеромонаха Серафима (Роуза) «Бытие: сотворения мира и первые ветхозаветные люди».

Моего оппонента смущает слово «почил» применительно к Богу. Но ведь словами «и почил Бог от дел Своих» нам сообщается только то, что в 6 дней Господь закончил сотворение мира, перестал вносить нечто новое в созданную Им систему мироздания. Дальше – она развивается по установленным Богом законам. Много позже, в Евангелии, мы встречаем слова Христа: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17). Господь уже не творит вселенную, но управляет ею. «В противном случае, как могла бы существовать вселенная, когда бы верховная рука не управляла и не распоряжалась всем видимым и человеческим родом» (святитель Иоанн Златоуст, «Беседы на книгу Бытие). Нашими молитвами мы не «мешаем Ему отдыхать», как ёрнически замечает Н. Ивнянский. Мы – свидетельствуем о своей вере в Бога и, главное, Богу, просим управить нашу жизнь согласно Его благой воле. «Какой Бог может изменить законы природы!» – восклицает автор письма. Только Тот, отвечу я, Который эти законы создал! Хотя, думается, Он создавал их не для того, чтобы менять, а для того, чтобы мы жили в соответствии с этими данными нам Богом физическими и нравственными законами. И всё же там, где Он считает это необходимым, Господь меняет законы природы. Есть в церковных текстах чудесная строчка, которую мне не хотелось бы переводить на русский: «Бог, идеже хощет, побеждает естества чин». Такое явление изменения обычного состояния природы названо в молитвословиях «чудом преестественным». Этими словами Церковь описывает непорочное зачатие и рождение от Девы Марии Господа нашего Иисуса Христа. Но такие преестественные чудеса происходят однажды в мировой истории! Я не думаю, что о том же самом мечтают «миллионы бездетных женщин» – они мечтают о ребёнке, рождённом от обычного мужа. Но ведь не секрет, что большинство наших бед происходит из-за того, что мы, именно мы сами нарушаем установленные Богом законы и тем самым отдаляем себя от Бога и лишаемся Его помощи. И лишь немногие возвращаются к Богу с покаянной молитвой. Те же, кто смиренно, но неотступно просят, «не давая покоя ни днём, ни ночью», часто получают просимое, по неизреченному милосердию Божию.

Что же до утверждения моего читателя Н. Ивнянского о том, что «у Бога было очень много сынов», однако мы молимся одному Иисусу Христу – тут он просто невнимательно прочитал совершенно ясный библейский текст. В указанной им 6-й главе книги «Исход» речь идёт не о сынах Божиих, а о сынах Израилевых: так названы в Библии потомки библейского патриарха Иакова-Израиля, давшего имя целому народу и, впоследствии, государству. Даже первого, сотворённого Им, человека, Адама, Бог не называл Своим сыном. Его действительный, единородный Сын – один, наш Спаситель Иисус Христос. Именно Он дал нам право обращаться к Богу словами «Отче наш» – Отец наш Небесный. Так что, в широком, но всё же не прямом смысле, все мы – дети Небесного Отца, Который создал весь видимый и невидимый мир. И, конечно, в этом мире Он может сотворить любое чудо, изменить любой, Им созданный закон. Кроме одного.

В те времена, когда на земле проповедовали Апостолы и их последователи, в Римской империи существовало множество философских школ и групп. Одна из них, именуемая софистами, стремилась доказывать недоказуемое и опровергать очевидное. Однажды софисты вступили в полемику с христианами и задали им вопрос: «Если ваш Бог всемогущий, то может ли Он создать камень, который Сам не сможет поднять?». И христиане ответили: «Да. Этот камень – человек».

А «сделать чиновников не взяточниками» Господь действительно не может! Ведь Он создал человека по Своему образу и подобию, то есть – со свободной разумной волей. Сделать человека таким или иным, переделать его нравственный настрой насильно – значило бы нарушить ту свободу, которой обладает личность. Господь дал ветхозаветным людям Закон; Господь показал в Новом Завете пути к достижению Царства Небесного через исполнение новозаветных заповедей. Но каждый из нас сам выбирает свой путь, движется либо к Небесному Царству, либо в противоположную сторону.

Марина Захарчук