«Чаю воскресения мертвых»

 


В дни поминовения усопших наши храмы переполнены. Но всегда ли мы осознаём, для чего стоим на панихиде, о чём просим вместе со священником Бога?


Однажды моя близкая знакомая, которая всегда передавала через меня в наш приходской храм заказы на поминовение усопших, неожиданно спросила: «Да где он – рай, ад?! Нет никакой жизни после смерти! Ты и сама наверняка не веришь в неё». Я возмутилась несправедливым укором. А потом подумала, что верить действительно очень трудно, особенно нам, в большинстве своём рождённым и воспитанным в атеистическое время.


Ещё ветхозаветные праведники – Авраам, Иов, пророки Исайя, Даниил, Осия и другие – имели веру во всеобщее воскресение мёртвых. «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога», – восклицает Иов Многострадальный (Иов.19, 25-26). Ему вторит пророк Исайя: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела!» (Ис.26, 19). А в книге пророка Осии  Сам Господь говорит: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа?» (Ос.13, 14).


 В Новом Завете уже Сам Искупитель мира – Господь Иисус Христос проповедует о воскресении (этот отрывок из Евангелия священник читает при совершении отпевания): «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5, 25, 29). Завещая ученикам совершать таинство Причащения, Христос обещает: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6, 54). А когда объясняет цель Своего пришествия на землю, говорит: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3, 15-16). И наконец, Сам Господь умер на кресте, был погребён и в третий день воскрес! Каким именно образом совершилось Воскресение – мы не знаем: очевидно, это тайна пока недоступна или неполезна нашему разуму, коль Господь не соблаговолил открыть её людям. Но апостолы – современники этого события и очевидцы многократных явлений Господа людям в период от Воскресения до Вознесения Его на небо – взывали к сомневающимся в воскресении мёртвых: «Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых? Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес: а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших» (1 Кор.15, 19-20).

 


До всеобщего воскресения мёртвых души абсолютно всех усопших, независимо от вероисповедания и возраста умершего (и даже души нерождённых, умерших или убитых в материнской утробе детей), находятся в состоянии бессмертия. По учению Церкви, души праведных находятся в предначатии вечного блаженства, а души грешников – в предначатии вечных мук. «Человекам надлежит однажды умереть, а потом суд», – говорит апостол Павел (Евр.9, 27). До всеобщего воскресения мёртвых, когда будет совершён всеобщий Страшный Суд Христов и каждый получит либо новую, вечную жизнь с Богом, либо вечную, нескончаемую муку, над душой каждого усопшего совершается частный суд.


 В сороковой день по смерти человека Господь определяет душе место, где она будет находиться до Страшного Суда. Души людей, стяжавших при жизни святость, и по смерти получают особую близость к Богу, молят Его о живущих на земле, могут помогать нам и даже в особых случаях являться людям. Все же остальные нуждаются в наших молитвах. Апостол Иаков призывал: «Молитесь друг за друга!» (Иак.5, 6). Апостол Павел в послании к епископу Тимофею писал: «Прежде всего прошу совершать молитвы, приношения, моления, благодарения за всех человеков» (Тим.2, 1). В Ветхом Завете пророк Варух молился за умерших: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою…Не вспоминай неправд отцов наших» (Варух 3, 4-5); а Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов (2 Мак.12, 39-45).


 И в Православной Церкви, начиная с апостольских времён, совершается как общецерковное, во время Богослужений, так и частное (каждым христианином в домашних молитвах) поминовение усопших. А для того чтобы мы не забывали почаще поминать своих усопших родных, Церковью определены несколько дней в году для всеобщего поминовения усопших, так называемые родительские субботы. Две из них – мясопустная, за неделю до начала Великого поста, и Троицкая – названы вселенскими, они общие для православных Церквей во всём мире. Димитриевская поминальная суббота установлена князем Дмитрием Донским в память о битве на поле Куликовском, но за время, прошедшее с того исторического события, она тоже стала всеобщей поминальной для Русской Церкви. Во вторник второй недели после Пасхи совершается пасхальное поминовение усопших, этот день Церковь называет Радоницей. В Великом посту, когда литургии служатся реже, чем обычно, и не совершаются обычные панихиды, для поминовения усопших определены вторая, третья и четвёртая субботы поста. Русская Церковь совершает поминовение усопших 9 мая, в день Победы над фашизмом, и в день Собора новомучеников и исповедников российских (один из воскресных дней незадолго до Великого поста, когда поминаются все, погибшие в годину гонений за веру при советской власти).


До сорокового дня, пока душе ещё не определена посмертная участь, желательна ежедневная церковная молитва: для этого в храме нужно заказать сорокоуст. Святитель Иоанн (Максимович) в труде «Жизнь после смерти» говорит об особенной важности чтения над умирающим канона на исход души (он напечатан в некоторых моливословах, и читать его может не только священник, но и мирянин), который помогает душе, ощущающей приближение смерти и часто видящий приближающихся к ней ангелов и демонов, освободиться от тела. Над скончавшимся святитель Иоанн советует сразу же совершать панихиды, не ожидая часа погребения. В первые два дня душа остаётся на земле, как бы адаптируясь к своему новому состоянию, и в это время ей бывает тяжела разлука с близкими и страшно перед грядущим прохождением мытарств. Мытарства – это двадцать духовных ступеней при восхождении души от земли к Богу, на которых все существующие в мире грехи собраны в двадцать различных видов. На каждом мытарстве душу, поддерживаемую ангелами, встречают бесы, предъявляя ей те грехи, которые человек совершил при жизни, и требуя ответа (оправдания) за них. Прохождения через мытарства совершаются в третий день по смерти – вот почему так важно особенное церковное поминовение и домашние молитвы близких именно в третий день. Прошедшая мытарства душа поклоняется Богу, и с третьего по девятый день ангелы показывают ей райские чертоги, а с девятого по сороковой дни душа созерцает глубины ада. В сороковой день Господь определяет душу в одно из мест рая или ада. Но и там души находятся не в равных условиях, как это будет лишь после Страшного Суда, а каждая – по своим заслугам и – что очень важно для нас, живущих, – по нашим молитвам и милостыни, которую мы творим в память об усопших.


А пока – сделаем хотя бы тот минимум, который, думаю,  не затруднит никого: в день всецерковного поминовения пойдём в храм, закажем панихиду и постоим на службе, внимая словам молитв и песнопений и мысленно прося у Бога прощения и оставления грехов нашим усопшим ближним.


М. Захарчук