РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.

 (ПРАЗД. 21.09.2013)

ИКОНАВ то время, когда иудейский народ, по грехам своим, начинал терять свою независимость и переходить в зависимость от всемирного владычества римлян, в Галилее, в скромном иудейском городке Назарете, столь незначительном, что о нем ходила поговорка: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1, 46,),жила благочестивая чета, происходившая из царского рода Давидова: Иоаким и Анна. К этому времени потомки великого пророка и царя уже утратили свои преимущества, не считались «в князьях и тысящах Иудиных» и давно низошли в разряд простых людей.
Однако Предание говорит, что незаметные в очах человеческих Иоаким и Анна были велики пред Богом своею верою и благочестием. Оба они благоговейно чтили Бога, усердно выполняли его закон и отличались особым милосердием к ближним. Иоаким, подобно праотцам своего народа, занимался скотоводством. Значительную часть своих доходов благочестивые супруги употребляли для дел милосердия: ежегодно отделяли они от своих избытков две трети и жертвовали — вместо положенной по закону десятины — одну треть на храм, а другую — бедным. Этими делами благочестия они превосходили ту меру, какую требовал закон.
Казалось, ничто не должно бы возмущать их мирной и благословенной супружеской жизни. Но праведники не могут быть без искушений — добродетельные супруги дожили до лет преклонных и оставались бездетны, отчего сердца их были исполнены печали. Безчадство считалось у иудеев безчестьем перед людьми и наказанием от Бога. Особенным наказанием Божиим могло почитаться бездетство для тех, которые происходили от рода Давидова, так как из этого рода и должен был произойти долгожданный Мессия (Спаситель).
Много и усердно молились супруги, чтобы Бог снял их позор и даровал им дитя; однако прошло 50 лет их супружеской жизни, а неплодство Анны не разрешалось. Господь долгое время не отвечал на их усердные молитвы, испытывая их веру и терпение и тем самым очищая сердца их, дабы соделать их способными родить такое дитя, которому надлежало быть живым храмом вечного Сына Божия, благодатным сосудом Божественного воплощения. Безчадные супруги, думая, что Бог не дает им чада по грехам их, все с большим вниманием наблюдали за собою и с большей ревностью старались исполнять заповеди Божии. Они не ослабевали верой, молились и надеялись, ибо уповали, что Бог силен и безплодным даровать потомство. В молитве Иоаким и Анна обещали посвятить свое дитя Богу, если Господу будет угодно даровать им дитя. Как истинные дети Авраама, они сверх надежды верили с надеждою (Рим. 4, 18) и, таким образом, и в этом поднимались над ветхозаветной законностью.
При всем своем смиренномудрии и покорности воле Божией, добродетельные супруги не могли не огорчаться тем пренебрежением, которое им иногда случалось претерпевать от соотечественников. Однажды, говорит Предание, в один из великих праздников иудейских, Иоаким пришел в Иерусалим и хотел, по обычаю, принести богатую жертву Богу. Но первосвященник, принимавший жертвоприношения, отверг приношение Иоакима. «Не следует, — сказал он, — принимать от твоих рук даров, потому что ты безчаден, не имеешь Божия благословения, вероятно, из-за каких-то тайных грехов твоих». Этот упрек сильно опечалил праведника. И к тому же какой-то иудей, принесший вместе с прочими свою жертву, грубо оттолкнул Иоакима и сказал: «Отойди отсюда, разве не знаешь, что ты недостоин вместе с нами приносить дары свои Богу, потому что не оставил семени во Израиля». С новой силой почувствовал Иоаким свое недостоинство перед Богом и людьми. Обливаясь слезами, вышел он из Иерусалима и направился не в дом свой, а в горы, где паслись его стада, чтобы там, в уединении, излить перед Богом свою скорбь. В пустынном месте провел он сорок дней в посте и молитве, умоляя Господа, чтобы Он простил ему все грехи, избавил от поношения во Израили и благословил, хотя в старости, рождения чада.
В то время и святая Анна, узнав от рабов о горестном приключении с мужем ее в Иерусалиме, подобным образом возчувствовала всю скорбь безчадия. Во всем этом несчастии она обвиняла одну себя, как безплодную супругу; от скорби не могла вкушать пищи и только плакала о грехах своих и молилась Богу. Еще более раскрылась сердечная скорбь ее, когда она вышедши в сад, увидела на лавровом дереве птичье гнездо с птенцами. Вот, думала Анна, и птицы счастливее меня: они имеют и кормят детей своих, а я — бездетна! И с громким воплем начала просить у Господа помилования себе и того дара, которого Он не лишает и несмысленных тварей Своих.
Такое смирение и такая молитва праведников не могли далее оставаться без ответа от Бога. В самое время молитвы святой Анне явился Ангел Господний и сказал: «Не бойся, Анна! молитва твоя услышана; ты зачнешь и родишь Дочь, благословеннейшую из всех дочерей человеческих». Тогда скорбь ее мгновенно обратилась в радость. Анна пала пред Богом с чувством благодарности за столь радостную весть, тот же час дала обет посвятить дитя свое Господу и пошла в Иерусалим благодарить Его во храме. Ангел, явившийся святой Анне, явился и святому Иоакиму, возвестил ему ту же радость, а для большего удостоверения его предсказал, что когда Иоаким будет входить в Иерусалим, то у ворот города, с величайшей радостью, встретится с ним жена его. Все это исполнилось, и супруги вместе возблагодарили Бога в Храме.
Исполнилось, наконец, и обетование Ангела о младенце. Прошли дни чревоношения, и восьмого сентября праведная Анна родила Дочь — плод томительных ожиданий и пламенных молитв. Снято «поношение безчадства». Совершилось явно чудо милости Божией. Праведные супруги принесли Ему благодарственные молитвы и богатые жертвы. На восьмой от рождения день, исполняя повеление Ангела, Иоаким и Анна назвали дарованную им Богом Дочь Марией, что значит «госпожа, возвышенная». Святой Иоаким свято торжествовал Ее рождение; в знак благодарности своей он, кроме того, что принес Богу богатые жертвы, пригласил в свой дом священников и левитов и щедро угостил их.
Иоаким и Анна с первых дней жизни Девы Марии старались окружить Ее тем, что говорило бы детской душе о Боге. Ничто грязное и скверное не коснулось слуха и глаз ребенка. Первые слова, которые Она научилась лепетать, были имя Божие и молитва. С раскрытием сознания ребенка распускалась в Ее сердце любовь к Богу. Вся жизнь Девы Марии была пламенем ярко горящего светильника. К этому духовному огню не могло приблизиться никакое темное демоническое искушение. Она — единственная из дев, душа Которой не была затуманена ни на мгновение ни одним грехом.
Когда Деве Марии исполнился год, Иоаким пригласил к себе в дом священников и родственников. После трапезы каждый священник брал ребенка на руки и благословлял его. Когда Деве Марии исполнилось три года, родители решили исполнить данный ими обет и привести Ее в Иерусалимский храм.
День Рождества Пресвятой Девы Марии должен быть радостен для всего мира, потому что для всего мира эта Дева и рождена, чтобы стать Матерью Царя Неба и Земли, Матерью Подателя нескончаемой радости всему человеческому роду. Особенная, высочайшая наша радость в том, что Пресвятая Дева, став Матерью нашего Господа и Спасителя, сделалась по благодати Матерью и всех нас, соединенных с Ее Божественным Сыном живой верой, любовью и упованием. Вспомним, что завещал Ей Господь со Креста. «Иисус, — повествует святой Евангелист, — увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, Сын Твой. Потом говорит ученику: Се, Матерь Твоя!» (Им. 19, 26-27). Усыновив Своего возлюбленного ученика Пречистой Матери, Господь в его лице усыновил Ей и всех верующих, которых Он называет Своими братьями и друзьями (Мф. 12, 46-50, Ин. 15, 14-15).
Через Небесную Матерь мы возносим молитвы к Престолу Божию и через Нее надеемся получить от Бога дары Небесной благодати. Она стала нашей Споручницей во спасение и милостивой Ходатаицей о нас. Будучи Ее детьми, мы обращаемся к Ней в радости и скорби — уверенные, что найдем в Ней теплое материнское участие.
«О, всепетая Мати!» — такими словами начинается заключительный кондак православного акафиста Богородице, который молящиеся поют трижды, опускаясь на колени. Какие точные слова! Ведь и вправду: каких только песнопений — и хвалебных, и просительных — не возносил наш верующий народ Матери Божией, какими только эпитетами Ее не одаривал! А сколько создал иконописных изображений любимого образа: по некоторым подсчетам — больше тысячи. Почему наш народ так любит и чтит Богородицу? Это обусловлено тремя обстоятельствами. Два из них относятся к нам и состоят в том, что мы, во-первых, православные, а во-вторых — русские.
Православие принято называть одной из трех христианских конфессий. Это неточная формулировка. Православие — не конфессия, а единственная вера, полностью совпадающая с апостольской верой и сохранившая в себе весь объем истины, открывшейся собравшимся в Иерусалиме ученикам Христа в день Пятидесятницы. Католическое вероучение во многом отошло от этой веры, а протестантское — реформировало ее фактически до неузнаваемости. Православное отношение к Деве Марии может быть как следует понято лишь в сравнении к Ней отношения двух других христианских религий.
О протестантизме можно сказать очень кратко: там не только не считают Божию Матерь великой святой, но и святой вообще: у протестантов святых как таковых нет. Что же касается католиков, то у них много святых, и среди них Дева Мария, как и у православных, занимает совершенно исключительное место. Но у католиков — культ Девы Марии, а у нас — почитание. Они называют Ее Мадонной, а мы — Богородицей. Для них Она божество, для нас — человек. Мы видим в Богородице не богиню, а только вернейшую и надежнейшую Ходатаицу нашу пред Богом. Мы говорим «Пресвятая Богородице, спаси нас» не потому, что Она имеет силу спасать — ею обладает один Бог,- а потому, что не сомневаемся — Бог удовлетворит Ее ходатайство, не отринет просьбы Своей Пречистой Матери. Это очень важный момент, дополнительно свидетельствующий о сохранении нами апостольской религиозности. Ведь относились к Богородице Апостолы, находившиеся вместе с Ней в иерусалимской горнице в момент нисхождения Святого Духа, давшего жизнь Христовой Церкви, а впоследствии навещавшие Ее в Ее скромном жилище, благоухающем святостию, не как к небожительнице, а как к человеческому существу, пусть высочайшему из всех человеческих существ и, мало того, честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим. Они могли видеть эти дивные синие глаза, слышать этот «звучащий, как серебряный колокольчик», тихий и нежный голос, наблюдать Ее непрестанные домашние труды, к которым Она была приучена с раннего детства, и, может быть, заставать Ее за молитвой Своему Божественному Сыну, чья крестная смерть «оружием пронзила Ее душу». Богородица была простой женщиной, но только самой прекрасной из всех женщин, которые когда-либо жили на земле. Поэтому, обращаясь к Богородице, мы не впадаем в экзальтацию, охватывающую католиков при обращении к Мадонне. Богородица доступнее Мадонны, теплее, поэтому сердце православного человека сильнее тянется к Ней, и он произносит Ее имя с той интонацией, какая в данный момент соответствует его душевному расположению — грустной, радостной или же смешанной, где есть и радость, и грусть, и вера, и надежда, и любовь. Поэтому Она у нас и «всепетая».
И о третьей причине нашего особого отношения к Божией Матери. Нас можно назвать «богородичным народом» еще и потому, что Россия является одним из трех Ее уделов. Первый — Иверия — достался Ей по жребию, второй — Афон — по промыслительной остановке у этой горы Ее корабля. Третий же удел Она выбрала Сама и покрыла его святым Своим Покровом, который простирается над нами и сегодня. Доказательство этого очевидно: разве мог бы, пусть даже очень выносливый, народ пережить то, что мы пережили в двадцатом веке, и не исчезнуть? А мы выжили, и причина этого может быть только одна: возносимая к Богородице молитва русских людей «Твои бо есмы рабы, да не постыдимся» была Ею услышана.
Сегодня день Рождества Пресвятой Богородицы, и наши храмы оглашаются пением: «Рождество Твое, Богородице дево, радость возвести всей вселенной». У нас эта радость ощущается чуть сильнее, чем у других народов. Ведь если бы не родилась Богородица, не было бы и России.
Рождение каждого человека есть таинственное событие. Это событие не только для регистрации; в мир приходит новое существо, исполненное неразгаданной тайны. В самом деле: что принесет новорожденный человек миру и что даст ему жизнь? Как проживет жизнь новый человек, пришедший в мир: будет ли он талантливым и способным, обогатит ли общечеловеческую сокровищницу дарований или, может быть, дни его будут серыми и незаметными, и, вкусивши на земле скорби и печали, он уйдет незаметно, и память о нем погибнет?
Чему учит христиан праздник Рождества Пресвятой Богородицы? Чтобы родители-христиане помнили, кому они посвящают своих детей, кому отдают их души — Богу или демону. Иоаким и Анна — родители Пресвятой Девы — до Ее рождения, при зачатии, дали обет посвятить Ее Богу. Ребенок уже в утробе матери чувствует и воспринимает все, что происходит вокруг него. Особенно же — душевное состояние матери, с которой он связан как бы тысячами нитей. Если родители живут по-христиански, молятся, исповедаются в грехах, причащаются, то этим самым приобщают своего будущего ребенка к Богу. Если же в семье вместо молитвы звучат брань и проклятия, если между родителями происходят дикие ссоры, ребенок как бы вручается демону, ибо его душа получает урок жестокости. Все доброе и злое ребенок воспринимает гораздо непосредственнее и глубже, чем взрослые, его подсознание все хранит до самой смерти. Многие родители не находят ответа, жалуясь на жестокость и развращенность своих детей, упрекая их в самой черной неблагодарности, спрашивают, кто же их этому научил. А ответ есть: научили сами же родители, не понимая того. Проходят годы, и родители, получая возмездие от своих детей, с горечью говорят: «Мы хотели как можно лучше воспитать своего ребенка, а что из него вышло?» Вышло подобие родителей. Ничто так не близко друг другу, как души родителей и детей. Поэтому, чтобы приобщить ребенка к Богу, родители должны посвятить Богу свое сердце.
Церковь в конце каждой службы призывает молитвенную помощь святых родителей Девы Марии — Иоакима и Анны. Пусть эти ветхозаветные праведники будут для родителей примером терпения, надежды и любви.
Как часто в жизни мы испытываем жажду чистоты, обновления и радости. И как часто наше недостоинство, наши грехи заслоняют свет радости и блистания Божества. В день Рождества Владычицы вашей Богородицы обратимся к Ней и будем просить Пречистую и Пренепорочную, чтобы Она помогла нам побеждать грех и всякую нечистоту, чтобы чистым сердцем славить Бога и радоваться о Нем. Кто прибегает к Ней с верой и упованием, не отходит от нее, тот и услышан, ибо Ей дана благодать молиться за нас и помогать нам. Аминь.

 По материалам сайта: http://www.абакумовский-приход.рф