Ивнянское благочиние

Статья «Радость Великого поста» (от 22 февраля 2015 г.)

В канун Великого поста, на масляной неделе, пригласили меня в школу рассказать детям о народных и церковных традициях празднования Масленицы. Ребята собрались не слишком маленькие, но и не старшеклассники – 4-й, 5-й, 6-й класс, как раз тот возраст, когда новое воспринимается не пассивно и возбуждает встречные вопросы. Естественно, от Масленицы разговор перешёл к посту. И тут мои юные собеседники, растущие в деревне и с младенчества привыкшие – кто чаще, кто реже – ходить с бабушками в храм, снова не ударили лицом в грязь: о посте они знали, и дату грядущей Пасхи вспомнили легко, и бойко перечислили продукты, относящиеся и к постной, и к скоромной пище, и даже пообещали непременно поисповедоваться и причаститься в одно из постовых воскресений… Сам собою всплыл вопрос: а как же им, детям, подготовиться к таинствам исповеди и причастия и вообще – соблюсти пост? Ведь в школьной столовой готовят совсем не постную пищу, да и далеко не каждый родитель позволит ребёнку питаться без мяса и молока. Ну разве что 2-3 дня перед самим причащением, как этого требует церковная традиция в обычное, не постное время.

А ведь выход – есть! Стоит только вспомнить, что слово «пост» означает – воздержание, отказ от всего лишнего, не-необходимого: лишней пищи, лишнего сна, лишних развлечений.

Конечно, самое необходимое для жизни человека – это пища, наш насущный хлеб. Человеку воцерковлённому, привыкшему часто посещать храм и знакомому с церковным уставом, соблюсти пост в пище не так уж трудно. А вот для тех, кто ещё не ощущает себя частью церковного организма, отказаться на длительное время от хлеба насущного представляется очень сложным. Но такой ли он насущный? У знаменитого подвижника XVI века святого Нила мироточивого Афонского есть пророчество о том, что люди последнего времени (то есть мы с вами) будут есть в 7 раз больше, чем необходимо человеческому организму! Хотите проверить? Откроем устав о Великом посте, пришедший в нашу Церковь из первохристианских веков (он действует и сегодня).

Во всё время поста все дни с понедельника по пятницу полагается поститься (то есть ничего не есть) в течение дня и лишь вечером вкушать пищу один раз «сухоядением». Это означает, что пища должна быть не варёной: например, печёная картошка и другие овощи, квас (вместо чая и компота), хлеб. И лишь по субботам и воскресеньем разрешается есть дважды в день варёную пищу с постным маслом. Так же разрешается ослабить пост варёной пищей с маслом в дни празднования памяти особо чтимых святых. И лишь два раза за весь пост, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье можно приготовить рыбные блюда.

Устав этот писался для монастырей. Но в прежние времена почти не делалось различий между монахами и мирянами в правилах церковной жизни; живущим в миру лишь благословлялось есть мясо в непостное время, монахи же не только не едят мяса никогда, но и по понедельникам строго воздерживаются от скоромного. Хотя сегодня вряд ли сыщется монастырь, в котором соблюдались бы все строгости устава. Но всё же монахи стараются приближаться к нему как можно точнее. И рыбу, разумеется, в пост не едят, и пища среди недели хоть и варёная, но без постного масла. И едят многие один раз в день. А на первой и последней неделях поста на столах в трапезной – миски с печёной картошкой и квашеной капустой остаются почти нетронутыми: многие стараются совершенно воздерживаться от пищи. Да и нам – даже сегодня, если и не соблюсти этот устав целиком, то можно хотя бы приблизиться к нему: каждому в меру своих сил. И то, что поначалу виделось невероятно трудным, постепенно окажется вполне осуществимым, и мы обнаружим, что можем обходиться гораздо меньшим количеством калорий.

Череду длинных великопостных Богослужений, почти не прерывающихся на дневной отдых, мы, конечно, выстоять не сможем – и в силу объективных причин (работа, учёба, домашние заботы), и по нашей физической немощи. Помнится, как-то на проповеди наш знаменитый старец схи-архимандрит Григорий из села Покровка Ивнянского района сказал, обращаясь к своим постоянным (!) прихожанкам: «Все вы, стоящие здесь, не стоите одной старинной русской женщины, которая успевала и в поле работать, и детей каждый год рожать, и дом содержать без современной техники, и молиться, и поститься».

Да, мы – не те. И возврата к прошлым временам уже не будет. Но не станем этим смущаться. Есть ещё очень многое, что мы можем исполнить во время поста.

Очень важно помнить, что наша любовь к Церкви, к её службам и уставам не должна быть в ущерб нашим близким. А то ведь часто и мы сами огорчаемся, и родных понуждаем гневаться на нас. Нам хочется, чтобы наши домашние разделили с нами тяготы и радости поста. Но в христианстве ничего не делается принуждением! Понуждать можно лишь самого себя. Не хотят наши взрослые дети, супруги поститься, исповедоваться, ходить в храм – печально. Но не будем их попрекать. И обед сготовим обычный, и прочие их привычки ломать не станем. А у них, наверное, хватит такта и любви, чтобы не мешать нам громкой музыкой, не приглашать в дни поста гостей.

Мы часто жалуемся, что не хватает нам времени на молитву. А вот для этого и дан пост. Те часы, что обычно мы тратим на отдых – телевизор, компьютер, походы в кино и театр, – употребим для молитвы, для посещения храма. Пост – для того, чтобы у нас было время вспомнить о Боге, поразмыслить о своих грехах, смыть их в таинствах покаяния и причащения и с чистой душой встретить праздник праздников – Светлое Христово Воскресение.

В посту не принято ходить в гости и принимать гостей у себя, то есть устраивать застолья. Празднование дня рожденья и других семейных дат вполне можно перенести на время окончания поста или устроить до его начала – кому как удобнее. А как быть с поминками? Точно так же. Если день поминовения – к примеру, сороковины или годовщина – выпадает в посту, нужно отслужить панихиду в храме. А поминальную трапезу устроить в другое время, когда можно будет употреблять постную пищу. Обед «за покойника» нужен живым! Усопшему же нужна лишь наша молитва.

… Всё это я рассказала слушавшим меня школьникам. И спросила: от чего лишнего смогут отказаться на время поста они? В наступившей тишине после паузы раздались неуверенные голоса: «От молока… от конфет… от ссор…» – «Ну, а телевизор, компьютер?» – подсказала я. – «Не-ет! Это не лишнее, это – необходимое!» – зазвучали, нарастая, голоса. И я увидела, что тут ни школе, ни Церкви одними наставлениями не справиться. В борьбе с таким опасным врагом, каким стал сегодня не только для детей, но и для многих взрослых телевизор и компьютер, главная роль принадлежит семье, родителям. Почти каждый из нас, взрослых, сетует на то, что телепередачи и компьютерные игры полны жестокости, пропагандируют насилие либо – это больше касается телевизора – откровенное бесстыдство и так называемый юмор «ниже пояса». Сетуем! – и продолжаем смотреть. Но если мы хотя бы пытаемся отделить зёрна от плевел, то дети, сидящие рядом, впитывают всё, как губка. Они ещё не могут чётко разграничить истинные и мнимые ценности и воспринимают всё, как должное. А потом, подрастая, ошеломляют нас своим цинизмом и жестокостью. Помню опубликованные несколько лет назад в белгородских газетах итоги опроса среди школьников 8-10 лет. Половина мальчишек этого возраста хотят походить на Человека-Паука! А самые заветные желания детей – иметь компьютер, сотовый телефон, машину… И это в нашей благополучной, по сравнению с другими регионами, области, где усилия церковного и гражданского руководства объединены в стремлении воспитывать детей на основах православных традиций и ценностей. Но без помощи родителей, семьи эти усилия сводятся на нет!

Я не верю родителям, которые жалуются на своих детей: «Управы на него нет!» Да, мы живём в жестоком мире и сегодня труднее воспитывать ребёнка, чем сто, двести лет назад. Но если мы уклоняемся от воспитания детей – их «воспитают» телевизор и компьютер. Святые Отцы Церкви утверждают: когда мы читаем книгу, то входим в духовную связь с её автором и с теми, о ком рассказывают страницы книги. В ещё большей мере это происходит при просмотре видеопродукции. Каких же друзей выбираем мы для своих детей?

Отказаться на время поста от компьютерных игр и фильмов, а общение с телевизором ограничить информационными и очень редкими действительно серьёзными и нужными программами – разве это так уж трудно? Куда полезнее потратить освободившееся время на занятия с детьми, на взаимную радость общения. И возможно, случится, что и после окончания поста наши дети не будут уже отдаляться от нас.

Пост не должен быть ни для нас, ни для наших детей печальной необходимостью. Для православного человека это – радостное время, потому что, очищая душу от грехов, оно освобождает её от мнимых ценностей и восстанавливает ценности вечные, приближая человека к Богу. Вот почему в эти покаянные дни Церковь приветствует своих духовных чад словами: «С праздником! С праздником Великого поста».

Марина Захарчук.

количество посещений (138)

Перейти к верхней панели