Рождество Христово.

(празд. 7 января 2014)

иконаПраздник Рождества Христова празднуется 7 января (нов. ст.) и имеет 5 дней предпразднства и 6 дней попразднства.
Последний день предпразднства именуется Навечерием Рождества Христова или Рождественским сочельником.

 

Младенец из Вифлеема

«Рождество Христово»
«И было во дни те: от императора Августа вышел указ о том, чтобы по всей земле шла перепись. Это была первая перепись, когда наместником Сирии был Квириний. Все шли на перепись, каждый в свой город. Направился также Иосиф из Галилейского города Назарета в Иудею, в Давидов город, именуемый Вифлеем, потому что был он из рода и дома Давида. Он шел на перепись вместе с обрученной ему Марией, Которая ожидала ребенка. И вот, когда они находились там, пришло Ей время для родов, и родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его, и положила в ясли для скота, потому что на постоялом дворе не нашлось для них места» (Лк. 2:1-7).

 

Несвоевременное путешествие

Этими лаконичными замечаниями евангелист Лука обозначил историческую обстановку и время рождения Иисуса Христа, а также причину, по которой Святое Семейство должно было совершить столь трудное и несвоевременное путешествие. Вспомним, что в 63 г. до н. э. Гней Помпей завоевал Палестину, вошедшую в состав новой римской провинции «Сирия». Властелины «Вселенной» («Ойкумены»), как называли Римскую империю, были людьми мудрыми, старавшимися сохранять у населения покоренных государств иллюзию самоуправления. Без необходимости они не нарушали местные формы правления, поддерживая ими же назначаемых марионеточных царей, – одним из которых был печально известный Герод (Ирод) I Великий, восседавший на Иерусалимском престоле с 37 по 4 г. до н. э., – и с уважением относились к общественным и религиозным традициям.

Октавиан Август (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.), став в 27 г. до н. э. единодержавным императором, вскоре провел тщательную перепись населения восточных провинций, необходимую для упорядочения системы налогообложения . Провинцией Сирия тогда управлял проконсул Квириний, и именно его чиновники внесли в списки новых подданных державного Рима Иосифа, Марию и их только что родившегося в Вифлееме Сына, названного Иисусом («Господь спасает»). Римляне записывались по месту своего проживания, а иудеи, в силу устойчивых родовых традиций, – по месту происхождения. Мы знаем, что Иосиф и Мария являлись потомками царя Давида (умер ок. 970 г. до н. э.), родом из Вифлеема, расположенного в 7 километрах к юго-западу от Иерусалима. (Представители этой славной династии еще в VI столетии до н. э. были лишены трона и вели жизнь частных граждан, не афишируя своего происхождения.) Этим и объясняется столь несвоевременное для Девы Марии путешествие через всю Палестину, с севера на юг, в родной город предков, где у них не было своего дома и где из-за наплыва народа им не нашлось в день прибытия места в гостинице.

Хорошо понятна и реакция царя Ирода: узнав о рождении законного наследника Иудейского престола, он повел себя так, как и поступают бесчеловечные самозванцы и узурпаторы.

 

Смысл Боговоплощения

«Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом», – так сформулировал великую тайну боговоплощения раннехристианский мыслитель Ириней Лионский (II в.).

Бог явился во плоти, и это событие стало единой, универсальной точкой отсчета Всемирной истории, сообщившей цель и смысл всему временному космосу. «В Палестине совершился величайший факт всемирной истории, который должен быть признан центральным не только христианами: то, что произошло в Вифлееме, предопределило всю всемирную историю» (Николай Бердяев). Неудивительно, что именно День Рождения Вифлеемского Младенца, явившегося в мир незаметно и даже в загоне для скота (а вовсе не социальная или техническая революция!) стал краеугольной хронологической вехой, навсегда разделившей мировую историю на две эпохи: ДО и ПОСЛЕ Рождества Христова.

Евангелисты не указывают ни точного года (тогда еще не было единой эры), ни дня рождения Иисуса Христа, и мы определяем лишь период этого события: 7-5 годы до н. э. Календарная же дата праздника Рождества, 25 декабря, установленная еще в IV веке в качестве обязательной для всего христианского мира, имеет не историческое, но назидательно-символическое значение. Это – день зимнего солнцеворота, победа солнца над тьмой, победа «Солнца Правды» над тьмой языческого идолопоклонства.

Предложенная в 525 г. римским архивариусом Дионисием Малым эра «от Рождества Христова» завоевывала мир постепенно, распространяясь с Запада на Восток, а в России была введена лишь на рубеже 1699/1700 гг. До этого наши предки отсчитывали даты в рамках условно-символической эры «от сотворения мира».

В настоящее время христианская эра принята во всем мире, вольно или невольно признавшем тем самым, что более важной точки отсчета, чем празднуемый нами День Рождения Младенца из Вифлеема, просто не существует!

 

«Таинство чуждое вижу…»

Богослужение праздника сосредоточено на мистерии чудесного рождения Девой Марией Сына, Спасителя и Нового Адама, пришедшего в мир, чтобы восстановить в первоначальном достоинстве образ «древнего Адама» – всего ветхого человечества. Мы переживаем богочеловеческую диалектику таинства «чуждого и неимоверного»: пещера (вертеп) становится небом, Богоматерь – Херувимским престолом, а ясли – вместилищем возлежащего в них невместимого Бога и беспомощного Младенца одновременно.

Две тысячи лет тому назад, во дни императора Августа, для Богомладенца Иисуса не нашлось места даже на постоялом дворе, и Он родился в яслях для животных, согревавших Его своим дыханием. Мир, как и сейчас, был слишком занят собой, полагая задачи своего экономического и политического переустройства первостепенными. Но не все люди духовно слепы и глухи: и вот уже чистые сердцем простые пастухи, первыми (!) услышавшие от ангела о «великой радости», спешат к своей пещере и приветствуют лежащего на соломе Младенца. А вскоре медленно выходят, как бы из глубины веков, седые мудрецы («волхвы»), проделавшие огромный путь вслед за ниспосланной им Свыше звездой. Они искали Бога на путях трудных и тернистых и теперь, обретя, склоняются пред Его колыбелью, принеся дары.

Само Небо приблизилось к земле, чтобы человек взглянул в него и понял, что землей еще не кончается ни мир Божий, ни жизнь человеческая.

«Во дни царя Ирода…»

«Когда же родился Иисус в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, вот, волхвы (звездочеты) от восточных стран прибыли в Иерусалим и спрашивали: «Где новорожденный Царь Иудейский? Ведь мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться». Услышав об этом, царь Ирод взволновался, а с ним и весь Иерусалим» (Евангелие от Матфея 2:1-2).

 

Где родившийся Царь?

Прошло около двух лет со времени той тревожной и благословенной ночи на окраине Вифлеема, где в яслях для скота появился на свет Младенец, Которому предстояло изменить лицо Вселенной. Иосиф и Мария разыскали дом, вероятно, когда-то принадлежавший их предкам, и намеревались остаться в нем навсегда, но Провидение судило иначе. Их уединенная скромная жизнь внезапно оказалась прерванной появлением странных и экзотических по виду людей, принадлежавших к зороастрийской касте персидских звездочетов. Они тоже ждали пришествия Небесного Посланника, который прекратит извечную, по их мнению, борьбу между космическими силами Добра и Зла, являясь при этом единственным на Земле языческим народом, разделявшим с ветхозаветными иудеями мессианские настроения. Поэтому лишь они и пришли поклониться неведомому пока миру Царю.

Жители Иерусалима смотрели на пришельцев с испугом и недоумением, в ужасе отшатываясь при страшном вопросе о родившемся царе. Вспомним, что Иудеей уже более трех десятилетий правил жестокий и коварный чужеземец – Герод (Ирод) I «Великий» (37-4 гг. до н. э.), узурпировавший иерусалимский престол благодаря поддержке своих римских друзей – триумвиров Августа и Антония. Этот чудовищный человек казнил свою жену, принадлежавшую к свергнутой им династии Маккавеев, и двух любимых народом сыновей, заподозрив их в намерении лишить его трона, а перед смертью казнит еще одного сына.

 

Ирод и волхвы

Легко представить реакцию самозванца, которому всюду чудились заговоры, действительные и мнимые. Он легко узнал через знатоков Священного Писания о месте рождения законного наследника древней династии, основанной тысячелетием ранее знаменитым библейским царем Давидом из Вифлеема. Пророчество об этом содержится в книге ветхозаветного пророка Михея (5:2).

Затем Ирод пригласил ничего не подозревающих волхвов к себе, узнал у них время рождения Мессии и послал их в Вифлеем с коварным поручением.

Поклонившись Младенцу и приняв знак Свыше, волхвы не вернулись к жестокому царю. Иосиф получил в сновидении такое же предупреждение от ангела:

«Вставай, возьми Дитя и Матерь Его, и беги в Египет, и оставайся там, пока я не скажу тебе; потому что Ирод намерен разыскать Дитя, чтобы Его погубить» (Мф. 2:13).

Так Ироду не удалось узнать, в каком доме проживало Святое Семейство в Вифлееме. Когда он понял, «что волхвы насмеялись над ним, пришел в великую ярость и послал солдат умертвить в Вифлееме и по всей округе всех младенцев в возрасте от двух лет и менее, в соответствии с тем сроком, который он выведал от волхвов» (Мф. 2:16). Однако безумный замысел «устранить законного претендента на Иудейский престол» не удался. Иосиф уже увез семью в Египет, где было легко затеряться среди многоязычного населения.

 

Когда же родился Христос?

Период рождения Иисуса Христа определяется так: во время избиения вифлеемских младенцев Ему было не более двух лет, а после скорой смерти царя Герода I Великого (умер в 750 г. от основания Рима, то есть 13 марта 4 г. до н. э.), когда Святое Семейство вернулось в Палестину, Он был еще «Дитя» (Мф. 2:21). Следовательно, Христос родился за 5-7 лет до начала эры, носящей теперь Его имя. Создатель нашего летосчисления римский аббат и папский архивариус Дионисий Малый (VI в.) ошибся в своих расчетах на несколько лет. Он отнес дату Рождества Христова к 754 г. от основания Рима (ab Urbe Condita). Вероятно, Дионисий опирался на авторитетный памятник, находившийся в его библиотеке, известный науке как «Хронограф 354 года». Здесь рождение Христа отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла (т. е. 1 г. н. э.): «При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ (25 декабря) в пятницу 15-й луны» .

 

ВОЛХВЫ

— «традиционный перевод греческого слова magoi (ед. ч. magos), означавшего прежде всего иранских, а затем также месопотамских и вообще ближневосточных и средневосточных жрецов и адептов традиционой мудрости, которые располагают тайными знаниями по астрологии, снотолкованию и т. п. (из чего развилось позднейшее значение термина «маг»)» (Сергей Аверинцев. Переводы… с. 196). (Не путать с древнерусскими волхвами-язычниками! Согласно Геродоту, маги – одно из шести племен, из которых образовался мидийский народ. «Волхвы явились в Иудею спустя около двух лет по зачатии Пресвятою Девою Господа нашего Иисуса Христа» — Некрасов А. Замечания к первым двум главам русского перевода Евангелия от Матфея // Правосл. Собеседник, 1884, февраль, с. 164). Они тоже ждали пришествия Небесного Посланника (Саошианта), который прекратит извечную, по их мнению, борьбу между космическими силами Добра и Зла, и являлись при этом единственным на Земле языческим народом, разделявшим в ветхозаветными иудеями мессианские настроения. Поэтому лишь они и пришли поклониться неведомому пока миру Царю. Рассказ евангелиста Матфея о волхвах указывает на участие язычников в мессианском Царстве. Св. Иоанн Златоуст называет их «начатком верующих из язычников».

Символическое соотношение поклонения Младенцу Христу пастухов и волхвов: сначала – представители иудейского народа, а уже затем – язычники. Волхвы олицетворяют языческий мир.

Символика даров. Золото – обычная дань Царю, указывает на царское достоинство Христа, потомка царя Давида; ладан, употребляющийся при богослужении, – указывает на божественность Младенца; мирра (смирна), широко распространенная на Востоке благовонная мазь, употреблявшаяся для умащения покойников, – указывает на будущую страдальческую смерть.

В Средние века о волхвах сложился разветвленный цикл легенд. Уже Ориген (†253 г.) исходит из того, что число волхвов соответствовало числу их даров, т. е. было равно трем, и это становится общепринятой версией. (В древнем сирийском и армянском варианте легенды – волхвов было двенадцать.) Они становятся царями и представителями трех рас человечества (см. у Дюрера – один из них – негр), а также – трех возрастов человека. Имена волхвов в раннехристианской литературе варьируются, позднее получает распространение западный вариант имен: Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Вернувшись из Палестины, предались созерцательной жизни, затем встретились в Парфии с ап. Фомой и были им крещены. Стали проповедниками и приняли мученическую кончину. Мощи были найдены императрицей Еленой и перенесены сначала в Константинополь, потом в Милан и Кельн. Покровители путешественников. Предполагаемое царское достоинство волхвов сообщило празднику Богоявления на Западе название Festum (Trium) Regum, «Праздник (Трех) Царей», 6 января. В современном календаре – «(Бого)явление Господа», Epiphania Domini.

по материалам сайта: http://azbyka.ru